В последние годы остро стоит вопрос о возможности оказания детям всесторонней помощи в оздоровлении, физическом и психическом укреплении состояния. Полноценный психологический комфорт зависит от успешности в учёбе, а увеличение количества ошибок может негативно сказаться на здоровье ученика, его психике. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Среди различных специфических затруднений в письменной речи выделяется группа так называемых оптико-кинетических ошибок. Это замена букв, похожих по начертанию. В моей практике наиболее часто встречаются дети смешивают и и у, б и д, т и п. Ребёнок, начав писать букву с элемента, которым начинаются и другие, похожие, буквы, с трудом переключается на движение, продолжающее письмо следующего нужного элемента буквы. Эти трудности переключения движений и являются основной причиной оптико-кинетических ошибок. При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешение букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные “описки”, так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Цель работы – выяснить особенности логопедической работы с учащимися, имеющими ошибки на письме различного характера, разработать задания, способствующие уменьшению числа ошибок на письме, имеющих различные причины возникновения.
В задачи работы вошли: анализ и обобщение данных литературы по проблеме исследования; проведение логопедического обследования; проведение специальных диагностических диктантов в начале, середине и конце учебного года; апробация заданий, направленных на коррекцию письменных ошибок различного генеза.
По результатам, проведённого диктанта, были отобраны ученики 2–4 классов, имеющие различного рода ошибки на письме, в частности ошибки зрительной дифференциации оптически сходных букв.
В экспериментальную группу вошли:
- Агафонова Маша, 2 класс.
- Бросалина Арина, 3 класс.
- Камбуров Сергей, 3 класс.
- Морозова Анна, 3 класс.
- Частов Алексей, 3 класс.
- Частов Андрей, 3 класс.
- Ширмухаметова Ксения, 3 класс.
- Шевченко Евгений, 3 класс.
При проведении экспериментальной работы
использовались следующие методы и приёмы:
Обзор теоретической литературы по данной
теме.
Эксперимент.
В занятия по коррекции оптической дисграфии были включены как специальные задания, так и задания по коррекции орфографических ошибок на письме. С учащимися в течение всего учебного года 3 раза/неделю проводились логопедические занятия.
I занятие
- Выделить сходство и отличие букв по графическим признакам. Обвести сходные элементы одним цветом, а разные элементы – другим цветом (Рисунок 1)
- Конструирование букв из подручного материала (нитка, счётные палочки, ватные шарики, липкие зёрнышки). (Рисунок 2, 3)
- Продолжить ряд букв в заданном порядке.
- Написать слова по командам на буквы б, д – кто больше за определённое время.
- Логопед диктует звуки (сначала с участием голоса, а затем беззвучно), ученики поднимают соответствующие карточки с буквами.
- Логопед диктует слова, ученики поднимают карточку с буквой, которая есть в данном слове.
- Ученики вставляют в слова пропущенные буквы и обводят их разным цветом – б одним цветом, д – другим цветом (у каждого свой материал)
Ученики учатся проводить анализ букв, находить сходства и отличия – дифференциация зрительная.
Ученики развивают тонкую моторику пальцев рук – дифференциация моторная, развитие зрительного восприятия.
б д б д б д б д б д _________
б б д д б б д д б б _________
Нахождение закономерности в написании букв в определённом порядке, автоматизация их написания в быстром темпе, развитие серийной организации движений.
Обогащение словарного запаса, подбор слов на заданные звуки.
Лексический материал:
Б-д-дь-т-б-бь-п-ть-б-бь-пь-дь-т-дь-п-д-бь-ть. (Рисунок 4)
Дифференциация сенсорная (на слух), соотнесение звуков и букв.
Лексический материал: баранка, ограда, грабли, бревно, победа, белка, дупло, бардак, быстрый, деревня, городок, кабинет, дорога, блин, дым, квадрат. (Рисунок 4)
Дифференциация сенсорная (на слух), соотнесение звуков и букв.
Словарный материал:
…ерлога, …ятел, ко…ра, …ерёза, ла…иринт, ве…ро, за…ота, …ыня, з…ание, …иректор. (Рисунок 5)
Цветовая дифференциация букв, автоматизированное написание отличающихся элементов букв.
II занятие
- Ученики обводят разным цветом сходные по написанию буквы, наложенные друг на друга, написанные в беспорядке. (Рисунок 6)
- Расшифровать слоги (с помощью специальной шифровки) и составить из них слова так, как указывают цифры.
- Составить и записать предложения, используя заданные слова.
- В цепочке слогов найти все возможные слова и выписать их.
- Написать подходящий по смыслу предмет, продолжив предложение. Лексический материал:
- Ученики находят и обводят строчные буквы б и д так, как показано на карточке: б – волнистой линией, д – перечёркивают.
- Напиши даты словами.
Развитие зрительного восприятия, опознание зашумлённых моделей.
