Проект "Всегда ли детство счастливое?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: прочитать и проанализировать детские книги выяснить, всегда ли детство счастливое.

Задачи:

  • Прочитать детские книги: Ш. Перро «Мальчик с пальчик», «Золушка»,Х.К.. Андерсена «Девочка со спичками», А.П. Чехова «Ванька Жуков», Д. Григоровича «Гуттаперчивый мальчик», А. Линдгрен «Малыш и Карлосон», Э. Успенский «Дядя Федор, пес, кот и другие», В. Драгунский «Денискины рассказы».
  • Выяснить все ли герои счастливы, если да, то почему? Если нет, то почему?
  • Обсудить этот вопрос с родителями. Обсудить этот вопрос среди друзей.

Исследовательская проблема: выяснить через чтение книг, беседу с родителями, друзьями: всегда ли детство счастливое?

Гипотеза: если детство счастливое, то при каких условиях?

Методы исследования: размышления, чтение и обсуждение книг, выводы

План: чтение книг, беседы с родителями и друзьями.

Распределение профессиональных ролей: я – «исследователь», родители, друзья, библиотекарь, учитель – «помощники».

Ход урока

I. Основная часть

1) Вступление/

Меня зовут Аня. Мне 9 лет. Я живу с мамой и папой, у меня есть еще бабушки и дедушка. У нас очень дружная семья. В свободное время мы вместе отдыхаем, читаем книги, строим планы на будущее. Мои родители учат меня быть самостоятельной и решительной. Учат с пониманием и уважением относится к окружающим. У меня есть хорошие подруги. С ними я делю радости и огорчения.

Я считаю, что мое детство счастливое.

2) Я размышляю.

Недавно на уроках литературного чтения, мы читали сказку Ш. Перро «Мальчик с пальчик». Меня удивило то, что родители отвели своих детей в лес и оставили их там, потому что был голод. Мне было жалко этих детей и я задумалась «Всегда ли детство счастливое?»

С этим вопросом я подошла к маме и папе. Мы решили поискать ответ в книгах и поговорить с моими друзьями.

3) Мнения моих подруг.

Ксюша: Я думаю, что не всегда детство может быть счастливым. Ребята, которые живут и воспитываются в детских домах, лишены настоящей маминой ласки и заботы. У меня же детство счастливое. Я расту в семье любящих родителей. Тепло маминых рук, катание на плечах папы– разве это не счастье? В школе и на улице меня не обижают. Мой мир яркий и полон радостных эмоций. Спасибо моим родителям!

Ева: Дети бывают счастливы, а бывают и нет. Дети счастливы, когда семья любит своих детей и не забывает с ними играть, гулять и уделять им внимание. И когда есть друзья. А дети не счастливы – это т е, у которых нет родителей или те, которые живут на улице.

У меня счастливая семья. У меня есть мама, папа, бабушка, дедушка, братик и собака. Я их очень люблю! И они меня тоже любят! Мы любим вместе ходить в бассейн, кататься на лыжах и ходить в лес. Еще мы ездим в театры и в зоопарк.

А на самом деле несчастных детей не бывает, потому что детство это и есть счастье!

4) Поиски ответа в художественной литературе.

Из сказки Ш. Перро «Золушка» я поняла, что не всем детям живется легко. У меня есть мама, папа, которые всегда со мной рядом, помогают и поддерживают меня в трудную минуту. Золушка осталась без мамы. Мачеха её не любила и заставляла делать всю тяжелую работу.

Из сказки Х.Г. Андерсена «Девочка со спичками» я узнала о маленькой нищей девочке. Отец заставлял её торговать спичками. Он бил её, если ей не удавалось продать ни одной спички. Она боялась возвращаться домой. Девочка замерзла и умерла на улице зимой. Детство ее не было счастливым,

В рассказе А. П. Чехова «Ванька Жуков», девятилетний мальчик был несчастлив. У него не было ни мамы, ни папы. Остался только дедушка, который жил очень далеко. Ваньку отдали в учение к сапожнику, а он мечтал жить с дедушкой. В своем письме мальчик просит дедушку забрать его к себе, рассказывает как ему тяжело живется. Человек несчастлив, когда живет вдалеке от дома.

В рассказе Д. Григоворича «Гуттаперчивый мальчик», мальчик Петя был очень несчастлив и одинок. У него не было родителей. Когда умерла его мама, ему было всего пять лет. Петю отдали в цирк, где его заставляли выполнять опасные трюки. Его очень любил старый клоун. Он подарил мальчику щенка, которого вскоре убил злой акробат. Мне очень жалко мальчика. В конце рассказа мальчик погибает. Без семьи, без друзей Петя был несчастлив.

В сказке А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» у Малыша были и мама и папа, брат и сестра, но он был несчастлив. У него было желание: он мечтал о щенке. Вот у меня много друзей, и если мы даже поругаемся, то потом обязательно помиримся. Когда родители купили Малышу щенка, он был счастлив, а потом у него появился ее один друг – Карлсон, который живет на крыше. Значит и без друзей человек несчастлив.

В сказке Успенского «Дядя Федор, пес, кот и другие» я узнала о мальчике, которого звали дядя Федор. У него были любящие родители, но не было друзей. Однажды он познакомился с говорящим котом. Дядя Федор хотел взять его к себе домой, но мама ему не разрешила. Тогда он уехал от родителей в деревню и стал там жить со своими друзьями. Родители его поняли. Обретя друзей, дядя Федор стал счастлив.

В.Драгунский в сборнике « Денискины рассказы» писал о мальчике Дениске. С ним происходили интересные истории. У него были и мама и папа, сестренка, друзья. Я считаю, что Дениска был счастлив.

II. Мои выводы

Всегда ли детство счастливое? В поиске ответа на этот вопрос, я поняла, что детство в разные времена и счастливое и нет. И это зависит от того, кто и что нас окружает (семья, друзья, школа, двор) и наше внутреннее состояние.

Если мои друзья захотят найти ответ на вопрос «Всегда ли детство счастливое?», то они могут обратиться ко мне, к своим друзьям, учителям, библиотекарю, и самое главное к книгам!

Приложение 1