Цели урока:
1. Развитие творческой деятельности учащихся.
2. Развитие речевых умений.
3. Развитие литературоведческих понятий.
4. Учить выделять главную мысль текста.
5. Учить соотносить пословицы с содержанием рассказа.
6. Воспитание гумастических ценностных ориентаций:
- отзывчивости, готовности прийти на помощь;
- способности к сопереживанию, сочувствию;
- стремления заботится о других;
- ответственности за последствия своего поступка, поведения в целом.
Ход урока
1. Стадия вызова.
Человек не может жить один. Он постоянно общается с другими людьми. Важно уметь проявлять сочувствие к другому человеку, не отмахнуться от него, если ему плохо. Часто нам приходится оказываться в самых различных ситуациях. И порой трудно сделать выбор, как поступить.
- Припомните такую ситуацию, если она была в вашей жизни и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
- Трудно было делать правильный выбор? (ответы детей)
- Запомните, о чём сейчас говорили.
Сегодня мы будем читать рассказ Любови Воронковой “Что сказала бы мама?” В нём встретятся слова (слова на доске, зачитать)
- ребята
- щавель
- мама
- пчельник
- ульи
- плачет
- пчёлы
- молодец
- бабушка
- простофиля
- отец
- Значение каких слов непонятно?
- Я хочу предложить вам составить свои рассказы с этими словами, а потом мы сравним их с авторским вариантом. На эту работу я даю вам 10 минут. Помните, что такое рассказ, как он строится, это мы повторили на уроке русского языка.
Учащиеся работают в группах.
Чтение рассказов.
- Молодцы, ваши рассказы интересны. Запомните их.
- А сейчас приступаем к чтению рассказа Л.Воронковой. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с автором.
2. Стадия осмысления.
Чтение до 1 остановки. (до слов “Ребятишки осторожно пошли от пчельника”.)
- Почему ребята не заметили, что забрели на пчельник?
- Могут ли пчёлы представлять опасность для человека? Какую? (закусать жестоко)
- Да, зная об этом, Гринька и предложил ребятам поворачивать обратно. Как вам кажется, ребята последуют совету Гриньки?
- Запомните свои ответы.
Чтение до 2 остановки. (до слов “А что, нам за ним на пчельник идти”.)
- Сбылось ли наше предсказание? Какое?
- Кем был Васятка, которого кусали пчёлы?
- Но ведь сын пчеловода, кажется, должен лучше всех знать и о повадках пчёл, и их опасности для человека. Как же он мог попасть к пчёлам?
- Как вам кажется, с какими чувствами кричал Ваня ребятам?
- Предположите, как отреагируют Гринька и Федя на это тревожное сообщение Вани.
- Запомните свои высказывания.
Чтение до 3 остановки. (до слов “Васяткина мать ...”)
- Совпали ли ваши предположения с рассказом?
- Почему Гринька и Федя так поступили?
- Одобряете ли вы такой выбор Вани?
- Легко ли ему было сделать такой выбор?
- Почему?
- Почему же он не ушёл с ребятами?
- Что мог чувствовать Ваня в момент выбора?
- Какие человеческие качества подтолкнули Ваню к выбранному решению?
Если затрудняетесь с названием качеств, можете воспользоваться данным перечнем и выбрать, на ваш взгляд, нужное.
На доске:
- отзывчивость
- ответственность
- безразличие
- безответственность
- эгоизм
- способность к сопереживанию
- умение не падать духом
- А что чувствовал Васятка? Докажите это словами текста.
- Как тогда поступил Ваня?
- Предположите, какова будет реакция мамы Васятки?
- Запомните свои ответы.
Чтение до 4 остановки. (до слов “Ну и хорош! – сказала бабушка”.)
- Совпали ваши предположения с рассказом?
- Как вёл себя Ваня перед мамой Васи?
- Докажите словами текста, что Ване сильно досталось от пчёл.
- Предположите, как Ваню встретят его бабушка и отец?
Чтение до 5 остановки.
- Как же бабушка встретила Ваню? Зачитайте.
- А папа? Зачитайте.
- Почему папа рассмеялся и ничего не сказал?
- Как бабушка назвала мальчика?
- Можно ли считать Ваню простофилей?
- Почему?
- Как вы думаете, что сказала бы мама?
Чтение до конца.
- Совпали ваши предположения с рассказом?
- Что сказала бы мама?
- Можно ли сказать, что и отец присоединяется к одобрительным словам мамы?
- Из чего это видно?
- Можно ли назвать поведение Вани поступком? Почему?
3. Стадия рефлексии.
- Похоже ли это произведение на те рассказы, которые вы составляли в начале урока?
- Если бы вы встретили Ваню, что бы захотелось ему сказать?
- Прочитайте пословицы, выберите ту, которая подходит к рассказу.
На доске пословицы:
- Добро творить – себя веселить.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Мир не без добрых людей.
4. Составление синквейна, выражающего отношение к Ване. (может быть домашним заданием)
5. Итог урока.
Отношение к людям – главный показатель того, каков человек в жизни: честный или нечестный, отзывчивый или эгоистичный, совестливый или бессовестный.
Поступок определяет человека, какой он. Правильно выбранный вариант поведения, доброе дело вызывает самоуважение и радость. Мне хочется вам пожелать, чтобы у вас никогда не возникали сомнения в выборе.