Метод проектов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


«Все, что познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»

1. Метод проектов как активный метод обучения в современной школе

Большинство российских школ испытывают сегодня немало трудностей при обучении иностранному языку. Не имея возможности использовать полученные по иностранному языку знания вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению.

Современные мультимедийные технологии пока для них также остаются недоступными из-за слабой материальной базы школы. В библиотеках и на прилавках магазинов недостаточно литературы на иностранном языке, особенно художественной, познавательной. Тем не менее, по моему мнению, применять новые технологии обучения (в частности, метод проектов) в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует развитию не только коммуникативных навыков и умений, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. Кроме того, повышается профессиональная компетентность самого учителя. Не менее популярным в современном процессе преподавания ИЯ является метод проектов. Он возник еще вначале века, когда появилась необходимость выявления путей активизации самостоятельного творческого мышления учащихся. Американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и австрийский ученый Рудольф Штайнер разработали ряд технологий по организации совместной творческой деятельности учащихся для применения полученных знаний в практическом решении жизненных проблем. Поэтому первоначально этот метод назывался проблемным.

Метод проектов предполагает, с одной стороны, использование широкого спектра поисковых, проблемных, исследовательских методов, ориентированных на конкретный практический результат, связанный с удовлетворением личностных интересов учащихся, а с другой – комплексное решение проблемы во всем многообразии ее проявлений и условий.

Метод проектов позволяет создать на уроке иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых.

Метод проектов активно развивается в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, где метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания творческих знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Важно помнить, что проект – это решение, исследование определенной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Этим метод проектов отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме, от ролевой игры, дискуссии, в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Кроме всего прочего, ему обязательно присуще следование проблеме, творческая, поисковая деятельность, находящая воплощение в каком-то конкретном продукте.

Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, интерактивное телевидение, видео, радиосвязь. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи. Средства массовой информации также оказываются весьма полезными при работе над проектом.

Я считаю, что очень важно правильно структурировать проект, предусмотреть все логически необходимые этапы, возможность сбора и обработки данных, обобщения и вывода для последующий исследовательской деятельности.

«Все, что познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Сегодня никто не отрицает достоинств этого весьма распространенного метода обучения, получившего название проектного. Совершенно очевидно, что он открывает перед каждым, даже самым трудным в интеллектуальном развитии, школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника – обучаемого. Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Иначе говоря, школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что, как он убежден, пригодится, понадобится в дальнейшей жизни. Он сам разделяет ответственность (ранее лежавшую только на учителе) за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем.

Воспитательное значение проектного метода заключается в том, что ребенку внушается главная мысль – он сам способен сформировать свои личные качества, умения проектировать в малом и большом, что в конечном итоге определит его личную карьеру. И если ранее это слово было не слишком распространено – об этом думали, но не говорили открыто, – то сегодня ханжеское замалчивание необходимости добиваться достойного положения в обществе ушло в прошлое. Наоборот, личные качества, интеллектуальное развитие и технологическая грамотность являются гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.

Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Школьника постепенно подготавливают к тому, чтобы любая созидательная деятельность была подчинена достижению нескольких конкретных целей.

  1. Желательно, чтобы школьник научился определять, нужна ли та продукция, которую он собирается изготовить, обществу. Найдет ли она применение в доме, в школе, в уличных играх и т.п. Желательно выявление и такого фактора, как возможность реализации. В этом заключается осознание целесообразности производства – прибыльности будущего изделия.
  2. Важно, чтобы школьник проникся необходимостью знания различных технологических процессов преобразования материалов: здесь предпосылка решения вопросов о рациональности того или иного способа обработки, его экономической эффективности.
  3. Необходимо, чтобы будущий член общества был способен оценить, не нанесет ли урон окружающей среде предлагаемый способ производства, сохранит ли и приумножит он природные богатства или, наоборот, нанесет невосполнимый ущерб. Это должно стать неотъемлемой чертой нравственного воспитания подрастающего поколения.

Метод проектов является сегодня одним из наиболее популярных педагогических технологий в разных странах мира, так как хорошо вписывается и в урочную, и во внеурочную систему работы, позволяет развивать творческие возможности учащихся, активизируя их знания из разных областей.

Это такой способ организации обучения, при котором реализуются интеллектуальные и физические возможности учащихся по созданию новых интеллектуальных технологий, услуг, или как теперь принято называть, брендов, имеющих субъективную новизну и практическую значимость. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности. Есть все основания полагать, что проектная работа позволяет моделировать второй тип общения.

Во-первых, проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьником (-ами) работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала, поисковой деятельности и др.).

Во-вторых, работа над проектом есть процесс творческий. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно значимой для них. Это требует от учащегося в подавляющем большинстве случаев самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у школьников развивается креативная компетенция.

В-третьих, в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным (в лучшем случае только «внешне» активным) исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность.

В-четвертых, проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий. Таким образом, на основании всего сказанного выше можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения.

Выполнение проектной работы можно рассматривать как один из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности. В процессе выполнения проекта многие школьники впервые встречают задачи, у которых нет единственно правильного решения. Мы сталкиваемся с боязнью ошибочных действий, которая усиливается страхом перед снижением оценки. Часто школьники боятся обращаться за помощью, открыто сообщать о возникающих проблемах. Преподавателю необходимо стимулировать обращение за конструктивной помощью, правильное составление такого запроса. В проектной деятельности учащиеся понимают необходимость нахождения решения, стремление к результату. Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Более того, с помощью проектов учащиеся выбирают дифференцированные направления пробы своих сил.

Проектная методика трактуется методистами и учителями по-разному. Мы придерживаемся следующего определения данного метода: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом.

Совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.

Таким образом, в содержании проектного метода заложен сознательный и творческий выбор человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом последствий для природы и общества. Сформировать такой характер мышления совсем не просто. Именно в надежде на то, что эти задачи все же будут решены современной системой обучения, и заложен инновационный смысл проектного метода, его содержательное наполнение.

2. Технологии организации проектной работы

Для организации проектной работы отбирается только тот материал, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость.

Так, например:

1. Система школьного образования в России и странах изучаемых языков.

(Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Франции? Какой вы ее (школу) представляете?)

2. Культура России и стран изучаемых языков.

(Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?)

3. Средства массовой информации.

(Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?)

4. Охрана окружающей среды.

(Проблема: как демократическое общество решает проблемы окружающей среды? и т.п.)

Работу над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителей.

Последовательность выполнения проекта

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Целеполагание Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы. Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.
II. Планирование Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
III. Выбор методов проверки принятых гипотез Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации. Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
IV. Выполнение Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование, оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).
V. Защита проекта Предоставление результатов проектирования. Оценка результатов. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Распределение ролей

Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний.

А это огромный стимул к активному усвоению заданий. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

Анализ практики использования метода проектов показал, что для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных умений:

– интеллектуальными (работать с информацией; анализировать, систематизировать, обобщать ее);
– творческими (генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы);
– коммуникативными (вступать в общение, адекватно влиять на собеседника);
– социальными (сотрудничать с другими, нести ответственность за результаты своего труда).

Применять проектные методы можно как среди учащихся старших классов так и среди младших школьников. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.

Приложение 1