Кулинарный поединок "Блинные истории по теме "Проводы зимы, встреча весны"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить детей с традициями и обычаями проводов зимы и встречи весны на Руси, развить логическое мышление и эрудицию, формировать творческие способности детей, дать возможность проявить фантазию, научить работать в команде.

Оборудование: плакат (Приложение 1), кроссворд (Приложение 2), посуда, продукты, накрытые скатертью столы, таблички с названиями команд, 3 шарфика для завязывания глаз, музыка для, призы (деревянные ложки “Хохлома”).

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте гости любезные! С вами мы всегда рабы повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной.

Ведущий: С давних времен на Руси люди встречали весну, придумывали пословицы, поговорки, загадки о весне. Одну я вам сейчас загадаю:

– Крылатый, мохнатый да масляный весну зазывает.

Ведущий: Кто это? О каких друзьях здесь говорится?

У этой загадки три отгадки.

Первая:

Черный, проворный,
Кричит: “Крак!”
Червякам враг.

Первая птица, прилетающая к нам с юга – грач.

Вторая:

Мягонькие лапки,
На лапках царапки.

Есть такая народная примета: “Кот лапочкой умывается – жди гостей на порог”. И в гости к нам приходит Масленица.

Третья:

Но Масленица гостья особая, ее может привлечь только долгожданное тепло, но его без солнышка не бывает, вот и пекли наши предки символ солнца – блин. Это и есть самый “масляный”, который весну зазывает. Есть народная примета: “Пришла Масленица, значит скоро и весна придет”.

Ведущий: Блин – главный атрибут Масленицы. Масленица был самый веселый и разгульный праздник на Руси. Каждый день Масленицы имел свое название и был связан с особыми ритуалами, которым уже более 1000 лет. Первый день – “встреча” – именно в этот день начинали печь блины. Второй день – “заигрыш” – парни и девушки выходили играть в снежки, кататься на санях и тройках. В среду – “перелом” или “лакомку” – тещи приглашали зятьев на блины. В четверг, именуемый “широким”, начиналось настоящее масляничное гуляние с балаганом, качелями, игрой в снежки и кулачными боями. В пятницу – “тещины вечерки” – здесь уже зятья угощали своих тещ. Суббота – “золовкины посиделки” – молодые невестки приглашали в гости своих родных. И, наконец, в воскресенье, которое именовалось “прощеным”, – все просили друг у друга прощения, и сжигали чучело масленицы, тем самым прощаясь с Масленицей и долгой зимой.

Масленица только раз
В целый год гостит у нас.
Так давайте ж торопиться:
Есть блины и веселиться.
Кто замерзнет невзначай –
Пей горячий крепкий чай!
Здесь блинов лежит гора –
Налетайте детвора!
Наша Масленица начинается!

Ведущий: Но Масленица уже прошла, и мы начинаем отмечать встречу весны. Ведь сегодня последний день зимы, завтра начинается календарная весна. В этом году зима длиннее на 1 день. Как вы думаете почему? (Ответы детей.)

Конкурсная программа.

1. Представление команд.

В игре участвует 3 команды по 6 человек. Каждая команда заранее придумывает название команды и озвучивает свое приветствие Масленице.

1-я команда “Вкусняшки”.

Все скорей сюда бегите
И на нас вы поглядите.
Будем зиму провожать,
Масленицу отмечать.

2-я команда “Веснушки”.

Приехала к нам Масленица,
Щедрая красавица,
На горах покататься
Да в блинах поваляться!

3-я команда “Оладушки”.

Команда взяла за основу переделанную норвежскую поговорку: “Кто имеет терпенье, тот имеет кусок хлеба к столу”.

Девиз команды “Оладушки”: “Кто имеет терпенье, тот имеет питанье”.

2. “Блинный торт”.

Дети готовят торт из предоставленных ингредиентов (блины, вареная сгущенка, орехи грецкие, изюм, цукаты, кондитерские посыпки, варенье и т.д.)

3. “Блины с начинками”.

Дети готовят ассорти из блинов, используя предоставленные продукты (сгущенка, варенье, сыр, ветчина) и сервируют стол.

Ведущий: Во время масленичной недели ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали снежные битвы. Так они прощались с зимой, готовились встречать весну. Вот и мы сейчас с вами поиграем в снежки.

4. Кроссворд “Весна идет”.

Каждой команде выдается кроссворд. Задания зачитывает ведущий, дети заполняют кроссворд.

(Приложение 2).

5. Игра “Накорми друга”.

Ведущий: А еще и взрослые, и дети любили играть в жмурки. Я вам тоже хочу предложить поиграть в жмурки. Только они будут немного необычными.

Каждая команда выбирает одного ведущего, а все остальные игроки садятся на стулья. Задача ведущего – закрытыми глазами накормить свою команду.

6. Игра “Снежки”.

Ведущий: А теперь поиграем в самую зимнюю забаву – в снежки.

Каждая команда выстраивается друг за другом. На каждую команду по 10 снежков. Дети подходят, берут “снежок” и пытаются им попасть в ведро. Оценивается конкурс по результатам бросков – у кого больше, тот и победил.

Вот и солнце закатилось,
Наша Маслена закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
На блины всех приглашаем,
Сладким чаем угощаем!

Дегустация блюд и награждение за участие.

Фотографии с мероприятия (Приложение 3).