Осуществление образовательной деятельности в новых для Гимназии №2 условиях деления по английскому языку на 3 группы позволяет успешно моделировать образовательное пространство для одаренных детей и, наряду с личностно-ориентированным обручением, определяет выбор современных образовательных технологий для всех учащихся, опираясь на индивидуально-психологические, типологические и возрастные особенности детей. «Новая система ценностей образования – свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности». [1]
Ключевая идея ФГОС: «…уход от всеобщего минимума к индивидуальному максимуму взята за основу обучения английскому языку и помогает созданию условий для реализации новой системы ценностей образования и креативных возможностей обучающихся». [2]
В основе современных педагогических технологий и методов стандартов второго поколения лежат системно-деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы.
Объединение идеи рейтинговой системы оценки с кейс-технологией является авторской. Это обеспечивает соревновательный характер обучения и высокую активность учащихся на уроке английского языка. Новшество нацелено на индивидуальный подход к ребенку в учебном процессе, и при подготовке к экзамену на групповых занятиях способствует повышению качества и успеваемости учащихся, их мотивированности в изучении английского языка, достаточную для формирования необходимых компетенций.
Особенности оценки метапредметных результатов:
«Оценка достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы,
представленных в разделах «Регулятивные
универсальные учебные действия»,
«Коммуникативные универсальные учебные
действия», «Познавательные универсальные
учебные действия» программы формирования
универсальных учебных действий,
Оценка планируемых результатов, представленных
во всех разделах междисциплинарных учебных
программ…» [3]
Объект оценки метапредметных результатов:
- «способность и готовность к освоению систематических знаний, их к самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии…» [4]
«Кейс» – (от англ. слова «упакованный чемоданчик») представляет из себя сформированный пакет индивидуальных заданий для каждого учащегося на каждый урок и состоит из:
- заданий базового и повышенного уровня лексико-грамматического характера;
- блок заданий для подготовки устного тематического монологического высказывание на основе интерпретированного текста, формирующее критическое мышление;
- блок заданий для подготовки диалогов с целью обмена оценочной информацией;
- индивидуальная диагностическая карта;
- задания повышенного уровня: творческие проекты, учебно-исследовательские конкурсные работы, презентации материала теоретической грамматики и страноведения;
- проверка домашнего задания и рефлексия урока.
Алгоритм составления «кейса»:
- составить план урока согласно программе и особенностям группы;
- определить этапы урока и номера заданий для учащихся базового уровня и повышенного уровня;
- определить темы учебных исследований и творческих проектов, связанных с темой урока.
В результате пакет индивидуальных заданий на каждый урок является удобным аналитическим материалом, наглядно демонстрирующим системную деятельность каждого учащегося на каждом уроке. Доступность и посильность изучаемого материала достигается за счет рационального использования времени на уроке и предупреждения перегрузки школьников. Актуальность уроков продумана достаточно для целей ГИА и ЕГЭ. Уровень обратной связи со всеми учащимися высокий, контроль за ЗУН учащихся эффективный. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся соответствует возрастным особенностям.
Кейс не является обязательным на каждый день и составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени. Эта технология эффективна в совокупности с остальными современными технологиями и методами и приемамиобучения не только английскому языку, но и применима к другим предметам.
Характеристика отдельных составляющих:
- учебно-исследовательские проекты оцениваются по рейтинговой системе с использованием общеучебных умений и навыков (см. материалы поддержки)
- диагностическая карта составляется по итогам контрольных работ и анализа ошибок
- учащиеся получают балл за каждый правильный ответ (рейтинг может быть вариативен в зависимости от типа урока и его целей, видов деятельности).
Не стоит считать, что это оправдано на каждом уроке, и на всех ступенях обучения, так как тренировочные упражнения по грамматике требуют вдумчивого анализа и ситуативного подхода. Аудирование предполагает определенную степень подготовки по данной теме, а подготовка устного тематического монологического высказывание на основе интерпретированного текста, формирующее критическое мышление, рассчитана на креативные способности.
Поэтому, опираясь на индивидуальные особенности учащихся и их степень компетентности, этапы работы над определенными умениями и навыками, следует применять «кейс»-технологию, используя опыт оптимального подбора методов и приемов в зависимости от целей урока и стратегий образования вцелом.
