Психофизическое развитие детей с нарушением интеллекта характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.
Специфика работы в коррекционном учреждении постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющие формы и методы работы, и с этой точки зрения можно предположить, что игровые технологии являются одним из ресурсов формирования познавательных интересов умственно отсталых учащихся.
Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.
В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие.
Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности. Чаще всего игры у детей носят неречевой характер. Игровое поведение недостаточно эмоционально. Дети испытывают трудности в построении межличностных взаимоотношений в процессе игровых действий. У детей снижен интерес к игре. Уровень развития игровой деятельности низкий и требует коррекции.
Система игр позволяет организовать плавное погружение учащихся в учебную деятельность, стимулирует их познавательную активность, имеет сохраняющий здоровье компонент. В игре ребёнок учиться управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми. Ребёнок подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться и др.
Игровая деятельность детей с нарушением интеллекта выполняет следующие функции:
- обучающую;
- диагностическую;
- терапевтическую;
- коммуникативную;
- занимательную.
В учебном плане имеется курс коррекционных занятий “Игра, игротерапия”. Данный курс ведется с 1-4 класс. Для данного курса был разработан цикл комплексных занятий по развитию и коррекции предметной и игровой деятельности, психических процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы детей с проблемами интеллектуального развития.
Содержание цикла занятий носит коррекционно-развивающий характер. В основу цикла положены сложившиеся представления о структуре дефекта ребенка, где ведущим является нарушение интеллектуального развития.
Спецификой построения коррекционно-развивающих занятий является логическая взаимосвязь всех заданий, содержание которых включает в себя игровые действия персонажей. Единая сюжетная нить, пронизывающая всё занятие позволяет детям с нарушением интеллекта достаточно быстро овладевать предметными и игровыми действиями, преодолевать собственные затруднения в общении и в поведении. Положительный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка во время занятий обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений.
Игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна. Поэтому при выборе игр учитываю возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребёнка. На занятиях использую различные игры для коррекции познавательной деятельности, направленные на формирование сотрудничества ребёнка с взрослым, по развитию предметной и игровой деятельности, по сенсорному развитию, по развитию речи. Выбираю различные средства - игра ребенка с куклами, лепка, рисование и др. В своей практике опираюсь на рекомендации игротерапевта Я. Я. Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр:
- игры проводятся с учётом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера;
- активное участие педагога в игре;
- каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей;
- продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания;
- задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности;
- игра должна носить воспитательный характер;
- игровой материал должен быть красочным, интересным.
Технология коррекционно-развивающей игротерапии также построена на использовании сказок, широко известных потешек, которые они с удовольствием слушают и обыгрывают, рисуют.
Как показала практика, представленная система работы с использованием игротерапии эффективна и результативна. Использование на коррекционных занятиях игровых технологий способствует развитию высших психических функций, мелкой моторики, сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
Литература
- А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/под ред. Е.А.Стребелевой.
- О.Л.Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Овчарова Р.В. Игровая коррекция поведения. Игротерапия. Арттерапия // Технологии практического психолога образования. М. ТЦ “Сфера”. 2001.
- Романов А.А. Игровые задачи как средства коррекции расстройств поведения и эмоций у детей. Дошкольная педагогика. №1. 2003.