Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(Александр Иванович Куприн)
Цель деятельности учителя: создавать условия для объяснения понятия о видах орфограмм в корне, формирования умений определять орфограмму, применять правило, повторения пунктуационных правил и норм.
Планируемые результаты:
Предметные – знают орфограммы корня, осуществляют самостоятельную запись текста под диктовку.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя
Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А4, А3, фломастеры.
Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».
Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова.
Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение)
Демонстрационный материал: Музыка: «Метель» Г.Свиридова, картины зимнего пейзажа, стихотворения, загадки о зиме, карточки индивидуального опроса, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова», орфографический словарь.
Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для выполнения самостоятельной работы, работы в парах; лист личных достижений – Приложение 1.
Таблица формирования универсальных учебных действий
Этапы урока | Формирование предметных умений | Формирование УУД |
Организационный
момент |
Привитие культуры умственного труда | Р. Планирование учебного сотрудничества |
Орфографическая разминка | Закрепление правописания слов
с орфограммой в корне. |
Р. Целеполагание на основании
соотнесения того, что известно и
усвоено уч-ся и что ещё неизвестно К. Поиск информации в традиционных источниках |
Проверка домашнего задания | Структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. | К. Поиск информации в традиционных источниках. |
Орфографический тест | Закрепление определения орфограмм в корне словах. | Р. Контроль в форме теста П. Умения строить речевые высказывания |
Профилактическая работа по предупреждению ошибок. | Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций. | П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез. |
Работа в парах по карточке |
Группировка слов по
определённым признакам. Работа с однокоренными словами (определение корня). |
Р. Планирование определённая
последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном. П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем. П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация. К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе. К. Управление поведением партнёра. |
Систематизация имеющихся знаний | Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне). | Р.Составление плана и последовательности действий |
Работа с текстом, составление словосочетаний | Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами. | К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке | Развитие навыков само- и взаимопроверки. | Р. Контроль – сличение с эталоном |
Работа со словарными словами | Развитие монологической речи
учащихся. Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Птицы» |
Р. Саморегуляция – способность к
мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий П. Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения К. Умение выражать мысли в соответствие с ситуацией. К. Поиск информации в словаре. Л. Экологическое осознание окружающей среды. |
Творческая работа. Задание на дом | Закрепить правописание слов с
безударными гласными,
парными согласными в корне. Развивать творческие способности учащихся. |
Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно. |
Рефлексия | Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. | Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
Ход урока
I. Оргмомент
Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»
Ушла уж осень торопливо,
Пришёл черёд и зимним снам.
Сегодня ж щедрою рукою
Зима дары вручает нам.
– Уточните значение выражения «зима дары вручает нам»
– Чем воспользуемся для объяснения значения слова «дар»? (Толковыми словарями)
– Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)
– О каких дарах зимы идёт речь? (Свободные высказывания учащихся)
– Выполняя задания мы, нарисуем словесный портрет замечательного и любимого многими времени года.
II. Орфографическая разминка
– Прочитайте предложение. Вставьте буквы.
Аккуратного енота потрепал сегодня кто-то, он домой спешит бегом гладить шубку утюгом.
– Какие орфограммы встретились? (В корне слова).
III. Проверка домашнего задания
- Теоретическая разминка.
- Восстановите запись
Орфограммы в корне | ||||
проверяемые гласные | непроверяемые гласные | чередующиеся гласные | о-е после шипящих | ы-и после ц |
– Каким образом на занятии русским языком мы можем передать свое отношение к обсуждаемой теме? (Высказать свою точку зрения, качеством выполнения заданий с точки зрения орфографии).
– Выполнив ряд тренировочных заданий , покажем своё отношение к нашей обсуждаемой теме разговора.
– Сформулируйте тему урока, запишите, определите для себя цель урока.
IV. Орфографический тест
Задания:
- Найдите строчку, в которой пропущена только буква О.
- Р..стение, оч..рование, д..лина, б..гровый;
- ж..лтый, р..скошный, прил..жание, насл..ждение;
- пр..щание, к..сались, тр..пинка, к..нструкция;
- ш..рох, преод..ление, р..сток, задр..жали.
- Найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква Е.
