Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья для успешной интеграции в школу

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Психологическое сопровождение детей в образовательном учреждении осуществляется с первого дня пребывания. Педагоги-психологи работают в тесном взаимодействии, отслеживая детей «группы риска» с раннего возраста. Перед нами стоит цель обеспечения в системе непрерывного образования психологического сопровождения детей для успешной интеграции в массовую школу, реализуемую в начальной школе через следующие задачи:

  • Сбор анамнестических данных детей при поступлении в ОУ.
  • Взаимодействие со специалистами, родителями на всех этапах сопровождения ребенка.
  • Создание психологических условий для успешной школьной адаптации при поступлении в 1 класс.
  • Обеспечение коррекционно-развивающего процесса в сопровождении детей 7-11 лет.
  • Создание психологических условий для подготовки к успешной интеграции детей 9-11 лет в массовую школу.

При создании оптимальных психолого-педагогических условий для успешной школьной адаптации детей в первом классе, мы уделяем особое внимание готовности ребенка к школьному обучению, которая обусловлена следующими параметрами: физиологическая, психологическая и личностная готовность. С началом школьного обучения и переходом от условий воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях, качественно меняется образ жизни и требования к адаптации ребенка, в иной атмосфере школьного обучения.

Это предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка, его физическим, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Наша задача не допустить несоответствия личностного, психологического и психофизиологического статуса ребенка условиям и требованиям школьного обучения.

Данные медицинского мониторинга от 1 сентября 2012 года по детям младшего школьного возраста:  

Диагноз

Количество детей
Резидуальная энцефалопатия

75%

Резидуальное  органическое поражение ЦНС

2 %

Синдром нарушения активности и внимания

30%

Астено-невротический синдром

23%

Синдром ВСД

14,6%

Невроз навязчивых движений

10,4%

Гипертензионный синдром

8,3%

Логоневроз

8,3%

Синдром невропатии

6,2%

Астенический синдром

6,2%

Синдром вегетодисфункций

6,2%

Дислалия

4,2%

Синдром гипервозбудимости

4,2%

ДЦП

4,2%

Церебрастенический синдром

2%

Синдром  гиперактивности

2%

Поведенческих нарушений

2%

ЗРР

2 %

В своей работе с детьми для коррекции школьной дезадаптации и низкой мотивации мы используем следующие методы:

  1. Наблюдение
  2. Диагностику
  3. Технологию БОС психоэмоциональной коррекции
  4. Работу в сенсорной комнате
  5. Арт-терапию, музыкотерапию
  6. Телесно ориентированная терапию (дыхательные, релаксационные упражнения)
  7. Кинесиологию
  8. Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры
  9. Упражнения, направленные на развитие высших функций головного мозга.

В работе с педагогами, специалистами и родителями мы применяем следующие методы:

  1. Психолого-педагогическое просвещение  родителей, педагогов по вопросам воспитания и обучения детей
  2. Индивидуальные, групповые консультации
  3. Письма-консультации, стендовые сообщения
  4. Тренинги, семинары, круглые столы
  5. Родительские конференции
  6. Мини консилиумы.

Осуществление психологического сопровождения детей разбилось на несколько этапов.

Этапы психологического сопровождения детей 7-9 лет

I этап – подготовка к поступлению ребенка в школу. Этап начинается в детском саду в подготовительных к школе группах и заканчивается в школе в сентябре месяце. В рамках этого этапа проводятся следующие мероприятия:

  1. Взаимодействие со специалистами (врачом-неврологом,  врачом-ортопедом,   логопедом, инструктором ЛФК, дошкольным педагогом-психологом), знакомство с рекомендациями ПМПК.
  2. Проведение психолого-педагогической диагностики на определение школьной готовности ребенка совместно с дошкольным педагогом-психологом, получение индивидуальной карты развития с результатами диагностики.
  3. Участие в ПМПк, основной целью которого является определение дальнейшего образовательного маршрута выпускников подготовительных к школе групп.
  4. Направление детей в районную ПМПК с пакетом сопроводительных документов  для уточнения диагноза, определения образовательного маршрута будущих первоклассников.
  5. Проведение собраний, групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников с участием специалистов ОУ.

