Программа факультативного курса по изобразительному искусству и художественному труду " Я и природа". 5–6-й класс

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня, поражало, – говорит Сухомлинский – что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира"

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного – эстетического образования. Цель программы — помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искус­ства.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Занятия предполагают использование разнообразных художест­венных материалов и инструментов.

Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:

а) обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;
б) учесть интересы и предпочтения ребенка, технические и изобра­зительные возможности каждого, которые реализуются за счет ши­рокого выбора художественных материалов и предлагаемых тем;
в) познакомить с разнообразными техниками и художественными материалами;

Академик И. Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании".

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру. Примерно до начала XX века человечество строило свое отношение к природе на основе концепции потребительского отношения к ней. Суть концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества. Она выражена известными словами И. В. Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является ее истощение, деградация, что соответствующим образом отражается на человеке и обществе. «На наш век хватит», «После нас хоть потоп» — вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Н.Ф. Федоров (1828-1903), русский религиозный мыслитель-утопист , писал в конце прошлого века: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результа­та, кроме ускорения конца».

Переворот в умах людей, который так необходим для преодоления экологического кризиса, сам по себе не произойдет. Он возможен при целенаправленных усилиях в рамках государственной экологической политики и самостоятельной функции государственного управления в сфере окружающей среды. Эти усилия должны иметь целью экологическое воспитание всех поколений, особенно молодых, воспитание чувства бережного отношения к природе. Необходимо формирование экологического сознания, индивидуального и общественного, основанного на идее гармоничных взаимоотношений человека и природы, зависимости, человека от природы и ответственности за ее сохранение для будущих поколений.

Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Формирование адекватных экологических представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач, а именно:

– образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
– воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
– развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами.

Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует, внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей.

Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания урока.

Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе условие – экологическая направленность. Например, Е.А.Постникова предлагает вводить схемы для показа взаимосвязи в природе. Это воспитывает у учащихся абстрактное мышление. Взаимосвязь, показанная в виде схемы, на первых этапах вводится в виде динамического рисунка. Например, природа содержит в себе два компонента: живая и неживая природа. Неживая природа – вода, камни, луна, тучи, солнце и т.д. А рядом рисуют изображение живой природы – животное, растение и т.д. Живая природа также неоднородна и включает в себя животных, растения и человека. Животные – это звери, птицы, рыбы, насекомые и другие. Человек живет в обществе, поэтому Постникова предлагает нарисовать двух человечков на том же уровне, что и изображение природы. И человек, и общество создают продукты труда, и это тоже отмечается в схеме.

Как элемент системы экологического образования, эту методику можно использовать, и она даст хорошие результаты знаний взаимосвязей в природе.

Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому не удивительно, что многие учителя стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах академика А.А.Плешакова. "Конкретное содержание экскурсии будет зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад, экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел охраны природы). Если возможностей нет, может быть проведена на местности отработка правил поведения в природе". На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого человека за поведение в природе.

Выполнение работ ведётся в различных жанрах и сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала.В процессе дети знакомятся с различными видами искусства. Они отличаются по объектам изображения, по содержанию, по материалам и средствам художественного выражения, по своему образно-познавательному воздействию. Специфика каждого вида заключается в свойственной только ему силе выражения мысли, глубине эстетического отражения определенных сторон жизни.
Дети используют различные изобразительные материалы.

1. Графика – карандаш, перо (тушь).
2. Живопись – акварель, гуашь,осковые мелки, цветные карандаши.
3. Природный материал – засушенные листья, шишки, семена, желуди, веточки. А также песок, ракушки, солома, береста.
4. Пластилин, солёное тесто, глина.
5. Цветная бумага.
6. Ткань.
7. Картон.

Разные виды художественно-творческой деятельности помогают ребятам максимально раскрыть их способности.

