Комбинированный урок "Орфорграммы корня". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(Александр Иванович Куприн)

Цель деятельности учителя: создавать условия для объяснения понятия о видах орфограмм в корне, формирования умений определять орфограмму, применять правило, повторения пунктуационных правил и норм.

Планируемые результаты:

Предметные – знают орфограммы корня, осуществляют самостоятельную запись текста под диктовку.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя

Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А4, А3, фломастеры.

Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».

Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова.

Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение)

Демонстрационный материал: Музыка: «Метель» Г.Свиридова, картины зимнего пейзажа, стихотворения, загадки о зиме, карточки индивидуального опроса, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова», орфографический словарь.

Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для выполнения самостоятельной работы, работы в парах; лист личных достижений – Приложение 1.

Таблица формирования универсальных учебных действий

Этапы урока Формирование предметных умений Формирование УУД
Организационный момент
Привитие культуры умственного труда Р. Планирование учебного сотрудничества
Орфографическая разминка Закрепление правописания слов с орфограммой в корне.
Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно
К. Поиск информации в традиционных источниках
Проверка домашнего задания Структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. К. Поиск информации в традиционных источниках.
Орфографический тест Закрепление определения орфограмм в корне словах. Р. Контроль в форме теста
П. Умения строить речевые высказывания
Профилактическая работа по предупреждению ошибок. Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций. П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.
Работа в парах по
карточке
Группировка слов по определённым признакам.
Работа с однокоренными словами (определение корня).
Р. Планирование определённая последовательность промежуточных
целей с учётом конечного результата.
Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.
П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.
П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.
К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.
К. Управление поведением партнёра.
Систематизация имеющихся знаний Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне). Р.Составление плана и последовательности действий
Работа с текстом, составление словосочетаний Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами. К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке Развитие навыков само- и взаимопроверки. Р. Контроль – сличение с эталоном
Работа со словарными словами Развитие монологической речи учащихся.
Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Птицы»
Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым
усилиям и преодолению препятствий
П. Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.
П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения
К. Умение выражать мысли в соответствие с ситуацией.
К. Поиск информации в словаре.
Л. Экологическое осознание окружающей среды.
Творческая работа. Задание на дом Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне.
Развивать творческие способности учащихся.
Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.
Рефлексия Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Ход урока

I. Оргмомент

Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»

Ушла уж осень торопливо,
Пришёл черёд и зимним снам.
Сегодня ж щедрою рукою
Зима дары вручает нам.

– Уточните значение выражения «зима дары вручает нам»

– Чем воспользуемся для объяснения значения слова «дар»? (Толковыми словарями)

– Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)

– О каких дарах зимы идёт речь? (Свободные высказывания учащихся)

– Выполняя задания мы, нарисуем словесный портрет замечательного и любимого многими времени года.

II. Орфографическая разминка

– Прочитайте предложение. Вставьте буквы.

Аккуратного енота потрепал сегодня кто-то, он домой спешит бегом гладить шубку утюгом.

– Какие орфограммы встретились? (В корне слова).

III. Проверка домашнего задания

  1. Теоретическая разминка.
  2. Восстановите запись
Орфограммы в корне
проверяемые гласные непроверяемые гласные чередующиеся гласные о-е после шипящих ы-и после ц
 

– Каким образом на занятии русским языком мы можем передать свое отношение к обсуждаемой теме? (Высказать свою точку зрения, качеством выполнения заданий с точки зрения орфографии).

– Выполнив ряд тренировочных заданий , покажем своё отношение к нашей обсуждаемой теме разговора.

– Сформулируйте тему урока, запишите, определите для себя цель урока.

IV. Орфографический тест

Задания:

  1. Найдите строчку, в которой пропущена только буква О.
    1. Р..стение, оч..рование, д..лина, б..гровый;
    2. ж..лтый, р..скошный, прил..жание, насл..ждение;
    3. пр..щание, к..сались, тр..пинка, к..нструкция;
    4. ш..рох, преод..ление, р..сток, задр..жали.
  2. Найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква Е.
    1. Неб..са, ув..дание, бл..стящие;
    2. тр..вога, расст..лать, в..рхушка;
    3. т..атр, соч..тание, соб..рутся;
    4. вп..чатление, ж..лал, ж..лел, ж..лет.

Ответ: 1, 4, 2, 3.

