ООД по областям "Познание. формирование целостной картины мира", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы", "Физическая культура"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели образовательной деятельности.

  • Обучающие:
    • познакомить детей с лягушкой (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру).
    • изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам.
    • объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.
    • показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
  • Развивающие: развивать мышление, координацию движений, мелкую моторику, сообразительности, наблюдательности, памяти.
  • Воспитательные:
    • воспитывать доброжелательное и бережное отношение к живым организмам;
    • воспитывать любознательность, интерес к природе.

Оборудование. Картинки с изображением лягушки, икринки, головастика, малька, лягушонка, художественное произведение: Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок», игрушечная лягушка, баночки с водой, трубочки, гуашь зеленого и салатового цвета, жесткие кисточки, баночки с водой, соль.

Предварительная работа: чтение художественной литературы – рассказ о лягушке, рассматривание иллюстраций, беседы.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Логопед: Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном обитателе нашего края. О ком пойдет речь вам подскажет загадка:

У болотной мягкой кочки
Под зелененьким листочком
Притаился попрыгушка
Пуче глазая... (Лягушка).

Логопед: Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о лягушке.
Весной и летом можно встретить в природе во многих местах лягушек. Они разные и по размеру, и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными, некрасивыми. Но, несмотря на это, про них сочинили и стихи, и сказки. Вы знаете сказки про лягушку?

Дети. Да.

Логопед: А какие?

Дети. «Теремок», «Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница».

Логопед: Вы правильно назвали сказки. Это и «Лягушка-путешественница» В. Гаршина, и «Теремок», и «Царевна-лягушка». (показывает книжки). В этой сказке люди чуть не погубили царевну из-за того, что Кощей превратил её в лягушку.
Все говорят о лягушках, а вот никто не знает, как им живётся.

2. Логопед: Давайте, превратимся в лягушек, чтобы узнать, как им живется. Сделать это не трудно. Вы закрывайте глаза, я скажу волшебные слова, хлопну в ладоши три раза, и вы превратитесь в лягушат, а я в маму-лягушку. «По щучьему веленью, по моему хотению, пусть эти дети превратятся в лягушат, а я в маму – лягушку».
(логопед надевает шапку лягушки и достает лягушку – игрушку).

Логопед: Откройте глаза. Ой, посмотрите, сколько нас! А где мы можем жить?

Дети. В воде. На земле. В речке. В болоте. На озёрах. На суше.

Логопед: Правильно, дети, мы лягушки, можем жить и на земле, и в воде.
Лягушка, которая живёт на суше – травяная и она бурого цвета. А лягушка, которая живёт в воде – водяная и она зелёного цвета. ( Показывает картинки).

Логопед: Дети, животные, которые могут жить и на воде, и на суше называют земноводными. Это слово состоит из слов вода и земля. Давайте, все вместе повторим это слово.

Дети. Земноводные.

Логопед: Дети мои, нас, лягушат, по-другому как могут назвать.

Дети. Земноводными.

Логопед: А вы знаете, как мы дышим?

Дети. Носом. Вдыхаем воздух носом, набираем его и выдыхаем. Лёгкими. Вдыхаем и выдыхаем.

Логопед: Мы, как и люди, вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и выдыхаем. Вот сейчас мы с вами глубоко вдохнём и выдохнем. Чем дышим?

Дети. Воздухом.

Логопед: Воздух вокруг нас, но мы его не видим, так как прозрачный. А вот в воде можно «увидеть».

3.Логопед проводит с детьми опыт с воздухом: ставит баночки с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляется много пузырьков воздуха.

Логопед:Дети, что мы видим?

Дети: Пузырьки.

Логопед: Дети, мы с вами увидели воздуха. Вот так мы, лягушки, и дышим.
Но только не зимой. В состоянии зимнего покоя мы дышим не легкими, а кожей. Именно это помогает нам пережить трудное и холодное время.
В начале весны все лягушки просыпаются и начинают петь и поют они на совесть, громко и старательно. А вы знаете, как поют лягушки? Давайте устроим весёлый лягушачий хор (дети квакают). Молодцы, лягушата, хорошо квакаете!

4. Логопед: А кто из вас знает, как появляется лягушка? Какие этапы роста проходит? Давайте сядем поудобнее и посмотрим историю появления лягушки.

Показ презентации: «Появление лягушки по этапам».

– Дети, повторите, как же появляется лягушка: что сначала, что потом. Выставите картинки с изображением этапов роста лягушки в правильной последовательности. (Дети выполняют).

– Дети, кто скажет, чем питаются взрослые лягушки?

Дети. Мухами. Пауками. Бабочками. Гусеницами.

– Дети, сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

5. Физкультминутка: «Лягушка»

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.

6. Пальчиковая гимнастика «Лягушка»

В камышах она живет, (шевелим всеми пальчиками)
Песню ква-ква-ква поет. (хлопаем в ладоши)
Кто такая, угадай? (шевелим всеми пальчиками)
А потом с ней поиграй!
Ква-ква-ква. (собираем пальчики «щепоткой»)

7. Логопед: Дети, если бы нас, лягушек не стало, что случилось бы в природе?

Дети. Много было бы комаров. Людей укусили бы комары. Не было бы пенье лягушек. Около речек и озёр было бы скучно.

Логопед: Да, дети мои, лягушки нужные и полезные существа. Мы приносим большую пользу природе. За ночь мы съедим целые кучи комаров, так же очищаем воду.
Но мы сейчас должны превратиться в детей. Встаем, я скажу волшебные слова: «1,2,3 повернитесь и в людей превратитесь».

8. Логопед: А сейчас мы познакомимся с произведением Сладкова «Жалейкин и лягушонок».
Как Вы понимаете слово: жалеть! (правильно, сочувствовать кому-либо, чувствовать жалость). Слушайте внимательно. Итак, рассказ называется «Жалейкин и лягушонок».

Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.
– Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин.
– Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.
– Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте!
А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы погиб.
Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

9. Беседа по рассказу.

– Про кого мы послушали рассказ?
– Что сделал Жалейкин?
– Правильно он сделал?
– Что произошло с лягушонком?
– Как Жалейкин исправил свою ошибку?
– Какой вывод мы сделали?

Вывод: Нельзя брать лягушек из природы к себе домой как будто бы из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.

10. Воспитатель: Ребята, вспомните, где живет лягушонок? Сейчас предлагаю вам нарисовать лягушонка.

Нетрадиционное рисование: методом тычка.
Включить музыку: песни про лягушек.
Вывесить работы на доску, прочитать стихотворение:

На болоте в камышах много-много лягушат.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква- целый вечер до утра
Слышим мы ква-ква, ква-ква.
Громко песенка звучит, и никто там не молчит.

11. Итог занятия.

Воспитатель. О ком мы беседовали? Чем занимались? Что нового и интересного узнали? Какой рассказ прочитали? Все старались. Все молодцы, ребята.

Литература:

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет; Рисуем и познаём окружающий мир – М.: Москва «Издательство Гном и Д», 2004.

Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Издательская программа «Педагогика нового времени» Воронеж, 2006.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2012.