Непосредственно образовательная деятельность по развитию восприятия сюжетных изображений

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Продолжать развивать способность детей пользоваться с помощью педагога алгоритмом восприятия сюжетного изображения.
  • Учить детей воспринимать взаимное расположение объектов картины.
  • Закрепить умение детей выделять три плана картины.
  • Продолжить учить описывать действия и позы персонажей.
  • Развивать зрительное внимание, наблюдательность, различение цветов и оттенков.
  • Развивать логическое мышление и творческое воображение.
  • Развивать функцию взора, прослеживания.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, мольберт.

Материал: Демонстрационный: сюжетная картина “Весна. Дети пускают кораблики”, схематичное изображение объектов картины;цветная тесьма; цветные фишки.

Раздаточный: картина “Весна. Дети пускают кораблики”, подставки; палитры и набор кружков разных цветов и оттенков; набор силуэтных изображений детей отличающиеся друг от друга позой.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Орг. момент: Педагог предлагает детям отгадать загадку.

“Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла...” (Весна)

- А что такое весна?

- Кто из вас любит это время года и почему?

- Во что любят играть дети весной?

- Сегодня предлагаю вам рассмотреть сюжетную картину “Весна. Дети пускают кораблики”.

Рассматривание картины, определение состава картины, схематичное обозначение объектов картины.

- Рассмотрите внимательно картину.

- Все вы знаете волшебника “Дели”, который всё на свете делит на части. Так сейчас каждый из вас будет волшебником “Дели”. На картину посмотрели взглядом - “дели!”. Для надёжности сфокусируйте взгляд с помощью “кинокамеры”: сложите ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрите через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-нибудь объект. (Каждую находку схематическификсируем на доске).

Определение взаимного местоположения объектов картины.

Примерные вопросы к детям:

  1. С какой стороны на картине изображены деревья?
  2. Где находится ручей?
  3. Где изображены мальчики?
  4. Где свили гнёзда птицы?
  5. В каком направлении плывут кораблики?

Вхождение в картину.

- Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину.

- Вдохните запах. Какие запахи чувствуете?

- Что слышите?

- Пройдите по картине, дотроньтесь до предметов, которые вам встретятся на пути. Что вы почувствовали?

Составление рассказа по алгоритму.

(На слайде представлена схема алгоритма восприятия сюжетного изображения).

  • Главные герои картины;
  • Место действия (город, деревня и т. д.);
  • Время действия (зима, весна, лето и т. д.);
  • Состояние погоды (солнечно, пасмурно и т. д.);
  • Настроение персонажей (грустное, весёлое и т.д.).

Выделение планов картины.

- А сейчас нам предстоит определить, сколько планов у картины?

- Как определили?(Одни предметы на картине расположены близко, другие – подальше, а третьи – совсемдалеко).

- Назовите все предметы и объекты первого плана (второго, третьего).(С помощью цветной тесьмы дети выделяют планы картины: красной тесьмой первый план картины, зелёной – второй, синей – третий).

Зрительная гимнастика (Зрительные стимулы представлены на слайдах).

Восприятие цветов и оттенков.

- При написании картины художник использовал множество цветов и оттенков. На своих палитрах выложите кружочки тех цветов и оттенков, которые присутствуют в данной картине. (Чтобы проверить правильно ли выполнено задание, используется приём взаимопроверки).

Восприятие позы персонажей сюжетного изображения.

Воспроизведение позы на собственном теле.

- Игра “Повтори позу”. Кто – то один из вас продемонстрирует позу одного из героев картины, а остальные ребята должны отгадать.

Локализация заданного объекта среди множества других, отличающихся друг от друга позой.

- Для выполнения следующего задания поделитесь на группы по два человека.(Герои картины выделены цветными фишками.Каждая группа получает задание).Задание для первой группы: “Найти из множества силуэтных изображений людей героя картины, помеченного красной фишкой”. (Аналогичные задания получают и другие группы детей.Используя приёмы приложения, наложения дети проверяют, правильно ли сделан выбор).

Итог занятия.

- Ребята, кто из вас заполнил название картины?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Что было трудным для вас?(Ответы детей).

- А сейчас приглашаю вас на прогулку, где вы тоже будете пускать кораблики.

Презентация.

Используемая литература:

  1. “Картинки без запинки” Под ред. Г. Ф. Суворовой.