Шифровка —> 1бо, 2со, 3ко, 4на, 5по, 6во, 7да, 8ва, 9та, 10ро, 11ка
Материал для расшифровки:
1 – 10 – 7, 1 – 10 – 4, 3 – 10 – 4, 5 – 10 – 7, 3 – 10 – 8, 6 – 10 – 4, 6 – 10 – 9, 2 – 10 – 11, 3 – 10 б – 11.
Развитие зрительного внимания, мышления, развитие функции программирования и контроля – на внимание.
Развитие письменной речи, воображения, творчества, словарного запаса, умения самостоятельно излагать свои мысли в письменном виде.
Слоговая цепочка: горекашарыбагорлокон (горе, река, каша, шар, рыба, багор, горло, локон, кон, шары)
Развитие зрительного внимания и восприятия, развитие функции программирования и контроля – на внимание.
Мак алый, и роза алая; Банан спелый, ____________
Лента голубая, ____________ Нож острый, ____________.
Грамматика – соотнесение окончания прилагательного и существительного, развитие воображения.
Развитие функций программирования и контроля – на внимание.
Лексический материал:
8.08 – восьмое августа,
2.05, 1.09, 7.10, 24.04, 18.01, 12.05
Грамматика – правильное написание числа и соотнесение с окончанием, развитие умения соотносить месяц и его порядковый номер.
III занятие
- Ученики обводят буквы, написанные правильно, зачёркивают те, которые написаны неверно, дописывают буквы, недописанные до конца. (Рисунок 7)
- Ученики составляют по 2 законченных предложения из слов написанных вразнобой. Буквы б, д обводят разным цветом.
- Сделать звукобуквенный (вертикальный) анализ заданных слов. Лексический материал:
- Написать окончание слова.
- Расшифровать с помощью слоговой таблицы тексты (скороговорки или поговорки) и записать их (у каждого свой материал). Обвести данные буквы разным цветом.
Развитие зрительного восприятия.
Лексический материал:
Краб, на, на, Дима, краб, крючке, играет; Грибы, мандарины, и, на, Даня, рынке, грибы, собирает, продают; Огороде, бабочка, на, помидоры, в, сидит, зреют, цветке.
Развитие функций программирования и контроля – восстановление последовательности, развитие внимания, языкового анализа и синтеза.
Комбинезон, барьер, диктофон, водяной, дикарь, билетёр, забияка, радость. (Рисунок 8)
Развитие функций программирования и контроля, развитие фонематического анализа.
Лексический материал:
О…, ст…, п…, пу…, ма…, Ма…, тр…, св…..
Развитие памяти, словарного запаса, воображения, фонематического анализа и синтеза.
Лексический материал:
Ог-72-м-109-й 101-72-с, 4 у-9 30 101-30-с (Огромный вырос, да ума не вынес)
Ум-109-й 12-с-92-44-т, г-87-110-й о-92-44-т (Умный рассудит, глупый осудит)
Развитие функций программирования и контроля.
Таблица слогов
А |
Е |
И |
О |
У |
Ы |
Ю |
Я |
|
Б |
БА 1 |
БЕ 21 |
БИ 41 |
БО 61 |
БУ 80 |
БЫ 100 |
БЮ 117 |
БЯ 133 |
В |
ВА 2 |
ВЕ 22 |
ВИ 42 |
ВО 62 |
ВУ 81 |
ВЫ 101 |
ВЮ 118 |
ВЯ 134 |
Г |
ГА 3 |
ГЕ 23 |
ГИ 43 |
ГО 63 |
ГУ 82 |
ГЫ 102 |
ГЮ 119 |
ГЯ 135 |
Д |
ДА 4 |
ДЕ 24 |
ДИ 44 |
ДО 64 |
ДУ 83 |
ДЫ 103 |
ДЮ 120 |
ДЯ 136 |
Ж |
ЖА 5 |
ЖЕ 25 |
ЖИ 45 |
ЖО 65 |
ЖУ 84 |
104 | ЖЮ 121 |
|
З |
ЗА 6 |
ЗЕ 26 |
ЗИ 46 |
ЗО 66 |
ЗУ 85 |
ЗЫ 105 |
ЗЮ 122 |
ЗЯ 137 |
К |
КА 7 |
КЕ 27 |
КИ 47 |
КО 67 |
КУ 86 |
КЫ 106 |
КЮ 123 |
КЯ 138 |
Л |
ЛА 8 |
ЛЕ 28 |
ЛИ 48 |
ЛО 68 |
ЛУ 87 |
ЛЫ 107 |
ЛЮ 124 |
ЛЯ 139 |
М |
МА 9 |
МЕ 29 |
МИ 49 |
МО 69 |
МУ 88 |
МЫ 108 |
МЮ 125 |
МЯ 140 |
Н |
НА 10 |
НЕ 30 |
НИ 50 |
НО 70 |
НУ 89 |
НЫ 109 |
НЮ 126 |
НЯ 141 |
П |
ПА 11 |
ПЕ 31 |
ПИ 51 |
ПО 71 |
ПУ 90 |
ПЫ 110 |
ПЮ 127 |
ПЯ 142 |
Р |
РА 12 |
РЕ 32 |
РИ 52 |
РО 72 |
РУ 91 |
РЫ 111 |
РЮ 128 |
РЯ 143 |
С |
СА 13 |
СЕ 33 |
СИ 53 |
СО 73 |
СУ 92 |
СЫ 112 |
СЮ 129 |
СЯ 144 |
Т |
ТА 14 |
ТЕ 34 |
ТИ 54 |
ТО 74 |
ТУ 93 |
ТЫ 113 |
ТЮ 130 |
ТЯ 145 |
Ф |
ФА 15 |
ФЕ 35 |
ФИ 55 |
ФО 75 |
ФУ 94 |
ФЫ 114 |
ФЮ 131 |
|
Х |
ХА 16 |
ХЕ 36 |
ХИ 56 |
ХО 76 |
ХУ 95 |
ХЫ 115 |
ХЮ 132 | |
Ц |
ЦА 17 |
ЦЕ 37 |
ЦИ 57 |
ЦО 77 |
ЦУ 96 |
ЦЫ 116 |
||
Ч |
ЧА 18 |
ЧЕ 38 |
ЧИ 58 |
ЧО 78 |
