Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Сопровождение занятия: компьютерная презентация (Приложение).
Цели:
- Познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина; познакомить с художественными особенностями произведения;
- Корригировать логическое мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие, развивать речь учащихся; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
- Воспитывать интерес к уроку, доброжелательное отношение друг к другу, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ребята, сегодня такой прекрасный день, вы все такие красивые, весёлые, добрые. Так давайте такими и будем весь день.
Игра-упражнение «Друзья».
Встанем полукругом, возьмёмся за руки за руки и будем проговаривать такие слова:
Становитесь, шире круг.
Слева друг и справа друг
(Дети поочередно поворачивают голову влево – вправо и улыбаются рядом стоящему).
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём
И бегаем кругом.
II. Актуализация знаний
1. Рассказ о М. Пришвине.
– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Скажите, какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
– Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: (слайд 2)
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…»
– На долю кого выпала бы эта благодарность?
– М. Пришвин. (слайд3)
2. Викторина по творчеству М. Пришвина.
– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М. Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение: (слайд 4)
1) «Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.»
– «Журка» (слайд 5)
2) «И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.»
– «Лисичкин хлеб» (слайд 6)
– Какие еще произведения М. Пришвина мы уже читали? (слайд 7)
III. Сообщение темы занятия
– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М. Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. Пришвина. (слайд 8)
IV. Изучение нового материала
– Прочитайте заглавие рассказа.
– «Ребята и утята»
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел живых маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.
1) Словарная работа.
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. (слайд 9)
- Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 10)
- Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 11)
- Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
- Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 12)
- Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 13)
- Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 14)
2) Физминутка.
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели – 2 раза
И на землю тихо сели… (Пауза)
Ветер снова набежал и листочки все поднял… (шшшш)
– Какие звуки мы ещё слышим осенью? (Кап-кап – моросит дождик, у-у-у – завывает ветер, кур-кур – курлычут журавли, улетая на юг…)
3) Чтение рассказа.
– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М. Пришвин был неравнодушным человеком.
(Чтение рассказа педагогом)
4) Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Найдите строчки из произведения в тексте.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
– Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Найдите строчки из произведения в тексте.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Найдите строчки из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?
– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
5) Работа над иллюстрацией.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?
6) Пересказ текста «Ребята и утята».
Я начну, а вы продолжите пересказ текста.
(«Маленькая дикая уточка Чирок-Свистунок наконец-то решилась перевести своих утят из леса, в озеро на свободу…..»
Продолжит Ваня: Утка шла за утятами, она боялась. Их увидели дети и бросали шапками. И Пришвин, сказал, чтобы их отпустили. Мать спряталась. Её увидели ребята и отнесли утят к ней. Мать побежала, а дети – утята за ней побежали. Пришвин сказал ребятам, чтобы махали шапками. Они помахали, а утята быстрее побежали к матери.
Молодцы, у вас тоже получился хороший рассказ.
7) Работа с пословицами.
– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 15)
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …
(Умел ошибиться – умей и …)
– Продолжите пословицу.
– Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу Даша.
(Сей добро, посылай …, оделяй …)
– Продолжите пословицу.
– Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
7) Определение главной мысли рассказа.
– Как автор назвал свой рассказ? (слайд 16)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (слайд 17)
Какой он? а) добрый; б) строгий; в) неравнодушный.
V. Заключительное слово
– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)
«Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
VI. Итог занятия
Домашнее задание. Все работали хорошо, мне понравилось. Вам домашнее задание, прочитать ещё раз рассказ и на следующий урок пересказать.