Цели:
- Воспитать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения
- Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, знать назначение и сигналы светофора.
- Закрепить знания о дорожных знаках.
- Развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения игровых знаний.
- Развивать внимание, память, сообразительность.
Материал:
- Цветик-семицветик
- Дорожные знаки
- Картинка «Светофор»
- Цветные круги: красный, желтый, зеленый
- Картинки «Ситуации на дороге»
- Картонные машины, рули
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят.
10, 20, 100 подряд.
Квадратными глазами, друг на друга глядят. (Улица)
Мы с вами живем в большом, красивом городе с
широкими улицами. По проезжей части движутся
разные автомобили: грузовые, легковые. И чтобы с
нами не случилась беда на дороге, мы должны знать
и соблюдать правила дорожного движения. Вот
сегодня мы с вами об этом и поговорим.
Ребята, а вы помните сказку «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»?
В этой сказке волшебница подарила девочке Жене
цветок, оторвав лепесток которого Женя смогла
исполнить свои желания. Сегодня нам прислала
такой цветок ФЕЯ СВЕТОФОРНЫХ НАУК. Это
удивительный цветок, на каждом его лепестке ФЕЯ
написала задание. Выполнив которые, мы будем
знать, как надо правильно поступать, чтобы
уберечь себя от опасности и неприятностей на
дороге. Давайте оторвем один лепесток и узнаем,
что там написано …
Появляется НЕЗНАЙКА
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите. К нам идет самый настоящий Незнайка. Здравствуй, Незнайка! Мы рады тебя видеть. Как ты попал к нам?
Незнайка: Я приехал к вам в город в гости из сказочного Цветочного города.
Воспитатель: Незнайка, похоже ты чем-то огорчен? Скажи нам, что с тобой случилось?
Незнайка:
Попав в большой и шумный город я растерялся, я пропал.
Не зная знаков светофора, чуть под машину не попал!
Ребята, вы мне помогите, и если можно расскажите.
Дорогу как переходить, чтоб под колеса не угодить?
Воспитатель: Незнайка, наши ребята сейчас будут отвечать на вопросы самой ФЕИ СВЕТОФОРНЫХ НАУК. Садись, слушай и запоминай!
(Воспитатель, а потом дети «отрывают лепесток» и произносят волшебные слова)
Раз-два-три, лепесток нас научи!
1. Игра-задание «ОТГАДАЛКИ»
Правила: отвечать быстро и по возможности кратко.
- Как называются специальные дорожки для людей слева и справа от проезжей части? (Тротуар)
- Как называют людей, которые идут по тротуару? (Пешеходы)
- По какой стороне тротуара можно ходить? (По правой)
- Можно ли по тротуару бегать, прыгать?
2. Загадка
Есть на каждом перекрестке замечательный
прибор
Знайте дети, что зовется он помощник….(светофор)
Воспитатель: Начинаем разговор про трехглазый светофор. Он не зря горит над нами разноцветными огнями.
Ребенок читает стихотворение:
Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь открыт!
Желтый свет предупрежденья – жди сигнала для движенья.
Воспитатель: Для чего нужен светофор? (Переходить
с одной улице на другую)
– Что обозначает красный сигнал светофора? (Запрещает
движение)
– Что обозначает желтый сигнал светофора? (Желтый
сигнал запрещает движение и предупреждает о
смене красного сигнала на зеленый и наоборот)
– Что обозначает желтый мигающий сигнал
светофора? (Все остальные сигналы отключены,
перекресток не регулируется и надо быть еще
более внимательным при переходе дороги)
– Что обозначает зеленый сигнал светофора? (Разрешает
движение)
– А что означает мигающий зеленый сигнал? (Это
значит, действие сигнала заканчивается)
– Зажегся зеленый сигнал светофора, можно ли
сразу начинать переход? (Нельзя! Сначала надо
убедиться, что все машины остановились и
пропускают пешеходов.)
