Постоянно увеличивающийся приток в Москву
нерусского населения из стран ближнего
зарубежья и национально-государственных
субъектов Российской Федерации,
естественно, ставит вопрос о
культурно-языковой адаптации мигрантов.
Основная часть переселенцев и вынужденных
эмигрантов – дети. Подавляющее большинство
вновь прибывших детей практически не владеет
русским языком, при этом они должны посещать
школу. Следовательно, их нужно срочно обучать
русскому языку, и чем раньше, тем лучше. В
связи с этим разработка и апробация учебных
пособий для этого контингента учащихся – одна из
важнейших задач теории и практики
преподавания русского языка как иностранного
(РКИ) на современном этапе. Программа, по
которой я работаю, имеет практическую
направленность на культурно-языковую адаптацию,
и позволяет организовать работу с детьми разных
национальностей, в различных образовательных
учреждениях.
Главная моя задача – формирование у детей
навыков активного и психологически свободного
общения на русском языке и умения
ориентироваться в меняющейся языковой ситуации.
Знания, полученные за год обучения, позволяют
моим ученикам включиться в образовательный
процесс и активно участвовать в интересной и
содержательной жизни московской школы.
Грамматическая тема: Предложный падеж существительных. Согласование прилагательного с существительным (закрепление).
Закрепление темы: прилагательное + существительное (согласование в роде в форме именительного падежа)
Лексическая тема: «Столовая» (питание, посуда, мебель).
Закрепление: «Животные».
Цели урока:
- ознакомление с формой предложного падежа существительного;
- освоение лексической темы: «В столовой»;
- подготовка к работе над сказкой «Три медведя».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение изученной лексической темы
Учитель: О чем (о ком) мы говорили на прошлых уроках?
– Назовите животных, которых вы знаете?
После того, как дети перечислили названия животных, учитель раздает детям цветные карточки, на которых написаны названия животных: лис, кот, тигр, медведь, белка, волк.
Игра!
– Вы должны прочитать название животного и спросить своего соседа, как называется его детеныш.
Лис – лисенок
Кот – котенок
Тигр – тигренок
Медведь – медвежонок
Белка – бельчонок
Волк – волчонок
(эти названия животных выбраны для того, чтобы закрепить чередование согласных на стыке корня и суффикса).
Фонетическая минутка
Цель:отработка звука [ш],[ж].
Шу-шу-шу и жу-жу-жу,
Я летаю и жужжу.
Кто это?(Жук, пчела)
Физминутка
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
3.Предтекстовая лексическая работа
Учитель: Прочитаем текст «Три
медведя».
– Ребята, ответим на вопросы:
- Медведь он или она?
- А если она?
- А их детеныш?
Работа с текстом.
- Чтение
- Нахождение форм Предложного падежа.
- Вопросы
Три медведя
Жили-были медведи. Большой медведь-папа, медведица-мама, а сын их медвежонок. Медведи жили в большом доме. Дом старый, но красивый и деревянный. В доме есть стол, стулья, большая кровать, средняя кровать, и маленькая кровать. На столе большие чашки и маленькая чашка. В руке медведь держит ложу. И медведица держит ложку. У медвежонка тоже ложка. Они обедают. На медведице одежда чистая: длинная юбка, красная кофта, красный платок. На кроватях одеяла и подушки. У медвежонка одеяло голубое, теплое. Оно тоже лежит на кровати.
Напомнить о том, какие окончания у существительных в П. п, когда мы используем их для ответа на вопрос Где?
Постановка проблемного вопроса: Почему у сущ. разные окончания*:
– Ребята, обратите внимание, как пишется слово
«кровать». Кровать – это существительное,
женского рода с ь на конце. В предложном падеже
существительное женского рода имеет окончание –
И.
– Какие еще знаете сущ. ж.р. …?
Дети: Дверь – двери; тетрадь – тетради.
Игра!
Учитель: Где жили медведи?
– Какой дом у медведя: маленький или большой?
– Какой дом у медведей: старый или новый?
– Какой дом у медведей: красивый или некрасивый?
– Какой дом у медведей: каменный или деревянный?
– Какое одеяло у медвежонка?
Учитель: Что едят медведи?
– В чем мед, который едят медведи?
– Что в руке медведя, медведицы, медвежонка? (У
медведя лапы, а у сказочного медведя – рука)
Учитель: А сейчас в тетради запишем два
последних предложения текста.
– У медвежонка одеяло теплое, голубое. Оно тоже
на кроватИ.
– Почему пишется окончание И?А какие слова еще
встречали?
Задание: добавьте существительные к прилагательным.
Теплое __________________
Деревянный_______________
Большая__________________
Чистая___________________
Слова для справок: одеяло, стол, кровать, одежда.
Итоги урока
У: Ребята, наш урок подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки, вспомните наш урок. Что вам понравилось в нем больше всего?
Д: …
Остальные вопросы по ситуации.
Литература:
1. Е.В. Какорина, Т.В. Савченко, Л.В. Костылева
– «Русский язык: от ступени к ступени» 2007г.
2. Синёва О.В. Грамматика в упражнениях,
текстах, диалогах. Ч 4 в кн. Савченко Т.В., Синёва
О.В., Шорина Т.А. Русский язык: от ступени к
ступени. РКИ. Ч. 4,5, 6. – М.: Этносфера, 2009.
3. Желтковская Л.Я. Русский язык, М., 2006.