- Неб..са, ув..дание, бл..стящие;
- тр..вога, расст..лать, в..рхушка;
- т..атр, соч..тание, соб..рутся;
- вп..чатление, ж..лал, ж..лел, ж..лет.
Ответ: 1, 4, 2, 3.
При необходимости можно записать слова, вызвавшие затруднения.
V. Профилактическая работа по предупреждению ошибок
-
На дворе – горой, а в комнате – водой (снег)
-
Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело (сосулька) -
Не колючий, светло-синий,
На ветвях развешан (иней) -
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно (лёд) -
С неба – звездой,
В ладошку – водой (снежинка) -
Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз)
-
Взял дубовых два бруска, два железных полозка.
На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…(санки) -
Под гору – коняшки.
В гору – деревяшки (лыжи) -
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)
– Проверьте по образцу правильность ваших выводов. (Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки).
– Оценим в листах личных достижений результат работы:
- красным цветом – смекалка, сообразительность помогли. Все ответы правильные. Я доволен.
- Зелёным – старался, но некоторые моменты были не учтены. Следует обратить внимание.
- Синим – были существенные недочёты, надо ещё постараться.
Работа в парах по карточкам
– Как по-вашему, какие виды работ нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание? (Составить словосочетания, сгруппировать по определённым признакам, подобрать однокоренные слова).
VI. Работа в парах по карточке
Интересные задания подобраны в карточках. Работать будете парами.
– Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.
Задание 1
Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель (распределить по группам).
Задание 2
Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.
– Доказать, что выписали однокоренные слова.
– Выделите корень в этих словах.
– Какую особенность наблюдаете?
«…Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»
Проверка выполненного задания по образцу.
– По какому признаку сгруппированы слова? Докажите, что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки – однокоренные.
Вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. Иногда в корне родственных слов происходит чередование согласных.
Физкультурная пауза.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
VII. Работа с текстом, составление словосочетаний
1. Звучит музыка : «Вальс» Г. Свиридова.
Карточки – Приложение 2.
2. Запись текста под диктовку.
В слабо подготовленном классе провести предварительную подготовку: в записи на доске найти слова с орфограммами в корне, объяснить их написание, затем закрыть доску и записать под диктовку.
Многие любят зиму именно за то, что она дает возможность заняться зимним спортом или просто поиграть в снегу, покататься с горок на санках.
А вот кому мороз не в радость – это зверям и птицам. Им нелегко найти себе укромный приют, нелегко добыть корм из-под снега. Некоторые звери впадают в спячку, спят под снегом в своих берлогах и норах всю зиму, некоторые птицы улетают на юг. А вот тем, кто остался зимовать, приходится побороться, чтобы выжить в суровую зиму.
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке. (Контроль в форме сличения результата с заданном эталоном с целью обнаружения отличий).
– Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточкам:
- Красным цветом – умело применил изученные правила, ошибок нет.
- Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки.
- Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.
VIII. Работа со словарными словами
Вот север, тучи наг·няя,
Д·хнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – з·ма.
Пришла, рассыпалась; кл·ками
Повисла на суках дубов..
Р·бята принесли в лукошке
·вёс, гречиху, крошки.
Сн·гирь, с·ница, в·робей
Благодарят за корм д·тей.
– Почему зимой нужно заботиться о птицах?
– Объясните правописание пропущенных орфограмм.
– Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами?
(Проверить написание слова по орфографическому словарю)
– Выделите грамматическую основу предложения.
– Подведём итог выполненного задания:
- Красным цветом – я знаю правильное написание словарных слов, ошибок нет.
- Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова.
- Синим – забыл написание некоторых словарных слов, следует систематически повторять написание слов по орфографическому словарю.
IX. Творческая работа
– Вам снова предстоит окунуться в мир зимы, рассказать о нёй, поделиться своими впечатлениями, описать пейзаж.
– Давайте определим:
- Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).
- Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…)
– Обозначим этапы работы в виде схемы.
СХЕМА ТЕКСТА.
– Что будем делать?
– Передавать личные впечатления.
– Зачем?
– Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.
– Как?
– В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения.
– Озаглавьте свои работы.
– И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/.
X. Домашнее задание
Написать сочинение.
Вы, конечно, успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки.
XI. Рефлексия.
– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?