Цели урока: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.
Оборудование: выставка детских журналов, толковый словарь, презентация, экран, проектор, конверты с заданием, детские журналы.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Постановка целей.
- Перед вами выставка печатных изданий. Названия некоторых повторяются. Почему? (Это журналы). Cлайд 1. Презентация
= Что такое журнал? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания). Cлайд 2
- О чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журнале)
3. Изучение нового материала.
А) Рассказ учителя:
- Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий. Первым в мире появился “Журнал де саван” (Франция. 1665 г.). В России первым журналом были “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях”, или, как их называли, “Ведомости” (1728). Слайд 3
- Первым детским журналом в мире стал “Лепцигский еженедельный листок” (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - “Детское чтение для сердца и разума” - стало выходить в России в Москве.
Слайд 4
- Давайте познакомимся с журналами, которые читали не только ваши родители, а даже бабушки и дедушки. Слайд 5
Это литературные журналы, журналы о природе, о науке и технике. А знаете ли вы. (Собщение учеников). Слайд 6, 7
- Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно- познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя. Слайд 8
Б) Рассматривание журналов.
- Рассмотрим детский журнал “GЕОлёнок”. Слайд 9
- Посмотрите на обложку журнала. Как он называется?
- Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? (На обложке написан номер и год издания. Рассказывается для кого этот журнал, о чём он)
“GЕОлёнок” — российский познавательно-развлекательный журнал для детей от 5 до 13 лет. Выходит с 2003 года один раз в месяц. Cлайд 10, 11, 12. 13
Рубрики журнала
- Земляне.
- Великие имена.
- Чудо-юдо.
- Человек.
- До чего дошел прогресс!
- Соседи по планете.
- Что новенького?
- За тридевять земель.
- Картинка-загадка.
- Машина времени.
- Вопрос на засыпку.
- Где это видано? (Немного Земного)
- Внимание на экран!
- По следам ваших писем.
- Самоделкино.
- Неужели? В самом деле!
- Хит-парад.
Дорогой друг, добро пожаловать в "GЕОлёнок"!
Я - Шарик, собака-путешественник. Люблю странствовать по всему свету, других смотреть и себя показывать. А потом домой возвращаться. Мой дом - журнал "GЕОлёнок". Совсем новенький домик: просторный, уютный, симпатичный. Заходи в гости, я угощу тебя свежими впечатлениями. Их я обычно складываю между страницами. И чего здесь только нет! Мечтаешь побывать на других планетах, погрузиться на дно океана или взобраться на самую-самую высокую гору Земли? А может, хочешь узнать свежие новости о компьютерах, играх и изобретениях? Тогда быстрее открывай наш журнал!
Тебя ждут далёкие страны и иные цивилизации, тайны ушедших веков, сенсационные репортажи. А также: увлекательные истории о твоих любимых животных, прически, прикиды, стильные штучки, вкусные рецепты для вечеринок и на каждый день...
Мой дом полон загадок, а главное - ответов на них. Вот, пожалуйста: Можно ли ездить в космос на лифте? Зачем кошкам в полёте хвост? Что, интересно? Меня самого за уши не оторвёшь! Хотя кошек я не очень-то люблю, только уважаю. А хвост у меня тоже есть. Вот для чего - вилять! Что я и делаю, потому что рад встрече с тобой.
Приключения начинаются!
В) Практическая работа. Cлайд 14
- Возьмите свой журнал и сделайте небольшую презентацию по плану.
- Название журнала.
- Для кого предназначен.
- Направление.
- Содержание (какие рубрики).
- Чем заинтересовал?
4. Закрепление.
А) - Как вы поняли, что такое журнал?
- Какие бывают журналы?
- Как называются разделы журналов?
Б) Творческая работа в группах.
- Придумаем журнал про свой класс.
1 группа. Название, эскиз обложки.
2 и 3 группа. Рубрики. Презентация проектов.
5. Рефлексия.
- С каким видом печатных изданий познакомились?
- Почему журналы называют периодическими изданиями?
- Что нового узнали?
- Какие журналы хотели бы приобрести? Слайд 15
- Каким должен быть детский журнал? Слайд 16, 17
6. Домашнее задание.
Сообщение по любой рубрике для классного журнала.