1. Графика – силуэты растений, деревьев. Пейзаж, натюрморт, портрет, линейные наброски фигуры человека. Плакат.
2. Живопись – рисование пейзажей, портретов, натюрмортов различных по типу, настроению, приёмам, гамме цветов. Тематические композиции.
3. Кляксография – преобразование красочного пятна в изображение дерева, животного.
4. Флористика – создание декоративных композиций, сувениров из засушенных листьев, цветов. Разработка художественных идей: «лист – дерево», «сказочная птица», «ветка – дерево», «цветок – дерево».
5. Восковые мелки – изображение дождя, узоров на стекле. Наброски с натуры.
6. Работа с природными материалами – изготовление зверей, птиц, человека, украшений. Создание композиций, панно, коллективных работ.
7. Лепка по памяти и по представлению живого и неживого мира природы. Пластилиновые картины, рельефы.
8. Силуэтная аппликация. Способы вырезания силуэтов, композиций.
9. Обрывная мозаика – «сказочная птица», вырезание – лес «ажурное кружево».
10. Монотипия – оттиск с природных форм: листьев, веточек выполнение композиций.
11. Бумагопластика – складывание различных фигурок зверей и птиц.
12. Макетирование – создание макетов из различных материалов.
13. Свободная роспись ткани – фантастические картины природы.
14. Коллаж – создание картины из различных материалов.

Проект программы рассчитан на два года, занятия один раз в неделю. Занятия объединены общим направлением, темой. Они могут изучаться последовательно или каждая тема делится на два года. Задания позволяют работать детям в разных жанрах и разными материалами. По форме организации занятия по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному труду могут быть индивидуальными и коллективными.

Педагог, заинтересовавшийся данным проектом программы, может варьировать задания, объединенные одной темой. Главный акцент состоит в том, что развивая творческие способности ребёнка, мы прививаем ещё и экологическую культуру поведения.

Тематический план.

1. Тема: «Вода» (6 часов)

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха , тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая , что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Задания:

– морские просторы (пейзаж, живопись),
– узоры на стекле (орнамент, восковые мелки),
– вода в стакане (натюрморт, графика),
– отдых на реке (тематическая картина, смешанная техника).

2. Тема: «Воздух» (6 часов)

Задания:

– небо в разную погоду, радуга, (пластилиновая картина),
– ветер (коллаж, восковые мелки).
– городской и деревенский пейзаж (экскурсия),
– космос (фантастические картины природы).

3. Тема: «Земля» (6 часов)

«Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется по подсчетам ученых 2000 лет» (Детская энциклопедия)

Задания:

– цветущий луг (восковые мелки),
– полезные ископаемые (живопись, графика),
– горный пейзаж, скалы (макетирование),
– подземный мир (фантастические картины природы).

4. Тема: «Лес» (6 часов)

«Из всех работающих на нас машин лес – одна из самых долговечных, но труднее всех поддающихся починке». (Леонид Леонов)

Задания:

– силуэты деревьев (силуэтное вырезание),
– рисование во время прогулки (графика);
– пейзаж, различный по типу и настроению (живопись, графика, обрывная мозаика);
– различные насекомые (живопись, лепка),
– новогодняя ёлка (живопись, бумагопластика ).

5. Тема: «Растения» (6 часов)

Задания:

– комнатные цветы (живопись),
– лекарственные растения (экскурсия, зарисовки),
– растения «Красной книги» (живопись),
– натюрморт из овощей и фруктов (живопись),
– грибы в лукошке (обрывная мозаика, лепка).

6. Тема: «животные» (6 часов)

Задания:

– домашние животные (лепка),
– хищные животные ( бумагопластика , работа с природными материалами),
– любимые животные (живопись),
– животные «Красной книги» (живопись),
– животные жарких стран (пластилиновая картина),
– сказочное животное (кляксография).

7. Тема: «Птицы» (6 часов)

Задания:

– сказочная птица (флористика),
– птицы нашей страны (лепка),
– птицы «Красной книги» (живопись),
– домашние птицы (графика).

8. Тема: «Подводный мир» (6 часов)

Задания:

– рыбы (монотипия),
– водные растения, (восковые мелки),
– кораллы и ракушки (лепка),
– аквариум (макетирование).

