В последние годы социально-экономическая нестабильность в обществе приводит к увеличению среди здоровых детей с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. У многих из них повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Соответственно растет и уровень детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. В массовые детские сады все чаще приходят дети с ЗПР. На базе специализированных детских садов открывают группы для детей с ЗПР, педагоги и специалисты осваивают специальные программы, направленные на оказание помощи данной категории детей. В нашем образовательном учреждении были открыты две такие группы для детей с ЗПР.
Конкретных рекомендаций по коррекции эмоционально-волевой сферы в данной программе практически нет.
В процессе работы мы, воспитатели, стали сталкиваться с проблемой задержки эмоциональной сферы детей, с особенностями ее проявления, отсутствие контакта «глаза в глаза», дети пугливы, склонны к колебанию настроения, возможны аффективные разрядки. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Перед нами стояла задача – проанализировать особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР и найти эффективное средство коррекции данной сферы.
В качестве данного средства коррекции эмоционально-волевой сферы мы выбрали театрализованную игру.
Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.
Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму.
Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества..
Другой причиной близости театрализованной формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Театрализация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.Разнообразны виды театрализованных игр. Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованые игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.
Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую классификацию:
- предметные,
- непредметные,
- театр на ширме,
- настольный театр,
- драматизация, с объемным, с плоским материалом,
- театр игрушек на палочках,
- перчаточные куклы.
Нами были использованы следующие методы и приемы:
- Объяснение
- Показ
- Показ – сопровождение со стихами
- Этюды
- Чтение
- Рассматривание картин
- Игра-драматизация
- Дидактические игры
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности.
В ходе диагностических мероприятий нами были сделаны следующие выводы:
- Работа по формированию эмоционально-волевой сферы в данной группе осложнена различным уровнем физического и психического здоровья и степенью выраженности дефекта.
- Нет методических рекомендаций по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей нашей группы. В основном рекомендации идут с детьми общеразвивающих детских садов.
- Короткий срок пребывания детей. Мы вынуждены за 2 года получить позитивные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы.
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы – это наиболее важная задача воспитания детей с ЗПР. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР очень актуальна и важна с учетом уровня развития эмоционально-волевой сферы, представленной в данной таблице.
Анализ особенностей эмоциональных реакций детей группы показал, что:
- Нельзя работать традиционно.
- Нам необходимо найти эффективное средство для формирования адекватных эмоциональных реакций.
- Мы должны вырабатывать адекватные реакции у детей с учетом онтогенеза.
Диагностическое обследование необходимо, особенно в условиях специализированного учреждения.
- Обследование необходимо для защиты ребенка и охраны его психического, интеллектуального и эмоционального здоровья.
- Для реализации права каждого ребенка на развитие, независимо от особенностей и дефекта его здоровья.
Мы вели наблюдение за игровой деятельностью детей: на особенности игры (однообразная, разнообразная), участие в распределении ролей, на принятие второстепенной или главной роли, на средства передачи роли (действия, предметы, речь, мимика, жесты) и на игровые взаимоотношения (Таблица 3).
Были выделены три уровня развития игры:
Низкий – от 1 до 1,6 баллов (ребенок играет однообразно, роли распределяет воспитатель, принимает второстепенную роль, не использует речь, мимику, жесты, играет один);
Средний – от 1,7 до 2,3 баллов (сюжет игры еще достаточно беден, главную роль брать не стремится, принимает второстепенную роль, мало использует речь, мимику, жесты, играет в основном один, иногда рядом);
Высокий – от 2,4 до 3 баллов (сюжеты игр разнообразны, ребенок берет на себя главную роль, хорошо справляется со второстепенными ролями, для передачи роли использует речь, мимику, жесты, играет рядом, любит общие игры).
Как видно из таблицы, низкий уровень игры показали 100 % детей, средний и высокий уровень не показал ни один ребенок. По каждому из параметров уровень игровой деятельности также крайне низкий.
Анализируя данные, мы можем сказать, что уровень игры в группе в целом очень низкий.
Таким образом, мы вывели для себя следующие задачи:
- Активизировать речевую деятельность детей во время игры через занятия (показывать диалоги, кукольный театр, настольный театр, развитие диалогической речи).
- Работать на увеличение продолжительности игры за счет введения новых сюжетов.
- Найти эффективное средство, которое бы позволило бы нам сформировать у детей адекватные эмоциональные реакции на явления окружающей действительности.
Таким средством, на наш взгляд, является театрализованная игра.
Мы заметили, что самым любимым видом театра, применяемым на занятиях, является пальчиковый театр.