Пакеты индивидуальных заданий разного уровня для учащихся составлены с целью выбора из предложенного объема возможных заданий по всем видам речевой, созвучные своей индивидуальности. Они представляют широкий диапазон возможностей творческого воплощения идей ФГОС по блокам заданий: составить тематическое монологическое высказывание, формирующее критическое мышление,диалог с целью обмена оценочной информацией, лексико-грамматические задания, чтение с анализом информации на установление соответствия и с выбором ответа, пакеты индивидуальных контрольных работ в формате ГИА и дают удивительный результат активности, личностного соревновательного духа и вдохновения, а также обеспечивает эффективный индивидуальный контроль и прозрачность системной деятельности учащихся на уроке для взаимодействия с родителями.
Положительным моментом является и отсутствие боязни «перфекционистов» сделать ошибку, так как идет учет только положительных ответов по рейтинговой системе и даже дети, не выполнившие д\з, имеют все шансы иметь высокие баллы, хотя следует снимать баллы за его отсутствие и нарушение установленных правил работы по «кейсу». Подсчет баллов – на конкурсной основе за 5 минут до окончания урока, параллельно вызываются на соревнование другие группы. Эффективность контроля предопределяется и взаимоконтролем (никто не допускает приписок и независимая экспертиза обеспечена).
Ребята применяют различные стратегии всех видов речевой деятельности в зависимости от поставленных коммуникативных задач. Они совершенствуют навык употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте. Тренировка в формате теста способствует развитию общеучебных целей. При обучении говорению используются опоры лексические и грамматические. При обучении письму используется учет родного языка и оказывается помощь в подготовке письменного домашнего задания.
В результате осуществления оптимального подбора технологи, методов и приемов обучения, учащиеся овладевают способами познавательной деятельности, имеют возможность выбирать и использовать предложенные учительницей не один план урока, а его разнообразные модули, когда дети могут сами поставить цели урока, систематизировать и исследовать информацию, использовать систему оценки и предоставить образовательный продукт.
Это позволяет проследить активность и успеваемость, а также наличие домашнего задания каждого ученика на каждом уроке, при сохранности кейсов, что является небеспредметным разговором с родителями.
Совокупность информационно-коммуникационной технологии, «кейс»-технологии и метода дифференцированного обучения с методикой коммуникативного и интенсивного обучения, проектной технологией и традиционного стиля необходима в наставнической деятельности с молодыми специалистами Гимназии №2: Семеновой Е.В., Трошиной Е.В., а также студентов ДВГТУ и педагогического колледжа ДВГТУ промежуточных и преддипломных практик, что дает возможность распространять опыт оптимального подбора методов и приемов в зависимости от целей урока и стратегий образования вцелом.
Наставническая деятельность, осуществляемая через посещение уроков, консультации молодых специалистов, планирование и анализ работы с соответствующей документацией, способствует формированию групп последователей не только из учителей, начинающих свою педагогическую деятельность, но и опытных коллег. Некоторые коллеги используют основу «кейс»-технологии и материалы разработанного дидактического и раздаточного свойства, выложенных в локальной сети интернет.
Работа по реализации доминантного жизненного проекта идет не только в направлении академической одаренности детей, но и социальной, что выражается во взаимопомощи в ученическом коллективе в рамках класса, школы. Социально одаренные дети любят выступать в роли экспертов и консультантов на диагностических уроках, таких как работа над ошибками, взаимопроверка, взаимозачет. Они предпочитают работать совместно над творческими проектами, оказывают направляющую поддержку слабоуспевающим, помогая составить диалог-расспрос, написать личное письмо, составить тематическое монологическое высказывание, а так же активно участвуют во внеурочной деятельности учащихся в рамках школы. (Декады наук, недели европейских языков).
Эта система максимально эффективна для данного учителя и обоснована, что показывает уровень владения методиками управления и прогнозирования педагогического процесса, осуществляет планирование результатов обучения, что способствует личностно-ориентированому, социолингвистическому, социокультурному и социальному подходу и постоянному вовлечению учащихся в активные формы речевого и условно-речевого общения, а так же квазеобщения.
В результате учащиеся умеют вести беседу в стандартных ситуациях общения на уроках и в информационном пространстве, что прослеживается на открытых уроках, где обучающее воздействие представленных уроков связано с задачами развития комплексных компетенций.
Активное использование «кейс»-технологии, ИКТ, проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе способствует развитию навыков интеллектуального труда школьников, популяризации интеллектуально-творческой деятельности, формированию поликультурного мышления и развитию толерантности у учащихся, поддержке одаренных детей; развитию интереса к изучению языка истории и культуры стран изучаемого языка.
Список литературы:
- Серия «Стандарты второго поколения» Москва «Просвещение» 2011.
- ФГОС, Москва «Просвещение» 2011.
- Серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам, Москва «Просвещение» 2011.
- Серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам, Москва «Просвещение» 2011.