Взаимодействие со специалистами осуществляется через индивидуальные, письменные консультации,  рекомендации, которые фиксируются в журнале рекомендаций специалистов в работе с детьми «группы риска» по решению ПМП(к).

II этап – первичная адаптация детей к школе. Данный этап длится с сентября по январь. В рамках данного этапа проводятся следующие мероприятия:

  1. Взаимодействие со специалистами (врачом-неврологом, врачом-ортопедом, логопедом, инструктором ЛФК).
  2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с результатами диагностики,  основными задачами и трудностями, тактикой общения и помощи детям в период школьной адаптации.
  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации первоклассников.
  4. По результатам диагностирования проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу для создания оптимальных условий успешной адаптации.
  5. Организация методической работы педагогов, направленной на снижение тревожности, дезадаптации,  построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми.
  6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня школьной готовности, психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Поставленная цель осуществляется через реализацию следующих задач: создание условий для снижения уровня школьной тревожности, повышение коммуникативных культуры общения, создание благоприятного положительного эмоционального фона для сотрудничества детей в классе, принятия друг друга.
  7. Проведение ПМП(к) по результатам диагностики, целью которого является определение дальнейшей коррекционной работы с детьми «группы риска», разработка индивидуальных коррекционных программ.

III этап – коррекционно-развивающая работа с первоклассниками в период адаптации и после. Работа в этом направлении осуществляется в течение всего 1-го класса и предполагает следующие мероприятия:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками.
    Результаты диагностирования, проведенного в начале и конце учебного года, хранятся в мониторинговой службе, работа которой направлена на повышение качества педагогического процесса средствами комплексного мониторинга.
  2. Просвещение и консультирование педагогов, специалистов, родителей по вопросам обучения и общения с  детьми данного возраста в целом для  выявления и устранения тех моментов в учебном процессе, стиля общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
  3. Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.  Данная работа фиксируется в карте индивидуального развития ребенка с указанием даты занятий и основных направлений работы.
  4. Организация групповой коррекционной работы с первоклассниками.
  5. Аналитическая деятельность, направленная на осмысление результатов коррекционной работы в период адаптации детей, работы с педагогами, родителями в течение года.

IV этап – коррекционно-развивающая работа с учащимися 2 класса, направленная на развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер. Работа осуществляется в течение всего учебного года и предполагает следующие мероприятия:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
  2. Просвещение и консультирование педагогов, специалистов, родителей по вопросам воспитания, обучения и общения с детьми данного возраста.
  3.  Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.
    В коррекционной  работе с детьми младшего школьного возраста  педагог-психолог применяет технологию биологической обратной связи. Немедикаментозное лечение по методу БОС проводится в виде специальных тренировок. В ходе сеанса специальные приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют у пациента физиологические показатели (параметры) работы какой-либо функциональной системы организма или органа и отображают полученную информацию в доступной форме, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи. [2, 92]. Используя в работе метод БОС, мы ожидаем следующие результаты: повышение работоспособности, концентрации внимания, снижение уровня напряженности, тревожности.
  4. Организация групповой коррекционной работы «Развитие внутреннего мира», целью которой является создание условий для развития индивидуально-личностных способностей.
  5.   Аналитическая деятельность, направленная на осмысление итогов коррекционной работы с детьми, педагогами, родителями в течение года.

Этапы психологического сопровождения детей 9-11 лет

Одной из основных задач в этот возрастной период является обеспечение механизма готовности к переходу в среднюю школу и профилактика возможных негативных осложнений.

Мотивация ребенка на этом возрастном этапе характеризуется следующими его стремлениями:

– к самостоятельному познавательному поиску при решении поставленных задач;
– к самостоятельной постановке и осмыслению цели и плана деятельности;
– к освоению и самостоятельному осуществлению контрольно-оценочных действий;
– к инициативности при осуществлении социальных контактов.
Перед педагогом-психологом  стоит задача помочь ребенку раскрыть имеющейся потенциал в достижении его стремлений.

