Формирование навыка чтения и развитие читательского интереса младших школьников

Разделы: Начальная школа


Не секрет, что сейчас, в век телевидения, компьютеров, сотовых телефонов, дети стали читать меньше. А ведь чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребёнка дар слова, помогает познать мир и самого себя.

Но дети читать стали меньше. Почему? Не только компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать, но и сокращение числа уроков литературы в базисном плане повлияло развитию процесса «кризиса чтения».

«Кризис чтения» – это проблема очень актуальна на сегодняшний день. Поэтому привитие ребёнку интереса к чтению, развитие у него навыка чтения стало одной из главных проблем современного начального образования. Прежде чем привить ребёнку интерес, любовь к чтению, необходимо развить у него навыки чтения.

Хочу поделиться своим опытом работы над решением этой проблемы.
Известно, что навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств я использую специальные упражнения, которые включаю в план каждого урока чтения. Приведу некоторые из них.

I. Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.

1. Назови предметы одним словом:

а) липа, береза, ель, сосна;
б) лошадь, корова, свинья, овца;
в) чиж, грач, сова, ласточка.

2. Какое слово лишнее и почему?

а) лук, огурец, морковь, яблоко;
б) гриб, ромашка, ландыш, василёк;
в) ель, сосна, кедр, осина.

3. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

а) колос, рота, ваза;
б) кора, лото, боксёр;
в) молоко, небо, тарелка.

4. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог:

а) змея, рама;
б) пуговица, молоток, лама.

5. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

а) насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
б) обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

6. Найди слово в слове.

Гроза, поднос, ярмарка, газета.

7. Составь предложения (3-4) на тему «В школе»(«На реке», «Дежурные»).

II.Упражнения для формирования правильности чтения.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой:

а) мел – мель – мыл – мыль – мал– мял;
б) мышка – мошка – мишка – миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.

3.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания:

а) приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;
б) красное, белое, голубое, чёрное;
в) кукла, мама, папа, лапа, ложка.

III.Упражнения для развития беглости чтения.

1. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.

(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.)

2. Чтение столбиков

(Дети читают слова в столбиках)

3.”Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти заданное предложение.

4. Скороговорки.

5. Различные виды чтения:

а) чтение шепотом, затем громко, потом про себя;
б) хоровое чтение;
в) чтение в парах;
г) жужжащее чтение.

Поле чтения формируется при чтении слогов-столбиков, слов-столбиков. Во втором классе ребёнок должен уже видеть и читать глазами второе слово.

Вот одно из упражнений для расширения поля зрения, на развитие внимания, памяти, которое провожу с учениками 2 класса.

На доске записаны слова:

коньки
Волга
карандаш
чулан
листья
сахар
вьюга
Мурзик
хлеб

Дети читают слова, затем слова закрываю и задаю такие вопросы:

– Назови слова по порядку, как запомнил.
– Назови 4-х сложные слова.
– Назови слова с ь знаком.
– Назови слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща и т. д.
– Сколько съедобных слов?
– Сколько слов написано с большой буквы? Почему?
– Сколько слов, называющих явления природы?

Эти упражнения занимают 5-6 минут и помогают развить беглость чтения. Кроме того, они вносят в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Закреплению навыка чтения способствуют и мини-тесты, которые провожу в начале урока, проверяя уровень восприятия текста. Предлагаю фрагмент урока чтения в 3 классе. Рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек» (2 урок).

I. Когда у старой зайчихи появились зайчата?

а) весной
б) летом
в) осенью

II.Сколько зайчат было у зайчихи?

а) 2
б) 3
в) 4

III. Сколько этажей было в бобровой хатке?

а) 2
б) 3
в) 4

IV. Кто из зверей пробовал ломать хатку бобров?

а) рысь
б) выдра
в) жадная росомаха

Подобные работы приучают детей к внимательному чтению. Ученики начинают не только следить за сюжетом, но и обращать внимание на те детали, которые раньше упускали из вида.

Но мало сформировать и развить у ребёнка навык чтения, ему необходимо привить любовь к чтению на уроках и во внеурочной деятельности. Конечно, это непростая задача, но справиться с ней можно, если заинтересовать ребёнка. Я достигаю желаемого результата, используя различные формы работы: урок-викторину, урок-КВН, урок-путешествие, тестовые задания, кроссворды, игровые моменты.

