Тип урока: урок-сказка.
Урок проводится в форме презентации с использованием интерактивной доски.
Цель урока: научить детей видеть сочетания ча, ща и правильно писать слова с этими сочетаниями.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ча, ща;
- отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
- Воспитательные:
- пробудить чувство искреннего, заинтересованного отношения к устному народному творчеству (малым фольклорным жанрам);
- воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками;
- Развивающие:
- развивать речь учащихся, пополнять словарный запас учащихся;
- способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи.
«Сквозная» тема: «Малый фольклор на уроках русского языка».
Анализ педагогической ситуации
Учащиеся уже имеют представление о правописании сочетаний ча и ща, что позволяет работать над формированием умения видеть эти сочетания и писать слова правильно.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Содержание |
Задачи этапа урока |
|||||
1. Организация детей на занятие.
2. Формулировка темы и цели урока.
Работа в парах.
Словарная работа. Знакомство с новым словом.
Письмо с комментированием.
Обогащение словарного запаса.
3. Формирование умения видеть сочетания ча и ща в словах.
Самостоятельная работа. Выборочное письмо.
Физкультминутка
Самостоятельная работа.
Тест.
4. Рефлексия.
Самооценка.
Итог урока. |
Приветствие учащихся. Организация
рабочего места. Дети:
Учитель:
– Над какой темой мы с вами работали на
предыдущем уроке? (Правописание сочетаний жи,
ши.) – Ой, ребята, кто это там? (Колобок.) (На экране появляется колобок). Это же сам
колобок в гости к нам пришёл. Но он пришёл не
просто в гости, а с просьбой. Его встретили заяц,
волк, медведь, лиса и сказали: «Если ты не
ответишь на наши вопросы, не выполнишь наши
задания, мы тебя съедим». Вот он и просит нас с
вами помочь ему. Ведь мы не оставим колобка в
беде? (Нет!) 1. Минутка чистописания. 2. «Соберите» из отдельных слов предложение. На экране появляется предложение.
– Ребята, посмотрите на экран и
встаньте те, у кого получилось такое же
предложение. Молодцы! 3. На экране появляется загадка.
– Медведь. На экране появляются изображения медведей. – А где они живут? Дайте полный ответ. Запишите предложение. Белый медведь живёт на севере. – Подчеркните главные члены. 1 ученик:
2 ученик:
3 ученик:
– А знаете ли вы, ребята, что такое каланча и что такое саранча?
– Ну что, ребята, догадались, над какой темой мы с вами работаем? (Да! Сочетания ча и ща). На экране появляется название темы урока.
А колобок тем временем катится по дороге. Вдруг навстречу ему – заяц. (Колобок и заяц появляются на экране.) Заяц и говорит: «Если ты не выполнишь моё задание, я тебя съем. Тебе нужно выбрать слова, в которых после шипящих пишется буква а». – Ребята, поможем колобку? Выберите и запишите слова с ча и ща.
Катится колобок дальше, а навстречу ему волк. Он предложил колобку найти букву, которая «сбежала» из следующих слов (на экране появляются слова):
– Восстановите и запишите эти слова. Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь. Медведь и говорит: «Не выполнишь моё задание, я тебя съем». (На экране появляются колобок и медведь) Задание «Буква заблудилась» Ученик: Неизвестно, как случилось, – Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву-путешественницу, хором назовите нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного. Отгадки записываем в тетрадь, разделяя слова для переноса, и обозначаем ударение. На экране появляется запись. – Ребята, У кого получилась такая же запись, поднимите сигнальные карточки. Молодцы! Физкультминутка Катится колобок дальше, а навстречу лиса. Лиса и
говорит: «Не выполнишь моё задание, я тебя съем». I. Правописание каких сочетаний надо .запомнить?
II. Какая буква пропущена в пословице: «Сам пропадай, а товарищ… выруч…й»?
III. Какое слово написано с ошибкой?
IV. Какая буква пропущена в скороговорке: «Волки рыщ…т – пищ… ищ…т»?
Работа с учебником. Упражнение 168, страница 128 (устно). – А теперь возьмите карточки. В каждой карточке 3 вида задания. Вы выбираете то, которое больше нравится. 1 уровень. Какая буква пропущена в словах? Алыч…, ч…совщик, возвращ…ю, пощ…да, выруч…й, стуч…ть, ч…сто, пищ…л, площ…дка. 2 уровень. Вставь вместо точек слоги ча, ща, чтобы получились слова. Зада…, уда…, …вель, зай…та, обы…й, осве…ет, обе…ет, запре…ет. 3 уровень. Поставь в конце каждого предложения знаки. Подчеркни сочетание букв, написание которых надо запомнить. Лес вздохнул и затих птицы больше не кричат белка укачала своих бельчат всё живое спит. – Ребята! Поднимите руку, кто выбрал и выполнил
все 3 задания. Молодцы! Домашнее задание. Упражнение 169. – Мне было очень интересно с вами работать. А
вам? |
Создание благоприятной
психологической обстановки.
Актуализация знаний.
Развитие речи учащихся, умение правильно использовать слова в речи.
Развитие речи.
Закрепление умения писать слова, комментируя орфограмму.
Закрепление умения писать слова, комментируя орфограмму.
Осознание каждым учащимся своих творческих способностей.
Осознание каждым учащимся того, насколько хорошо он усвоил изучаемый материал. |