Вид урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, лист самопроверки, карточки с разноуровневыми заданиями.
Протокол урока
I. Организационный момент
Организация самопроверки домашнего задания по образцу (максимально 3 балла).
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель: А сейчас предлагаю вам из слов сложить пословицы.
Слайд №1.
1. Найдешь, зимой, летом, что, соберешь, то, на
столе.
2. А, лето, поедает, зима, собирает.
Ученики: Работа в парах. Составляют предложения. Записывают в тетрадь. Проверяют по образцу.
Слайд №2.
- Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.
- Лето собирает, а зима поедает.
Учитель: Объясните смысл этих пословиц. Выделите видовую пару глаголов, образованных с помощью одинаковых приставок. Произведите их морфемный разбор.
Ученики: Выписывают из пословиц глаголы, делают их морфемный разбор.
III. Актуализация знаний
Учитель: Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, распределите слова на две группы.
Слайд №3.
Уд…вить, изл…гать, к…саться, изл…жить, прик…снулся, д…ждевой, т…жело, р…сток, подр…стали, пог…сли.
Ученики: Записывают слова. Затем – самопроверка по образцу (максимально 3 балла).
Слайд №4
Безударные гласные, проверяемые ударением | Чередующиеся гласные в корне |
удивить дождевой тяжело погасли |
излагать касаться изложить прикоснулся росток (искл.) подрастали |
Учитель: Что вы знаете о корнях,
которые выделены в словах? – На какие две
группы можно распределить слова? Почему? – А к
какой группе отнесете однокоренные глаголы из
пословиц, которые вы сложили в начале урока?
Почему?
Соберешь – собирает.
Ученики: Определяют, один ли это корень или разные.
– Чем отличаются глаголы, кроме написания разных гласных в корне (вид глагола).
IV. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи
Учитель: Запишите видовые пары глаголов, вставьте пропущенные е или и в корне.
Слайд №5.
Соб…рать – соб…ру, зап…рать – зап…реть
отд…рать – отд…ру, зам…рать – зам…реть
бл…стать – бл…стеть, уст…лать – уст…лить
Ученик: Работа в парах.
Учитель: Проверка ответов (коллективная)
Слайд №6
Собирать – соберу, запирать – запереть
отдирать – отдеру, замирать – замереть
блистать – блестеть, устилать – устелить
V. Формулирование проблемы
Учитель: Трудно ли было выбрать верное написание е или и в корне?
– Посмотрите внимательно на глаголы и назовите основное условие выбора букв е-и в корнях с чередованием: когда надо писать е, когда – и?
VI. Формулирование темы урока. Постановка задач урока
Учитель: Какова сегодня тема урока? Чему вы должны научиться?
Ученики: Формулируют вопрос: Когда в корне надо писать е, а когда – и?
Тема урока (формулируется коллективно, записывается в тетрадях): «Буквы е-и в корнях с чередованием».
VII. Построение проекта выхода из затруднения
Ученики: Выводят алгоритм: если после корня стоит суффикс а, пишем в корне и. Сверяют с теоретическим материалом в учебнике (стр. 112, §112).
Ученики: Запись алгоритма:
…и…а несов.вид) || …е…(сов.вид)
Учитель: Подведение итога формулирования правила.
Перевод правила на язык образов. Чтение стихотворения.
Слайд №7.
Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.
VIII. Первичное закрепление во внешней речи
Проговаривание правила вслух.
Ученики: Выполняют упр. 647. Комментируют, проговаривают правило в громкой речи, объясняя способ проверки орфограммы.
IX. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Учитель: Выпишите из предложений глаголы с чередованием е-и.
Слайд №8.
- Озеро простиралось до самого леса.
- Над широкой гладью реки стелилась сероватая пелена легкого тумана.
- Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня.
- Надо уметь разбираться в лестных тропках.
Ученики: Выписывают глаголы с чередованием е-и. Проверяют себя.
Выставляют максимально 3 балла за работу в лист самопроверки.
Слайд №9.
Простиралось, стелилась, расстилалась, разбираться, заберемся.
X. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: У вас есть карточки с заданиями: «на 3», «на 4», «на 5». Выберите себе то задание, с которым вы, по вашему мнению, справитесь.
Задание выполняете по желанию.
Задание «на 3»
1. Выделите в словах корни, подчеркните чередующиеся гласные. Найдите третье лишнее:
а) растение, прилагать, блестеть; б) отпирать, пробираться, замереть;
2. От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне:
зажигать – опираться –
вытирать – собирать – перестилать –
3. С любыми 3 глаголами из второго задания составьте словосочетания и запишите их.
Задание «на 4»
1. В каких глаголах пропущена буква и: отп…реть, зам…рать, бл…стать, заст…лить, выб…рать.
2. Списать, объяснить графически правописание корней.
Серый зайка уд…рает, сердце в пятках зам…рает. Расст…лаясь по тр…пинке, мимо елки и осинки он бл…стательно бежит, выб…рает виражи.
3. С любыми 3 глаголами из первого задания составьте словосочетания и запишите их.
Задание «на 5»
1. Вставить пропущенную букву, графически объяснить изученную орфограмму: соб…рать хворост, нат…реть пол, соб…ремся снова, зам…реть от радости, проб…раться через зар…сли, бл…стит на солнце.
2. Запишите текст стихотворения Маршака. Объясните вставленные буквы (графически).
Люди пишут, а время ст…рает,
Все ст…рает, что можно ст…реть.
Но скажи, если слух ум…рает,
Разве должен и звук ум…реть?
3. Составьте одно распространенное предложение, включив в него любое словосочетание из первого задания.
Ученики: Выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по образцам. Учащиеся оценивают результат своей работы. Максимально 5 баллов за работу.
XI. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: (Беседа с учащимися)
– Какую цель ставили?
– Удалось ли достичь поставленной цели?
– Каким способом ее достигли?
– Какие вы получили результаты?
– Где будете применять новые знания?
Учитель: Козьма Прутков сказал: «Зри в корень!». Он был прав. Надо научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, тогда все слова вы будете писать верно.
XII. Домашнее задание
Обязательное для всех:
1. Выучить правило (стр. 112). 2. Упражнение 649.
По выбору: 1. Составить текст на тему «Мы убираемся в классе» (использовать слова с черед.гласными в корне слова; 6-8 предложений).
2. Составить тест из 5 заданий на тему: «Чередующиеся гласные в корне слова».
Оценки за урок:
- домашнее задание – максимум 3 балла
- самостоятельная работа (актуализация знаний) – максимально 3 балла
- самостоятельная работа с проверкой по эталону – максимально 3 балла
- самостоятельная работа по разноуровневым карточкам – максимально 5 баллов
Итого: максимально – 14 баллов.
Ключ к оценке: 12-14 баллов – оценка «5» 10-11
баллов – оценка «4» 9-7 баллов – оценка «3».
Лист самопроверки (раздается каждому ученику перед началом урока)
Лист самопроверки
Проверка домашнего задания | Актуализация знаний | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам |
Максимально 3 балла | Максимально 3 балла | Максимально 3 балла | Максимально 5 баллов |