Твердые и мягкие согласные звуки. Тема: "Правописание сочетаний ча, ща". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока:  урок-сказка.

Урок проводится в форме презентации с использованием интерактивной доски.

Цель урока: научить детей видеть сочетания ча, ща и правильно писать слова с этими сочетаниями.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ча, ща;
    • отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
  • Воспитательные:
    • пробудить чувство искреннего, заинтересованного отношения к устному народному творчеству  (малым фольклорным жанрам);
    • воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;
  • Развивающие:
    • развивать речь учащихся, пополнять словарный запас учащихся;
    • способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи.

«Сквозная» тема: «Малый фольклор на уроках русского языка».

Анализ педагогической ситуации

Учащиеся уже имеют представление о правописании сочетаний ча и ща, что позволяет работать над формированием умения видеть эти сочетания и писать слова правильно.

ХОД УРОКА

Этап  урока

Содержание

Задачи этапа урока

1. Организация детей на занятие.

 

 

 

 

 

 

 

2. Формулировка темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа. Знакомство с новым словом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо с комментированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащение словарного запаса.

 

3. Формирование умения видеть сочетания ча и ща в словах.

 

 

 

 

Самостоятельная работа. Выборочное  письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

Итог урока.

Приветствие учащихся. Организация рабочего  места.

Дети:

Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя,
Потому что был звонок!
Начинается урок!

Учитель:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

– Над какой темой мы с вами работали на предыдущем уроке?  (Правописание сочетаний жи, ши.)
– Вспомните, правописание каких ещё сочетаний мы изучали в букварный период? (ча-ща, чу-щу)
– В русском языке для вас припрятано очень много хитростей. Но вы их постепенно узнаете и сможете грамотно написать любое письмо. Сегодня мы с вами закрепим наши знания о правописании сочетаний. Каких? Это вы мне сами скажете после выполнения некоторых заданий.
– Но сначала послушайте и ответьте, из какой сказки эти строки? «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем». (Эти строки из сказки «Колобок»).

– Ой, ребята, кто это там? (Колобок.)

(На экране появляется колобок). Это же сам колобок в гости к нам пришёл. Но он пришёл не просто в гости, а с просьбой. Его встретили заяц, волк, медведь, лиса и сказали: «Если ты не ответишь на наши вопросы, не выполнишь наши задания, мы тебя съедим». Вот он и просит нас с вами помочь ему. Ведь мы не оставим колобка в беде? (Нет!)
– Молодцы, ребята, вы настоящие друзья! Но чтобы отправиться на помощь колобку, нам необходимо открыть тетради, записать число и «классная работа». А ещё выполнить несколько тренировочных упражнений. Это поможет нам стать более грамотными и справиться с теми заданиями, которые приготовили для колобка заяц, волк, лиса и медведь.

1. Минутка  чистописания.
ча                                ща

2. «Соберите» из отдельных слов предложение.

На экране появляется предложение.

(Нач…тое дело доводи до конца.)

– Ребята, посмотрите на экран и встаньте те, у кого получилось такое же предложение. Молодцы!
– Ребята, что за высказывание вы написали?
– Как вы понимаете значение этой пословицы?

3. На экране появляется загадка.

По чаще идёт
Таёжный хозяин –
Валежник ломает,
Пчёл разоряет.
Что за зверь.
Кто отгадает?

– Медведь.
– Сколько слогов в этом слове? (2)
– Какой слог ударный? (Второй)
– Ребята, правописание безударной гласной в первом слоге нужно запомнить.
– А какая ещё орфограмма есть в слове медведь? (Правописание парных согласных на конце слова.)
– Какие бывают медведи? (Бурые, белые.)

На экране появляются изображения медведей.

– А где они живут? Дайте полный ответ. Запишите предложение.

Белый медведь живёт на севере.

– Подчеркните главные члены.
– Ребята, вы хорошо справились с тренировочными упражнениями, и теперь мы можем отправиться на помощь колобку. А по дороге поработаем над новой темой. Какой? На этот вопрос, я уверена, вы ответите сами.
– Слушайте внимательно и запоминайте слова.

1 ученик:

Ча и ща, ча и ща –
роща, чаща и свеча,
пища, туча, саранча –
с  буквой а и ща и ча.

2 ученик:

Пища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща  и свеча –
все слова на ча и ща.

3 ученик:

Сочетанья ща и ча
в словах пища и свеча,
куча, гуща, каланча,
туча, роща, саранча,
чаща, дача и печать –
нужно с буквой а писать.

– А знаете ли вы, ребята, что такое каланча и что такое саранча?