I этап – характеризуется коррекционно-развивающей работой, направленной на развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер, коммуникативных навыков. Работа осуществляется в течение всего 3 класса и I полугодия 4 класса и предполагает следующие мероприятия:

  1. Взаимодействие со специалистами (врачом-неврологом,  врачом-ортопедом,  логопедом, инструктором ЛФК).
  2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками.
  3. Индивидуальное и групповое консультирование, тренинги и просвещение родителей по результатам диагностики, воспитания и обучения детей.
  4. Просвещение и консультирование педагогов, специалистов по вопросам обучения и общения с детьми данного возраста. Основной целью данной работы является обучение педагогов, специалистов способам выявления у детей потребностей  в саморазвитии, самоизменении, побуждения их к последующей самореализации.
  5. Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста педагог-психолог проводит в сенсорной комнате или кабинете психологической разгрузки. Обстановка в комнате способствует нормализации психического, психологического и эмоционального состояния, снимает усталость, стрессы. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека.
  6. Организация групповой коррекционной работы, направленной на создание условий для развития учебно-познавательных мотивов, снижения уровня школьной  и личностной тревожности и повышения самооценки, повышения культуры коммуникативных навыков,  создание условий для самоизменений в максимально безопасной атмосфере.
  7. Аналитическая деятельность, направленная на осмысление итогов коррекционной работы с детьми, педагогами, родителями в течение года.

II этап – психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период подготовки к переходу в среднее звено. Работа осуществляется в 4 классе во II полугодии и предполагает следующие мероприятия:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование, тренинги и просвещение родителей по результатам диагностики, по основным проблемам в период перехода и адаптации к среднему звену основной массовой школы.
  3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам  общения с детьми данного возрастного периода.
  4. Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми по результатам психодиагностики.
  5. Организация групповой коррекционной работы, направленной на создание условий для раскрытия собственного «Я», осознания причин и последствий своего поведения и других людей, осознание достоинств собственных и других людей.  Эффективность проведенной работы можно увидеть в сравнительных результатах диагностики выпускников начальной школы по опроснику школьной тревожности Филлипса [1, 64]:

 Учебные года 

Уровни

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012
сентябрь апрель сентябрь апрель сентябрь апрель сентябрь апрель сентябрь апрель
Высокий уровень тревожности 3,5% 0 0 0 3,8% 0 7,4% 0 0 0
Повышенный уровень тревожности 31% 27% 29% 27% 23% 17% 22% 25% 31% 15%
Тревожность в пределах нормы 65,5% 73% 71% 73% 73,2% 82% 70,6% 75% 69% 85%

6. Аналитическая деятельность, направленная на осмысление итогов коррекционной работы с детьми, педагогами, родителями в течение полугодия и года в целом.

Внедрение достижений современной психологии в практику обучения, воспитания детей младшего школьного возраста, применяя современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, коррекционной, психопрофилактической работы влечет за собой психологическое воздействие, направленное на эффективное развитие личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений, развитие познавательных процессов.

Психологическое просвещение педагогического коллектива начальной школы и родителей осуществляется через передачу им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном, эмоционально-волевом, мотивационном, коммуникативном развитии, оптимальных путях общения с детьми.

Психопрофилактическая работа с педагогами, родителями и детьми по предупреждению  негативных проявлений при воспитании и обучении, при взаимодействии детей со сверстниками, по улучшению коммуникативных навыков осуществляется через единый подход семьи и образовательного учреждения, реализующий качественное выполнение психолого-медико-педагогических коррекционных задач в работе с  детьми с особыми познавательными потребностями.

Список используемой литературы:

  1. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.–СПб.:Речь, 2006.
  2. Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС».–СПб.:ЗАО «Биосвязь», 2008.