Программные задачи:
- Продолжать развивать способность детей пользоваться с помощью педагога алгоритмом восприятия сюжетного изображения.
- Учить детей воспринимать взаимное расположение объектов картины.
- Закрепить умение детей выделять три плана картины.
- Продолжить учить описывать действия и позы персонажей.
- Развивать зрительное внимание, наблюдательность, различение цветов и оттенков.
- Развивать логическое мышление и творческое воображение.
- Развивать функцию взора, прослеживания.
Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, мольберт.
Материал: Демонстрационный: сюжетная картина “Весна. Дети пускают кораблики”, схематичное изображение объектов картины;цветная тесьма; цветные фишки.
Раздаточный: картина “Весна. Дети пускают кораблики”, подставки; палитры и набор кружков разных цветов и оттенков; набор силуэтных изображений детей отличающиеся друг от друга позой.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Орг. момент: Педагог предлагает детям отгадать загадку.
“Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла...” (Весна)
- А что такое весна?
- Кто из вас любит это время года и почему?
- Во что любят играть дети весной?
- Сегодня предлагаю вам рассмотреть сюжетную картину “Весна. Дети пускают кораблики”.
Рассматривание картины, определение состава картины, схематичное обозначение объектов картины.
- Рассмотрите внимательно картину.
- Все вы знаете волшебника “Дели”, который всё на свете делит на части. Так сейчас каждый из вас будет волшебником “Дели”. На картину посмотрели взглядом - “дели!”. Для надёжности сфокусируйте взгляд с помощью “кинокамеры”: сложите ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрите через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-нибудь объект. (Каждую находку схематическификсируем на доске).
Определение взаимного местоположения объектов картины.
Примерные вопросы к детям:
- С какой стороны на картине изображены деревья?
- Где находится ручей?
- Где изображены мальчики?
- Где свили гнёзда птицы?
- В каком направлении плывут кораблики?
Вхождение в картину.
- Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину.
- Вдохните запах. Какие запахи чувствуете?
- Что слышите?
- Пройдите по картине, дотроньтесь до предметов, которые вам встретятся на пути. Что вы почувствовали?
Составление рассказа по алгоритму.
(На слайде представлена схема алгоритма восприятия сюжетного изображения).
- Главные герои картины;
- Место действия (город, деревня и т. д.);
- Время действия (зима, весна, лето и т. д.);
- Состояние погоды (солнечно, пасмурно и т. д.);
- Настроение персонажей (грустное, весёлое и т.д.).
Выделение планов картины.
- А сейчас нам предстоит определить, сколько планов у картины?
- Как определили?(Одни предметы на картине расположены близко, другие – подальше, а третьи – совсемдалеко).
- Назовите все предметы и объекты первого плана (второго, третьего).(С помощью цветной тесьмы дети выделяют планы картины: красной тесьмой первый план картины, зелёной – второй, синей – третий).
Зрительная гимнастика (Зрительные стимулы представлены на слайдах).
Восприятие цветов и оттенков.
- При написании картины художник использовал множество цветов и оттенков. На своих палитрах выложите кружочки тех цветов и оттенков, которые присутствуют в данной картине. (Чтобы проверить правильно ли выполнено задание, используется приём взаимопроверки).
Восприятие позы персонажей сюжетного изображения.
Воспроизведение позы на собственном теле.
- Игра “Повтори позу”. Кто – то один из вас продемонстрирует позу одного из героев картины, а остальные ребята должны отгадать.
Локализация заданного объекта среди множества других, отличающихся друг от друга позой.
- Для выполнения следующего задания поделитесь на группы по два человека.(Герои картины выделены цветными фишками.Каждая группа получает задание).Задание для первой группы: “Найти из множества силуэтных изображений людей героя картины, помеченного красной фишкой”. (Аналогичные задания получают и другие группы детей.Используя приёмы приложения, наложения дети проверяют, правильно ли сделан выбор).
Итог занятия.
- Ребята, кто из вас заполнил название картины?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Что было трудным для вас?(Ответы детей).
- А сейчас приглашаю вас на прогулку, где вы тоже будете пускать кораблики.
Используемая литература:
- “Картинки без запинки” Под ред. Г. Ф. Суворовой.