Поиск способов повышения уровня культуры учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.
Адольф Дистервег

Период детства - самый ответственный период в развитии человека, формировании разносторонней личности. В воспитании ребенка младшего школьного возраста нет ничего второстепенного, важно все. Хочу начать с удивительных слов Софокла:

Много есть чудес на свете,
Но чудесней человека
Нет на свете ничего.

Говорить о культуре человека можно с разных позиций. В общем понимании слова культурный человек – это тот, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый прийти на помощь, умеющий общаться, придерживающийся норм этикета.[1] Но в современном обществе этого недостаточно. Сейчас культурный человек – это нравственно цельная личность, всесторонне развитая, широко образованная, обладающая различными компетенциями, внутренне свободная.

Конечно же, главные и первые учителя и воспитатели ребёнка – это родители. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Именно семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Уже позже в формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения, школа, книги, театр, интернет, кино и телевидение, весь строй нашей жизни. На первом родительском собрании обычно задаю вопрос: “ Чего вы ждёте от школы?” Ответы, как правило, повторяются. В этом году были такие ответы:

1. Высокий уровень образования – 89 %

2. Сохранение психического и физического здоровья детей - 76%

3. Помощь в повышении культуры и нравственности учащихся – 63%

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель: объединить усилия родителей и учителей, сформировать единое воспитательное пространство “семья-школа”. Родители должны стать реальными помощниками учителя.

В школе воспитание и обучение - неразделимые понятия. Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Культура и нравственность формируется и на уроках, и во внеклассных мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит от всего школьного пространства, в котором формируется ребенок.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Хочу представить некоторые технологии, педагогические приёмы, которые использую в работе классного руководителя. Фундаментом работы по воспитанию и развитию школьника считаю индивидуализацию. Формы и методы индивидуальной работы с учащимися различны. Любая работа начинается с изучения особенностей каждого ученика – это помогает найти ключик к сердцу моих воспитанников и раскрыть их как личность. Использую различные методы:

  • Это наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности.
  • рисуночные методики “Нарисуй человека”, “Несуществующее животное”, “Метод пиктограмм”;
  • анкетирование на разные темы с целью познания учащихся “Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?”;
  • индивидуальные беседы с учащимися – “Посекретничаем?”;
  • коллективные беседы цикла “Поговорим начистоту”: “Что такое справедливость?”, “ О товариществе и дружбе?”; “Добрый человек – какой он?”
  • Метод “Поезд настроения” и другие.

Изучая особенности своих учеников, сразу видишь, что у тебя в руках необыкновенно разноцветная палитра детских душ, у каждого маленького человечка есть талант. Его только надо “откопать”. Чтобы развивать и углублять эти способности, необходимо включать всех учащихся в воспитательную деятельность. Расскажу ещё об одной технологии - технологии увлечения совместной деятельностью. Чтобы интересно было всем и никто не остался в стороне, необходимо увлечь детей перспективой совместного интересного и полезного дела. На классных часах использую следующие приёмы:

А) увлечение радостной перспективой: “Давайте помечтаем”, “Представим себе, что…”. Эти приёмы хороши для подготовки к участию в конкурсах, перед экскурсией.

Б) Увлечение добрым делом. Обычно использую на классных часах “День пожилого человека”, “Поздравь ветеранов”, “Помоги птицам” и др.

В) Увлечение необычным, таинственным, загадочным. Приём использую на классных часах “Кто разгадает тайну капли воды?”, “ Самые – самые животные”, “Эти удивительные растения” и др.

Технология увлечения совместным делом в начальной школе работает безотказно, обычно каждый ребёнок заинтересован и участвует в общем деле.

Очень интересной считаю технологию коллективного планирования. Готовясь к какому-то делу, мероприятию использую приём “Копилка интересных предложений”. Так, при подготовке к общешкольным Фестивалям творчества, Марафонам творческих групп каждый ребёнок мог в течение недели найти интересный материал, сценку, песню, идею, которые потом на классном часе мы обсудили и выбрали для выступления наиболее понравившиеся. Самый первый классный час в году обычно провожу, так же используя технологию коллективного планирования. Как одну из форм использую игру - эстафету “Жить интересно и с пользой!”. Делимся на команды, команды получают маршрутные листы, путешествуют по станциям. На этих станциях каждый должен письменно ответить на вопрос. Станция “Хобби”: “Чем я люблю заниматься в свободное время. Чем бы я хотел заниматься на классных часах в этом году?” Станция “Что? Где? Когда?”: “ Где я хочу побывать с классом ….. Что я хочу посмотреть и обсудить в классе….”Станция “Опыт”: “Что в прошлом году мне больше всего понравилось и хотелось бы повторить в этом учебном году… ” Станция “Я сам”: “ Я сам смог бы подготовить и провести в классе….” Конечно же пожелания детей надо обязательно проанализировать и по возможности включить в план работы. Вся проводимая воспитательная работа с применением технологии коллективного планирования приносит хорошие результаты: дети активно участвуют в праздниках, конкурсах, делах; повысился уровень воспитанности; уровень развития самооценки. Ведь доброе дело будет сделано только тогда осознанно и от всей души, когда оно будет придумано и спланировано самим ребёнком.