Например, я предлагаю детям в течение месяца самостоятельно прочитать большое произведение. Это может быть сказка или рассказ о животных. По окончании времени, отведённого на эту работу, на уроке чтения раздаю им кроссворды или тесты. Ребята в течение 10-15 минут отвечают на вопросы.

Вот, например, вопросы к кроссворду по сказке Х.К.Андерсен «Дюймовочка».

1. На какой лист посадили жабы Дюймовочку?
2. Кем был эльф, который предложил Дюймовочке замужество?
3. Кто обхватил Дюймовочку лапками и взвился с ней в воздух?
4. Что посоветовала ласточка выбрать Дюймовочке для дома?
5. Кто жил в норке на поле?
6. Во что завернулась Дюймовочка от холода?
7. К чему протянула руки девочка и стала прощаться?
8. За кого хотела мышь выдать замуж Дюймовочку?
9. Что произошло с ласточкой, когда она согрелась?

И ещё один пример. Тест по рассказу К.Паустовского «Заячьи лапы».

Учитель читает утверждение, дети ставят «+» или «–» (согласны или нет).

1. Время действия рассказа – весна.(–)
2. Городок находился на реке Обь.(–)
3. У зайца была сломана лапка.(–)
4. По совету бабки Анисьи дед с Ваней повезли зайца в город.(+)
5. Адрес врача им подсказал прохожий.(–)
6. Доктора звали Карлом Петровичем.(+)
7. Во время охоты дед выстрелил в зайчонка с рваным ухом, но промахнулся.(+)
8. Начался лесной пожар, огонь шёл прямо на деда.(+)
9. Дед вынес зайца из горящего леса.(–)
10. Зайца выпустили на волю.(–)

За работу с кроссвордом или тестом я выставляю детям оценки.

Надо сказать, что результаты этой работы не могут не радовать. У детей появился интерес к большим произведениям, ребята стали более внимательно прочитывать их, получать наслаждение от общения с книгой.

Большую роль в развитие читательского интереса играет и внеурочная деятельность. Это беседы: «Значение книги в жизни человека», «Странички истории. Первые книги», «Полезные советы дорогому читателю (Г. Остер), «Правила обращения с книгой», «Памятка читателю».

Беседа – «приманка»

– Называется и показывается книга.
– Рассказывается несколько эпизодов.
– Чтение прерывается на самом интересном месте.

Желание узнать о дальнейших событиях увлекает, и дети непременно прочтут эту книгу.

Литературные игры и праздники

– Угадай-ка (русские народные сказки)
– Сильное звено
– Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина.
– Праздник загадок.
– Мир вокруг нас (В.Бианки)
– Праздник «В стране литературных героев»
– Литературные викторины, головоломки, игры со словами, кроссворды.

Библиотечный час «В гостях у Почемучки. Как работать с дополнительной литературой?»

Час тихого чтения

Дети и учитель приносят внепрограммные книги, которые они в данный момент читают. Каждый читает принесённую им книгу. По окончании обнародуется список читаемых книг «Что сегодня мы читали?»

Реклама книг (эмоциональный рассказ, письменный ответ)

Конкурсы чтецов, театральный.

Инсценировка, театральная постановка литературного произведения (работа над композицией, ролью, костюмом, декорациями)

Всё это способствует развитию читательского интереса, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности, творческой активности учащихся.

При развитии читательского интереса у младших школьников важна работа и с родителями. Они первые помощники. А какие они помощники и как должны помогать? Об этом мы беседуем на консультациях, собраниях, где я подчёркиваю о важности владения чтением: «Приобщение ребёнка к домашнему чтению», «Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к чтению», «Роль чтения в жизни ребёнка», «Детское чтение – это так серьёзно? Да!

Провожу литературные праздники, конференции: «Как хорошо уметь читать!», «Всей семьёй в библиотеку». Когда читает вся семья, малыш тоже тянется к книжкам. Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют также и родители, и условия которые они создают.

Все эти методы и способы работы по развитию читательского интереса на уроках и во внеурочной деятельности дают положительные результаты.

Мои ученики являются активными читателями, с удовольствием посещают библиотеку, участвуют в литературных викторинах, конкурсах, конференциях и занимают призовые места.

Развивая у ребёнка навык чтения и прививая ему интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребёнка о себе, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.