Проектная деятельность на уроке литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Дети пересаживаются по группам в соответствии с табличками.

2. Проблемная ситуация

– Мы с вами много читали сказок. Назовите эти сказки.
– Нами накоплен большой материал и получена информация. Её надо систематизировать.
– Какие формы систематизации вы можете предложить?
Дети предлагают. Останавливаемся на таблице.

3. Формулирование цели задачи проектной деятельности

4. Подготовка к созданию проекта

Повторяем основные этапы создания проекта.

Задача – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации.
Проводится «мозговой штурм». «Аналитики» подбирают подходящие идеи. На экране появляется «Сборка»

5.Основной этап проекта

«Аналитики» выбирают определение сказки из предложенных трёх.
На экране предлагаемые формулировки:

  • Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных сил.
  • Сказка – это научно-фантастическое произведение.
  • Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

В первом разделе появляется формулировка.

– Что такое сказка? (1)

В «Экспериментальной лаборатории» появляются признаки классификации:

– по авторству;
– по видовым особенностям.

Ребята зачитывают отрывки из сказок и называют вид сказок по каждой классификации.
Берём прочитанные сказки «Мудрый старик», «Семь Симеонов – семь работников», «Царевна-лягушка»…
Ученики называют виды сказок, а «Аналитики», с ними соглашаются или нет.
На экране появляются эти виды:

  • богатырские;
  • волшебные;
  • поучительные;
  • о животных;
  • смешные;
  • бытовые;
  • былины

«Аналитики» после этой работы называют две классификации и формулируют черты отличия.

Ребята читают былину «Как Илья из Мурома богатырём стал».

– Назовите, чем отличается былина от сказки?

«Аналитики» называют признаки этого жанра.

6. Этап испытания проекта

«Испытатели» по таблице рассказывают о сказке как о жанре.

7. Итог урока

 – Какую цель и задачу мы ставили перед собой на уроке?
– Удалось ли нам достичь её? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?