При необходимости можно записать слова, вызвавшие затруднения.

V. Профилактическая работа по предупреждению ошибок

  • На дворе – горой, а в комнате – водой (снег)

  • Морковка бела всю зиму росла.
    Солнышко пригрело, всю морковку съело (сосулька)

  • Не колючий, светло-синий,
    На ветвях развешан (иней)

  • Прозрачен, как стекло,
    А не вставишь в окно (лёд)

  • С неба – звездой,
    В ладошку – водой (снежинка)

  • Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз)

  • Взял дубовых два бруска, два железных полозка.
    На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…(санки)

  • Под гору – коняшки.
    В гору – деревяшки (лыжи)

  • Мчусь, как пуля, я вперёд,
    Лишь поскрипывает лёд.
    Да мелькают огоньки.
    Кто несёт меня? (коньки)

– Проверьте по образцу правильность ваших выводов. (Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки).

– Оценим в листах личных достижений результат работы:

  • красным цветом – смекалка, сообразительность помогли. Все ответы правильные. Я доволен.
  • Зелёным – старался, но некоторые моменты были не учтены. Следует обратить внимание.
  • Синим – были существенные недочёты, надо ещё постараться.

Работа в парах по карточкам

– Как по-вашему, какие виды работ нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание? (Составить словосочетания, сгруппировать по определённым признакам, подобрать однокоренные слова).

VI. Работа в парах по карточке

Интересные задания подобраны в карточках. Работать будете парами.

– Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.

Задание 1

Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель (распределить по группам).

Задание 2

Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.

– Доказать, что выписали однокоренные слова.

– Выделите корень в этих словах.

– Какую особенность наблюдаете?

«…Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»

Проверка выполненного задания по образцу.

– По какому признаку сгруппированы слова? Докажите, что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки – однокоренные.

Вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. Иногда в корне родственных слов происходит чередование согласных.

Физкультурная пауза.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

VII. Работа с текстом, составление словосочетаний

1. Звучит музыка : «Вальс» Г. Свиридова.

Карточки – Приложение 2.

2. Запись текста под диктовку.

В слабо подготовленном классе провести предварительную подготовку: в записи на доске найти слова с орфограммами в корне, объяснить их написание, затем закрыть доску и записать под диктовку.

Многие любят зиму именно за то, что она дает возможность заняться зимним спортом или просто поиграть в снегу, покататься с горок на санках.
А вот кому мороз не в радость – это зверям и птицам. Им нелегко найти себе укромный приют, нелегко добыть корм из-под снега. Некоторые звери впадают в спячку, спят под снегом в своих берлогах и норах всю зиму, некоторые птицы улетают на юг. А вот тем, кто остался зимовать, приходится побороться, чтобы выжить в суровую зиму.

Взаимопроверка выполненных заданий по карточке. (Контроль в форме сличения результата с заданном эталоном с целью обнаружения отличий).

Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточкам:

  • Красным цветом – умело применил изученные правила, ошибок нет.
  • Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки.
  • Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.

VIII. Работа со словарными словами

Вот север, тучи наг·няя,
Д·хнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – з·ма.
Пришла, рассыпалась; кл·ками
Повисла на суках дубов..
Р·бята принесли в лукошке
·вёс, гречиху, крошки.
Сн·гирь, с·ница, в·робей
Благодарят за корм д·тей.

– Почему зимой нужно заботиться о птицах?

– Объясните правописание пропущенных орфограмм.

– Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами?

(Проверить написание слова по орфографическому словарю)

– Выделите грамматическую основу предложения.

– Подведём итог выполненного задания:

  • Красным цветом – я знаю правильное написание словарных слов, ошибок нет.
  • Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова.
  • Синим – забыл написание некоторых словарных слов, следует систематически повторять написание слов по орфографическому словарю.

IX. Творческая работа

– Вам снова предстоит окунуться в мир зимы, рассказать о нёй, поделиться своими впечатлениями, описать пейзаж.

– Давайте определим:

  1. Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).
  2. Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…)

– Обозначим этапы работы в виде схемы.

СХЕМА ТЕКСТА.

Что будем делать?

Передавать личные впечатления.

Зачем?

Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.

Как?

В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения.

– Озаглавьте свои работы.

– И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/.

X. Домашнее задание

Написать сочинение.

Вы, конечно, успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки.

XI. Рефлексия.

– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?