Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Памятка "Как работать над ошибками"

Разделы: Начальная школа


До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется и в трудностях русской орфографии, и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому языку является формирование прочных навыков грамотного письма. А любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Работа по развитию орфографической зоркости ведется на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Предложенная памятка «Работа над ошибками» включает в себя 42 орфограммы. Каждая орфограмма имеет свой порядковый номер. Он нужен для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Все учащиеся в 1 классе получают такую памятку.

Начинается работа с проверки рабочих тетрадей. Напротив слова, где допущена ошибка, на полях выписываю цифру из памятки, соответствующую определенной орфограмме. Ученик самостоятельно отыскивает нужную цифру и работает по алгоритму, прописанному в памятке. В 1 классе (4 четверть) дети работают над ошибками сначала только в классе под руководством учителя, для того, чтобы научиться пользоваться памяткой. Во 2 и в 3 (1 полугодие) классах учитель прописывает цифру орфограммы на полях тетради, в том месте, где допущена ошибка. А начиная со 2 полугодия 3 класса и в 4 классе, дети самостоятельно отыскивают нужную орфограмму в памятке и работают с ней.

Памятка

Как работать над ошибками

1 класс

1. Большая буква в начале предложения

Выпиши предложение правильно. Делай так: Выпал пушистый снег.

2. Знаки препинания в конце предложения

Выпиши предложение. Поставь в конце нужный знак. Делай так: Весело в цирке!

3. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях лю­дей, в кличках животных, в названиях стран, горо­дов, деревень, улиц, рек, морей

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: Москва, Воронеж, Париж.

4. Ударение в слове

Выпиши слово. Поставь ударение правильно.

5. Перенос слова

Раздели слово на слоги для переноса. Укажи все способы переноса. Делай так: кар-тина, карти-на.

Запомни! При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

6. Мягкий знак (ь) – показатель мягкости согласных звуков

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: пеньки, деньки, угольки.

7. Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой

Делай так: машина, мыши, малыши.

8. Ошибки на замену, искажение, пропуски

Выпиши слово правильно. Раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Делай так: прилетели, приееи.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

9. Безударная гласная, непроверяемая ударением (словарное слово)

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Обозначь безударную гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово ещё 2 раза. Делай так: по̣ми̣до́р, по̣ми̣до́р, по̣ми̣до́р.

10. Безударная гласная, проверяемая ударением

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Обозначь безударную гласную. Подбери однокоренное слово или измени форму слова так, чтобы гласная была под ударением. Делай так: во̣лна́ – во́лны.

11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные)

Выпиши слово правильно. Подбери однокоренное слово или измени форму слова так, чтобы после согласной была гласная. Делай так: мороз – морозы.

12. Слова с сочетанием -сн-

Выпиши слово. Подбери проверочное слово так, чтобы между этими согласными был гласный. Делай так: чудесный – чудесен.

2 класс

13. Сочетания чк, чн, чт, нч, нщ

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: девочка, собачка, ласточка.

14. Разделительный мягкий знак (ь)

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: воробьи, бельё, вьюга

Запомни! Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.

15. Двойные согласные в слове

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Делай так: аллея, коллектив, миллион.

16. Определение части речи

Выпиши слово. Обозначь, какой частью речи оно являет­ся. Делай так:

пр.    сущ.      гл.            прил.       сущ.
по, дереву, прыгала, пушистая, белка

17. Правописание предлога со словом

Выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и сло­вом вставь ещё слово или вопрос. Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово.

18. Звуко-буквенный анализ слова (фонетический разбор)

Выпиши слово. Поставь ударение. Раздели на слоги. Укажи, сколько в слове слогов, гласных звуков, согласных звуков. Делай так:

день/ки́ – 2 слога
д [д'] согл., зв., мягк.
е [э] гласн., безуд.
н [н'] согл., зв., мягк.
ь [–]
к [к'] согл., глух.,  мягк.
и [и] гласн., ударн.
6б.5зв.