9. Тема: «Человек» (6 часов)

«Человека называют властелином природы, но мудрость, с которой мы властвуем, от природы не дается. Этому надо учиться» (Н.И. Лобачевский)

Задания:

– здоровый образ жизни (коллаж),
– спорт, отдых (живопись, графика, обрывная мозаика),
– народно-декоративные промыслы (живопись),
– бионика, дизайн (макетирование, работа с природными материалами),
– охрана природы (живопись, графика, обрывная мозаика).

10. Тема: «Времена года» (6 часов)

Задания:

– деревья в разное время года (живопись, графика, обрывная мозаика),
– зимние забавы (живопись),
– встреча птиц (пластилиновая картина),
– лето в деревне (живопись),
– уборка урожая (коллаж).

11. Тема: «Народный календарь» (6 часов)

Задания: народные приметы.

– дождь – низко летают ласточки, облака полосами;
– большой мороз – дым столбом, яркие звезды;
– оттепель – иней на деревьях, тусклые звёзды и т.д.
(живопись, графика, обрывная мозаика, пластилиновая картина).

12. Тема: «Природные и антропогенные катастрофы» (6 часов)

Задания:

– ураган (пластилиновая картина),
– вулкан (макетирование),
– пустыня (живопись),
– человек и стихия (работа с природными материалами),
– охрана окружающей среды (коллаж).

Итого: 68 часов.

В каждой из названных тем необходимо обращаться к произведениям знаменитых художников, учится у них чувствовать и изображать природу. Для этого необходимо включить в программу тематические беседы. В качестве примера можно взять «Пейзаж».Картины разных художников заставляют не только любоваться окружающей нас природой, но и проникаться мыслями, чувствами, взглядами на жизнь тех людей, которые писали эти полотна. И если при взгляде на картины Шишкина, которые изображают могучую жизнеутверждающую природу, хочется воскликнуть «Здесь ли не родится богатырю?», то картины Фёдора Васильева вызывают грустное, щемящее чувство боли за знакомую русскую природу. Леонардо да Винчи – один из гениев человечества искал объяснения сути прекрасного в природе и искусстве. Эстетическое восприятие – природы – это один из факторов духовного развития человека.

В теме «Народные приметы» необходимо отметить целостное мироощущение, возникшее в ходе взаимодействия человека с природой.

При обращении к народно-декоративным промыслам замечаем, что человек воспринимает себя как часть большого мира через пространственные ритмы национальных образов культуры.
При изучении темы «Животные» предлагается детям проиллюстрировать басни и сказки. Нужно использовать игровые ситуации для создания атмосферы общей увлечённости, проводить конкурсы рисунков, плакатов, посвященных охране и общению с природой: «Природоохранные знаки», «Красная книга», «Русская березка».
Без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления эстетического отношения к природе, разумного ограничения своих потребностей для сохранения окружающей среды. Шестым чувством назвал К.Г.Паустовский чувство природы, добавив, что оно происходит на определённой ступени сознания.

Литература.

1. Э.К.Гульенц., И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала» Москва Просвещение 1991г.
2. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. Начальная школа. – 1991, N5, С. 2-8.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. – М., Просвещение, 1980. С. 19
4. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
5. Детская энциклопедия. Москва 1965г. Том4.
6. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Отношение школьников к природе. – М.: Педагогика, 1988.
7. Глазачев С.Н., Кубанцев Б.С., Мочалова П.П. Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. – Волгоград : ГПИ им. А. С. Серафимовича, 1983.
8. Лыкова И. Летняя мастерская. Время развивать воображение. Дошкольное воспитание. – 2006. – №7. – С. 79-87.
9. Камзина А.А. Об экологическом образовании и воспитании. Воспитание школьника. – 2004. – №3. – С.25-26.
10. Пьянкова. Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.М.Просвещение, 2006г.
11. Ячменёва В.В Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет.– М., Владос, 2003г
12. Колякина В.И. Методика организации коллективного творчества. М., Владос 2002 г.

Приложение 1