Воспитатель: Ребята, безопасность пешеходов зависит от их внимания. Проверим ваше внимание.
Игра «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ!»
Правило: На красный дети стоят, на желтый – хлопают в ладоши, на зеленый – шагают.
Воспитатель: Ребята, ФЕЯ СВЕТОФОРНЫХ НАУК приготовила для вас интересное задание.
Задание: На рисунке закрасить человечка на светофоре, нужным цветом. Объяснить!
Загадка:
Полосатые дорожки так и просятся подножки
Зебра или переход через улицу ведет? (Пешеходный
переход)
– Для чего нужен пешеходный переход?
– Как будем правильно переходить дорогу по
пешеходному переходу? Расскажите и покажите.
Ребенок: Прежде чем перейти дорогу, надо внимательно осмотреться: влево, вправо и только когда убедился, что опасности нет, можно переходить дорогу, постоянно наблюдая за дорогой.
Воспитатель: Если пешеходного перехода нет, как перейти проезжую часть?
Ребенок: Надо выбрать такое место на дороге, с которого хорошо просматривается вся дорога и слева, и справа, и хорошо тебя видно водителю. Потом посмотреть налево и направо, прислушаться к шуму приближающейся машины и убедившись, что машины нет – переходить дорогу прямо, не останавливаясь, все время наблюдая за дорогой.
Воспитатель: А если не успел перейти дорогу, что нужно делать?
Ребенок: Надо встать на осевую линию и ждать не двигаясь, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
Воспитатель: Что такое осевая линия?
Ребенок: Это белая линия, которая делит проезжую часть на две части: по одной стороне машины едут в одну сторону, по другой – в другую.
Проводится подвижная игра «МАШИНЫ И ПРИМЕРНЫЙ ПЕШЕХОД»
Воспитатель:
На улице нашей машины, машины!
Машины – малютки, машины большие!
Спешат грузовые, фырчат легковые
Торопятся, мчатся – как будто живые!
(дети – водители с рулями в руках идут по залу в
двух направлениях)
Ребенок – пешеход подходит к пешеходному
переходу.
Я – примерный пешеход! Вот наземный переход!
Вы машины не спешите – пешехода пропустите!
(машины останавливаются и пешеход переходит
дорогу по пешеходному переходу)
После игры дети рассаживаются на свои места
Воспитатель: Ребята, а где наш
Незнайка? (Замечает Незнайку стоящим на
пешеходном переходе и завязывающим шнурки)
Ребята, правильно поступает Незнайка,
остановившись во время переходана проезжей
части? (Ответы детей)
Давайте объясним Незнайке, что так поступать
нельзя! (Дети объясняют)
Воспитатель: Ребята, что корме
светофора помогает пешеходам и водителям
соблюдать порядок на дороге? (Дорожный знак)
– На какие группы делятся дорожные знаки? (Запрещающие,
предупреждающие, информационные)
Игра «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
Правила: Надо назвать дорожный знак и объяснить, что он обозначает?
Воспитатель: Ребята, ФЕЯ СВЕТОФОРНЫХ НАУК хочет познакомит вас с ребятами. (Показ картины, где нарисована ситуация на дороге)
– Правильно ли поступают дети?
– Где надо играть с мячом? (Ответы детей)
– Где надо переходить дорогу? (Ответы детей)
Игра «РАЗРЕШАЕТСЯ – ЗАПРЕЩАЕТСЯ»
Правило: Надо закончит предложение словом – запрещается или разрешается?
- Перебегать проезжую часть…
- Играть на проезжей части…
- Помогать старым людям, переходить дорогу…
- Быть рассеянным на дороге…
- Соблюдать правила дорожного движения…
Пожелание ФЕИ СВЕТОФОРНЫХ НАУК детям:
На улице будьте внимательны дети!
Твердо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда!
Чтобы с тобой не случилась беда!
Незнайка благодарит ребят за помощь и прощается с ними.