Запомни! Мягкий и твердый знаки, не обозначают звука!

3 класс

19. Правописание непроизносимых согласных

Выпиши слово правильно. Подбери однокоренное слово или измени форму слова так, чтобы после согласной была гласная. Делай так: звёздный – звезда, звездочка.

20. Состав слова

Выпиши слово. Придумай и запиши слово той же конструкции. Разбери его по составу. Делай так: домик – сомик или болевой – часовой.

21. Буквы и – ы после ц:

Выпиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву ц одной чертой, а букву и (ы) – двумя. Делай так: цирк, цирк, цирк.

Запомни! В корне слова после ц пишется и (исключение – цыган, цыпленок, цыкнуть, на цыпочках). В словах на -ция- пишите и (полиция, администрация).

22. Гласные исогласные в приставках

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подбери ещё 2 слова с этой же приставкой. Делай так: закричать, забежать, записать.

23. Правописание приставки со словом

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными при­ставками. Делай так: приехать, заехать, уехать.

24. Синтаксический разбор предложения

Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепен­ные члены предложения. Выпиши словосочетания. Делай так:

прил.     сущ.      гл.      пр.   сущ.
Седые туманы плывут к облакам.
туманы (какие?) седые
плывут (куда? к чему?) к облакам

Запомни! Грамматическая основа, подлежащее и сказуемое, словосочетанием не является.

25. Разделительный твёрдый знак (ъ)

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: въезд, объем, объявление.

Запомни! Разделительный ъ  пишется только после приста­вок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

26. Род имён существительных
Выпиши слово. Подставь слова: он, мой – м.р., она, моя – ж.р., оно, моё – ср. р. Определи род. Делай так: лисичка – она, моя – ж.р., или окно – оно, мое – ср.р., или домик – он, мой – м.р.

27. Частица не с глаголами

Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: не запомнил, не выучил, не знал.

Запомни! Частица не с глаголами всегда пишется отдельно. Исключения составляют те глаголы, которые без не не употребляются. Например, негодовать, ненавидеть и др.

28. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: луч (м.р.), товарищ (м.р.), шалаш (м.р.) или ночь (ж.р.), речь (ж.р.), тишь (ж.р.).

29. Правописание суффиксов в слове

Выпиши слово. Выдели суффикс. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: зайчик, ключик, ротик.

30. Морфологический разбор частей речи (Смотри памятку)

31. Времена глагола

Выпиши глагол. Определи время. Запиши ещё 2 глагола.
Делай так: пролетели (что сделали?) пр.вр. или идут (что делают?) н.вр.

32. Склонение имён существительных

Выпиши слово. Выдели окончание. Определи род, склонение. Делай так: в палате – палата, ж.р., I скл.

4 класс

33. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную фор­му. Определи склонение, падеж. Например: на опушке – опушка, сущ. I скл., П.п.

34. Однородные члены предложения

Выпиши предложение. Обозначь слово, от которого ставим вопрос к однородным членам, подчеркни однородные члены. Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разме­тал их по дороге.
ветер (что сделал?) сорвал, разметал

35. Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к кото­рому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по существи­тельному. Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.

36. Предлог перед местоимением

Выпиши местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: у_нас, ко мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

37. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица ед.ч.

Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на это правило.

Делай так: пишешь, ругаешь, читаешь.

Запомни! На конце глаголов 2-го лица ед.ч. пишется ь.

38. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы

Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Делай так: что делать? Улыбаться.

39. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение. Делай там: пишет – писать, гл. I спр. или ставит – ставить, гл. II спр.

40. Правописание сложных слов

Выпиши сложное слово. Выдели оба корня. Подчеркни двумя чертами соединительную гласную.

Запомните! Пишите е после мягких согласных, шипящих и ц.

41. Правописание наречий

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную на конце слова. Делай так: справа, справа, справа.

Запомни! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на - а, - о.