Пальчиковый театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а грая, познает окружающий мир. Пальчиковый театр создает эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребенка. Участвуя в «домашнем» спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Он создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает тренировку пальцев.
Наши дети с удовольствием изображают различные фигурки при помощи пальцев. Ребята познакомились с новыми словами: аплодисменты, кулисы, занавес, закрепили известные слова: актеры, зрители, артисты. Дети стали чаще улыбаться, использовать мимику, жесты. В результате работы дети познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимают участие в показе сказок, научились слышать друг друга и взрослых.
Исходя из изученного нами теоретического материала, именно театрализованная игра может стать эффективным средством коррекции и развития эмоционально-волевой сферы наших детей. Однако, для использования в работе с детьми театрализованных игр необходим определенный уровень готовности детей, т.е. необходимо удовлетворение нескольких условий.
Мы организовали работу в следующих направлениях:
1. Создание условий: мы изготовили различные виды театров, дидактические игры, оформили подборку иллюстративных книг из серии «Русские народные сказки», сделали подборку игр-драматизаций, народных игр со словами, также подобрали занимательный материал, направленный на развитие речи детей, эмоционального развития, дидактические игры на «мимику», оборудовали уголок театрализованной деятельности, где сосредоточили весь наработанный материал, а также ширмы для показа кукольного, теневого, пальчикового театров и куклы бибабо.
2. Театрализованные игры, в которых мы участвуем с детьми, помогают детям узнать самих себя, заявить о себе, поверить в себя, адекватно воспринимать то, что происходит вокруг, принимать такими, как они есть.
3. Определились с видами игр.
4. Распланировали деятельность (Приложение 1).
В течение года мы поставили театрализованные постановки: «Теремок», «Заюшкина избушка», инсценировку стихов А. Барто: «Зайку бросила хозяйка…», «Мишка», «Бычок», пальчиковый театр «Колобок».
Контрольное обследование показало положительные результаты.
Как показали наблюдения, на средний уровень развития игровой деятельности вышли 4 детей, что составляет 36,4 % от всех детей группы; высокий уровень по-прежнему не показывает ни один ребенок, 63,6 %, т.е. 7 детей, остались на низком уровне. Хотя по каждому из выделенных нами параметров уровень по прежнему остается низкий, можно и здесь отметить положительную динамику.
Также можно отметить повышение интереса детей к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам. Увеличилось количество детей, которые принимают участие в играх-драматизациях. Конечно, есть и проблемы в работе. У некоторых детей с ЗПР присутствует общее недоразвитие речи, что затрудняет деятельность в данном направлении и требует огромных усилий, как для педагога, так и для детей. Психическое состояние не всегда дает возможность каждому ребенку в полной мере реализовать свои способности, и, конечно, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Радует, что дети, которые не могут проявить себя как артисты, с удовольствием реализуют полученные знания о театре.
В результате целенаправленной работы мы отмечаем положительные изменения в эмоциональном развитии. Дети группы стали чаще улыбаться, Аня, Савелий, Кирилл, Влад М. – использовать мимику, жесты. У детей повысился интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам. Увеличилось время прослушивания сказок, произведений. Это говорит о том, что развиваются волевые качества. Дети более адекватно стали воспринимать героев в костюмах и масках, у них повысился интерес к театральным играм, дети стали более дружелюбны друг к другу, больше стали играть вместе, используя маски, пальчиковый театр, театры бибабо.
Проблемы эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР достаточно актуальны. В своей работе мы попытались найти одно из эффективных средств коррекции и развития эмоционально-волевой сферы. Этим средством, инструментом в работе воспитателя, мы выбрали театрализованную игру.
Результаты показали эффективность данной деятельности, позволили нам сдвинуться с «мертвой точки», обогатить эмоциональный мир ребенка с ЗПР, перевести на более высокий уровень игровую деятельность детей.
Мы думаем, что наш опыт может быть полезен воспитателям групп с ЗПР, а также общеобразовательным ДОУ для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Айрес, Э. Джин. Ребенок и сенсорная интеграция. – М.: Теревинф, 2009.
- Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
- Бакк, Анн. Забота и уход. Анн Бакк, Карл Грюневальд. – Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2001.
- Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. – Союз, 2001.
- Баряева, Л.Б. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. Л.Б. Баряева, Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А.П. – Союз, 2001.
- Вейс, Томас Й. Как помочь ребенку? / Московский центр вальдорфской педагогики. – М., 1992.
- Доронова, Т.Н. Играем в театр: театрализ. деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
- Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина/Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001.