Эффективной является технология деятельностного подхода. Совместные дела дают возможность сплотить учеников, воспитать коллективную ответственность. Китайская пословица гласит: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь”. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически применить вне его.[3] Этому могут служить предметные недели, организации выставок рисунков, различных поделок, литературные викторины, конкурсы сочинений и читательские конференции, которые часто проводим на базе районной библиотеки. Причём в 3–4 классах организацию фрагментов мероприятия поручаю самим детям, это творческие или инициативные группы.

Очень важным считаю принцип успешности. И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. В моём классе все дети принимают участие в работе органов самоуправления и имеют трудовое поручение. Все вместе – галактика нашего класса, мы делимся на планеты порядка, спорта, творчества, книжкину и зелёную планеты.. В конце каждой четверти обязательно подводим итоги не только успеваемости, но и общественно – полезной работы: как работали планеты, отмечаем лучших дежурных по классу.

В школе ребята овладевают не только навыками культуры общения и культуры поведения, но и культурой организации досуга. В связи с этим большое внимание уделяю организации досуговой деятельности детей. Все ученики класса занимаются в учреждениях дополнительного образования. Это и школы искусств – музыка и рисование, и различные детские спортивные школы и секции: плавание, футбол, фитнесс, хип – хоп, вольная борьба, лыжная секция, конный спорт, школы иностранного языка. Считаю, что занятость ребят во внеучебной деятельности приучает их ценить и организовывать своё время, отвлекает от дурных мыслей, формирует общую культуру. В дни каникул планируем различные экскурсии и поездки. Здесь целесообразно использовать социокультурный потенциал нашего города. Так, во втором классе мы посетили художественный и краеведческий музеи нашего города, школьный музей, районную библиотеку, спектакли во Дворце спорта, Дворце культуры, посетили с экскурсией Центр внешкольной работы, ездили в местный зоопарк. Так же ездили в Москву на новогоднюю ёлку, посетили Московский планетарий и зоопарк.

Все это было бы просто невозможно без активного участия и помощи родителей моих учеников. Стараюсь использовать разнообразные формы и технологии работы с родительским коллективом: родительские собрания и конференции, тренинговые занятия, индивидуальные консультации и беседы, посещения на дому. Ну и, конечно же, организация совместных дел. Совместные экскурсии и внеклассные мероприятия, оформление выставок детских работ. Я взяла себе за правило заканчивать любое родительское собрание показом через мультимедиа проектор фотографий, которые были сделаны на всех прошедших мероприятиях. Такой своеобразный отчет о проделанной работе всегда очень интересен родителям.

Для того, чтобы провести анализ воспитательной работы, уровень продвижения учащихся, использую в работе традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:

  • Мониторинг “Определение уровня воспитанности учащихся”.
  • Тест “Ты и твои дела”.
  • Занятие-практикум “Как помочь товарищу, если он попал в беду?”
  • Анкетирование “Межличностные отношения школьников”.
  • Организационно-деятельная игра “Развитие личности младшего школьника”.
  • Опрос “Какой у нас коллектив”.
  • Сочинение-рассуждение “Каким я стал за этот год и почему”.
  • Оформление летописи класса (итоги прошедшего года) – ведут родители класса.

Перечисленные методики позволяют получить необходимую информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Подведу итог: воспитание культуры учащихся - важная сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Работа по воспитанию культуры школьников должна носить системный характер. Процесс воспитания для педагога должен стать системой целенаправленного решения педагогических задач, а для ребенка - возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. Своим ученикам я часто повторяю слова Аристотеля: “Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище”.

Презентация “Поиск путей повышения уровня культуры учащихся” - Приложение 1.

Список литературы.

  1. Курочкина И.Н. “Культура поведения ребёнка: практические советы педагога”, “Школьная Пресса”, 2005 год.
  2. Киянченко Е.А. “Учим детей общаться”, журнал “Начальная школа”, 2002. - №6. –с.43-47.
  3. Костьянова, Е. Ю. “Нравственное образование в средней школе: единство воспитывающих и обучающих технологий”, журнал “Классный руководитель”, 2008. - № 5. - С. 102 - 106.