Занятие по программе дополнительного образования "Развивай-ка" для дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Сопровождение занятия: компьютерная презентация (Приложение).

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина; познакомить с художественными особенностями произведения;
  2. Корригировать логическое мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие, развивать речь учащихся; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  3. Воспитывать интерес к уроку, доброжелательное отношение друг к другу, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, сегодня такой прекрасный день, вы все такие красивые, весёлые, добрые. Так давайте такими и будем весь день.

Игра-упражнение «Друзья».

Встанем полукругом, возьмёмся за руки за руки и будем проговаривать такие слова:

Становитесь, шире круг.
Слева друг и справа друг

(Дети поочередно поворачивают голову влево – вправо и улыбаются рядом стоящему).

Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём
И бегаем кругом.

II. Актуализация знаний

1. Рассказ о М. Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Скажите, какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: (слайд 2)

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…»

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– М. Пришвин. (слайд3)

2. Викторина по творчеству М. Пришвина.

– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М. Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение: (слайд 4)

1) «Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.»

– «Журка» (слайд 5)

2) «И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.»

– «Лисичкин хлеб» (слайд 6)

– Какие еще произведения М. Пришвина мы уже читали? (слайд 7)

III. Сообщение темы занятия

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М. Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. Пришвина. (слайд 8)

IV. Изучение нового материала

– Прочитайте заглавие рассказа.

«Ребята и утята»

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел живых маленьких утят?

– Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

1) Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. (слайд 9)

  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 10)
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 11)
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 12)
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 13)
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 14)

2) Физминутка.

Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели – 2 раза
И на землю тихо сели… (Пауза)

Ветер снова набежал и листочки все поднял… (шшшш)

– Какие звуки мы ещё слышим осенью? (Кап-кап – моросит дождик, у-у-у – завывает ветер, кур-кур – курлычут журавли, улетая на юг…)

3) Чтение рассказа.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М. Пришвин был неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа педагогом)

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Найдите строчки из произведения в тексте.

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

На свободу.

– Что значит для утят свобода?

– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

– Найдите строчки из произведения в тексте.

– Сколько надо было идти до озера?

3 версты.

– Сколько это километров?

Чуть больше 3 километров.

– Это много или мало для человека?

– А для маленькой уточки?

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

– Почему уточка-мать шла позади утят?

– Какие враги были у уток?

– Докажите строчками из произведения.

– Кто страшнее?

– Почему?

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Найдите строчки из произведения.

– Зачем ребята это делали?

Просто так, для забавы.

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

– Докажите строчками из произведения.

– Могла ли утка кричать?

– Докажите строчками из произведения.

– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

– А какое чувство пережили утята?

– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

– А какое слово вы кричите, когда боитесь?

Мама!

– А ваша мама переживает за вас?– Как она ведет себя при этом?

– Как в рассказе чаще всего называют уточку?

Мать.

– А какая она мама?

Заботливая.

– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать.

– Утята пойманы, что собираются делать ребята?

– Докажите строчками из произведения.

– Кто помешал мальчишкам?

– Какое приказание дал им взрослый?

– Назовите слова, которые показывают строгость автора.

– Что делали бы вы, оказавшись рядом?

– Что можно сказать о ребятах?

– Как их назвал рассказчик?

– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

– Как шла уточка-мать в начале рассказа?

– А почему сейчас она побежала впереди?

– Хотела быстрее увести детей от врагов.

– Как Пришвин попрощался с утятами?

– Докажите строчками из произведения.

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

Знак уважения.

– Перед кем этот знак уважения?

– Почему?– Как мальчишки на это прореагировали?

– Почему?

– Что пожелали люди уточке?

5) Работа над иллюстрацией.

– Кто изображен на переднем плане?

– Что они делают?

– Кто изображен на заднем плане?

– Что они делают?

– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

– Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

– Что его волновало?

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица

– Кто именно?

– А кто нет?

– Почему?

6) Пересказ текста «Ребята и утята».

Я начну, а вы продолжите пересказ текста.

(«Маленькая дикая уточка Чирок-Свистунок наконец-то решилась перевести своих утят из леса, в озеро на свободу…..»

Продолжит Ваня: Утка шла за утятами, она боялась. Их увидели дети и бросали шапками. И Пришвин, сказал, чтобы их отпустили. Мать спряталась. Её увидели ребята и отнесли утят к ней. Мать побежала, а дети – утята за ней побежали. Пришвин сказал ребятам, чтобы махали шапками. Они помахали, а утята быстрее побежали к матери.

Молодцы, у вас тоже получился хороший рассказ.

7) Работа с пословицами.

– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 15)

– Прочитайте их про себя.

– Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

– Продолжите пословицу.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Вслух прочитает вторую пословицу Даша.

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

– Продолжите пословицу.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

7) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? (слайд 16)

– Почему?

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

– Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (слайд 17)

Какой он? а) добрый; б) строгий; в) неравнодушный.

V. Заключительное слово

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

«Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

VI. Итог занятия

Домашнее задание. Все работали хорошо, мне понравилось. Вам домашнее задание, прочитать ещё раз рассказ и на следующий урок пересказать.