Урок литературного чтения на тему "По страницам детских журналов". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к чтению периодической печати, умение работать в группе, в коллективе.

Оборудование: выставка детских журналов, толковый словарь, презентация, экран, проектор, конверты с заданием, детские журналы.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка целей.

- Перед вами выставка печатных изданий. Названия некоторых повторяются. Почему? (Это журналы). Cлайд 1. Презентация

= Что такое журнал? Прочитаем определение этого слова в толковом словаре. (Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, а также отдельная книжка такого издания). Cлайд 2

- О чём пойдёт речь у нас на уроке? (О журнале)

3. Изучение нового материала.

А) Рассказ учителя:

- Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает “дневник”, “газета”. Журналы бывают еженедельные и ежемесячные. В журналах печатаются разные жанры сочинений: художественные - рассказы, повести, стихи, сказки; информационные обзоры, очерки, публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий. Первым в мире появился “Журнал де саван” (Франция. 1665 г.). В России первым журналом были “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях”, или, как их называли, “Ведомости” (1728). Слайд 3

- Первым детским журналом в мире стал “Лепцигский еженедельный листок” (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - “Детское чтение для сердца и разума” - стало выходить в России в Москве.

Слайд 4

- Давайте познакомимся с журналами, которые читали не только ваши родители, а даже бабушки и дедушки. Слайд 5

Это литературные журналы, журналы о природе, о науке и технике. А знаете ли вы. (Собщение учеников). Слайд 6, 7

- Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно- познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя. Слайд 8

Б) Рассматривание журналов.

- Рассмотрим детский журнал “GЕОлёнок”. Слайд 9

- Посмотрите на обложку журнала. Как он называется?

- Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? (На обложке написан номер и год издания. Рассказывается для кого этот журнал, о чём он)

“GЕОлёнок” российский познавательно-развлекательный журнал для детей от 5 до 13 лет. Выходит с 2003 года один раз в месяц. Cлайд 10, 11, 12. 13

Рубрики журнала

  • Земляне.
  • Великие имена.
  • Чудо-юдо.
  • Человек.
  • До чего дошел прогресс!
  • Соседи по планете.
  • Что новенького?
  • За тридевять земель.
  • Картинка-загадка.
  • Машина времени.
  • Вопрос на засыпку.
  • Где это видано? (Немного Земного)
  • Внимание на экран!
  • По следам ваших писем.
  • Самоделкино.
  • Неужели? В самом деле!
  • Хит-парад.

Дорогой друг, добро пожаловать в "GЕОлёнок"!

Я - Шарик, собака-путешественник. Люблю странствовать по всему свету, других смотреть и себя показывать. А потом домой возвращаться. Мой дом - журнал "GЕОлёнок". Совсем новенький домик: просторный, уютный, симпатичный. Заходи в гости, я угощу тебя свежими впечатлениями. Их я обычно складываю между страницами. И чего здесь только нет! Мечтаешь побывать на других планетах, погрузиться на дно океана или взобраться на самую-самую высокую гору Земли? А может, хочешь узнать свежие новости о компьютерах, играх и изобретениях? Тогда быстрее открывай наш журнал!

Тебя ждут далёкие страны и иные цивилизации, тайны ушедших веков, сенсационные репортажи. А также: увлекательные истории о твоих любимых животных, прически, прикиды, стильные штучки, вкусные рецепты для вечеринок и на каждый день...

Мой дом полон загадок, а главное - ответов на них. Вот, пожалуйста: Можно ли ездить в космос на лифте? Зачем кошкам в полёте хвост? Что, интересно? Меня самого за уши не оторвёшь! Хотя кошек я не очень-то люблю, только уважаю. А хвост у меня тоже есть. Вот для чего - вилять! Что я и делаю, потому что рад встрече с тобой.

Приключения начинаются!

В) Практическая работа. Cлайд 14

- Возьмите свой журнал и сделайте небольшую презентацию по плану.

- Название журнала.

- Для кого предназначен.

- Направление.

- Содержание (какие рубрики).

- Чем заинтересовал?

4. Закрепление.

А) - Как вы поняли, что такое журнал?

- Какие бывают журналы?

- Как называются разделы журналов?

Б) Творческая работа в группах.

- Придумаем журнал про свой класс.

1 группа. Название, эскиз обложки.

2 и 3 группа. Рубрики. Презентация проектов.

5. Рефлексия.

- С каким видом печатных изданий познакомились?

- Почему журналы называют периодическими изданиями?

- Что нового узнали?

- Какие журналы хотели бы приобрести? Слайд 15

- Каким должен быть детский журнал? Слайд 16, 17

6. Домашнее задание.

Сообщение по любой рубрике для классного журнала.