Каланча – высокая наблюдательная башня
над зданием пожарной команды.
Саранча – насекомое, вредитель сельского хозяйства,
перелетающее большими массами,
с жадностью, опустошая все.

– Ну что, ребята, догадались, над какой темой мы с вами работаем?  (Да! Сочетания ча и ща).

На экране появляется название темы урока.

Правописание сочетаний ча, ща.

А колобок тем временем катится по дороге.  Вдруг навстречу ему ­– заяц. (Колобок и заяц появляются на экране.) Заяц и говорит: «Если ты не выполнишь моё задание, я тебя съем. Тебе нужно выбрать слова, в которых после шипящих пишется буква а».

  – Ребята, поможем колобку? Выберите  и запишите слова с ча и ща.

Ча и ща, ча и ща –
роща, чаща и свеча,
пища, туча, саранча –
Пища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща  и свеча –
все слова на ча и ща.
Сочетанья ща и ча
в словах пища и свеча,
куча, гуща, каланча,
туча, роща, саранча,
чаща, дача и печать –
нужно с буквой а писать.

Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разжимать.

 Катится колобок дальше, а навстречу ему волк. Он предложил колобку найти букву, которая «сбежала» из следующих слов (на экране появляются слова):

Выноска-облако: коч…н,Выноска-облако: овч…рка,Выноска-облако: сч…стье,Выноска-облако: ч…шка,Выноска-облако: туч…

– Восстановите и запишите эти слова.

Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь. Медведь и говорит: «Не выполнишь моё задание, я тебя съем». (На экране появляются колобок и медведь)

Задание «Буква заблудилась»

Ученик:

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

– Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву-путешественницу, хором назовите нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного. Отгадки записываем в тетрадь, разделяя слова для переноса, и обозначаем  ударение.

На экране появляется запись.

– Ребята, У кого получилась такая же запись, поднимите сигнальные карточки. Молодцы!

Физкультминутка

Катится колобок дальше, а навстречу лиса. Лиса и говорит: «Не выполнишь моё задание, я тебя съем».
– Ребята, к каким  животным относится лиса? (Диким.)
– А  какая она в сказках? (Хитрая.)
– Вот и приготовила она вам задание по- труднее. (Тест на тему: «Сочетания ча, ща».)

I. Правописание каких сочетаний надо .запомнить?

а) чи, щи
б) ча, ща
в) жу, шу

II. Какая буква пропущена в пословице:

«Сам  пропадай, а  товарищ…   выруч…й»?

а) а
б) я
в) и

III. Какое слово написано с ошибкой?

а) часы
б) чясто
в) стучать

IV. Какая буква пропущена в скороговорке: «Волки рыщ…т   –  пищ…    ищ…т»?

а) ю
б) ы
в) у

Работа с учебником.

Упражнение 168, страница 128 (устно).

– А теперь возьмите карточки. В каждой карточке 3 вида задания. Вы выбираете то, которое больше нравится.

1 уровень. Какая буква пропущена в словах?

Алыч…, ч…совщик, возвращ…ю, пощ…да, выруч…й, стуч…ть, ч…сто, пищ…л, площ…дка.

2 уровень. Вставь вместо точек слоги ча, ща, чтобы получились слова.

Зада…, уда…, …вель, зай…та, обы…й, осве…ет, обе…ет, запре…ет.

3 уровень. Поставь в конце каждого предложения знаки. Подчеркни сочетание букв, написание которых надо запомнить.

Лес вздохнул и затих птицы больше не кричат белка укачала своих бельчат всё живое спит.

– Ребята! Поднимите руку, кто выбрал и выполнил все 3 задания. Молодцы!
– Как вы думаете, мы добились поставленной в начале урока цели?
– Обведите в кружок то количество баллов, насколько вы поняли, как надо писать слова с сочетаниями ча, ща.

Домашнее задание. Упражнение 169.

– Мне было очень интересно с вами работать. А вам?
– Что мы узнали с вами нового? Чему научились на этом уроке?
– А что же герой нашего урока – колобок? (На экране колобок). Ему очень понравилось, что вы такие дружные, отзывчивые, трудолюбивые, старательные и сообразительные. Он благодарит вас за помощь: «Спасибо, ребята! Очень хорошо работали. Молодцы!»

Создание благоприятной психологической обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи учащихся, умение правильно использовать слова в речи.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление умения писать слова, комментируя орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление умения писать слова, комментируя орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание каждым учащимся своих творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание каждым учащимся того, насколько хорошо он усвоил изучаемый материал.

Приложение 1