ЧУ 97 |
|||
Ш |
ША 19 |
ШЕ 39 |
ШИ 59 |
ШО 79 |
ШУ 98 |
|||
Щ |
ЩА 20 |
ЩЕ 40 |
ШИ 60 |
ЩУ 99 |
6. Вставить в текст пропущенные буквы б, д разным цветом, пересказать текст. Лексический материал:
Наши _рузья.
В _еревне _ыло много са_ов. Осенью поспевали я_локи и груши. В са_ах _ыло много птиц. Они выво_или птенцов, и целый _ень кормили их червяками. Ре_ята разорили гнёз_а птиц. Птицы улетели из этой _еревни. Весной зацвели на я_лонях цветы, но червяки за_рались в цветы и поели их. Осенью не _ыло на _еревьях я_лок и груш. Поняли ре_ята, что птицы спасали их _еревья, но _ыло поз_но. (Рисунок 9)
Развитие функций программирования и контроля, памяти, зрительного внимания, умения формулировать собственные мысли.
Заключение, выводы
Чтобы доказать правильность и целесообразность введения в логопедическую работу подобных заданий с прошлого года мы начали проводить эксперимент.
В начале, середине и конце эксперимента, т.е. в сентябре, декабре и мае текущего учебного года соответственно, ученики написали специальные диктанты, результаты которых нами были проанализированы. В сентябре и декабре были проведены диктанты (по материалам О. Б. Иншаковой), отличающиеся по сложности, по возрасту (в каждой параллели классов диктанты разные). Декабрьский, промежуточный, диктант показал, что у половины учеников, участвующих в эксперименте, отмечено уменьшение количества ошибок на письме. Для диктанта в конце учебного года использовался новый лексический материал, т.е. тексты незнакомые учащимся. Результаты, которые показали ученики можно увидеть на таблице.
Ф.И, класс | Наруш.фонемного восприятия |
Наруш.язык. анализа и синтеза |
Оптические ошибки |
Орфографич. ошибки |
||||||||
Нач | Сер | Конец | Нач | Сер | Конец | Нач | Сер | Конец | Нач | Сер | Конец | |
Маша А, 2 кл | 1 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Арина Б, 3 кл | 0 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 |
Серёжа К, 3 кл | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 |
Аня М, 3 кл | 0 | 1 | 0 | 7 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 5 | 3 | 1 |
Лёша Ч, 3 кл | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 |
Андрей Ч, 3 кл | 3 | 1 | 1 | 8 | 2 | 0 | 4 | 2 | 0 | 2 | 3 | 2 |
Женя Ш, 3 кл | 0 | 8 | 2 | 5 | 3 | 0 | 3 | 0 | 0 | 6 | 7 | 5 |
Ксюша Ш,3 кл | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 3 | 2 |
По данной таблице можно отметить существенное уменьшение количества ошибок на письме у этих детей по сравнению с началом учебного года.
Таким образом, предлагаемый набор заданий по коррекции оптической дисграфии показал продуктивность выбранных направлений работы и значительное уменьшение числа ошибок по всем показателям.
Выводы.
1. У всех учеников, участвующих в эксперименте, отмечено снижение числа ошибок – у кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени.
2. У учеников улучшилась переключаемость внимания, выработалось умение анализировать.
3. Предлагаемые детям задания были подобраны верно, однако стоит дополнить, к уже имеющимся заданиям, новые разработки, в которых бы больше внимания уделялось закреплению грамматических правил русского языка.
4. Количество ошибок снизилось, что благотворно повлияло на психическое здоровье учеников, на их уверенность в себе, своих силах.
Литература
- Андреева Н.Г. “Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1. Устная связная речь. Лексика”, 2006.
- Бурина Е.Д. “Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв”, 2006.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. “Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения”, 2005.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. “Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи”, 2006.
- Иншакова О.Б. “Словарные слова в образах и картинках. Части 1, 2”, 2004.