Разработка урока к учебнику ГЕОГРАФИЯ. (МИР
ЗЕМЛИ). Учебник для 6-го класса
общеобразовательной школы \ Под ред. В.А.
Кошевого.– М.: Баласс, 2011 (Образовательная
система «Школа 2100»).
В данном учебнике изучение оболочек Земли
происходит отдельными темами:
1) Мир камня.
2) Мир воздуха.
3) Мир воды.
4) Мир живой природы.
Тема «Рождение жизни» начинает изучение раздела
«Мир живой природы». Основные вопросы:
– Когда появилась жизнь на Земле.
– Какие этапы прошло развитие жизни на Земле.
– Где и как появился самый первый организм на
Земле? – проблемный вопрос.
Цели урока:
- Образовательная – формирование представлений об условиях зарождения жизни, эволюционной картине мира, целостности и неоднородности планеты Земля,
- Воспитательная – формирование умения работать в парах при выполнении практической работы,
- Развивающая – развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: учебник, рабочая
тетрадь, учебно-методическое пособие
«Современные представления о зарождении жизни
на земле и ее древнейших формах» автор Ю.В.
Удодов, издание второе, дополненное (изд-во
КузГПА, Новокузнецк), физическая карта Мира,
геохронологическая таблица, окаменелости
древнейших живых организмов, определитель
крупных таксонов девонской фауны/ уч. пособие
под. ред. О.П. Мезенцевой, КузГПА, 2003.
Разработка урока включает: разработку урока,
презентацию к уроку.
Разработка урока представлена в виде таблицы, где обозначены цели и задачи урока, этапы урока, содержание этапов (деятельность учителя, деятельность учащегося).
Этап урока, содержание этапа. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
||||||||||||||||||
I. Организация учебной
деятельности Задачи: определение целей и ознакомление с планом работы на уроке. Методы:объяснительно-иллюстративный. Приемы: ознакомление с планом работы на уроке. |
Вступительное слово учителя с
определением цели урока и планом. План работы на уроке: 1. Теории возникновения жизни на Земле. |
Запись темы, плана работы на уроке. План учащиеся оформляют в виде таблицы.
|
||||||||||||||||||
II. Изучение нового материала. 1. Теории возникновения жизни на Земле. Задачи: рассмотреть теории возникновения жизни на Земле. Методы: объяснительно-иллюстративный. Приемы: работа с учебником, тестом, слайдами |
Рассказ учителя о теориях и гипотезах
возникновения жизни на Земле. (Возникновение жизни на Земле – загадочно. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, как и когда зародилась жизнь на планете, какие организмы были самыми первыми земными существами и где они обитали. На этот счет выдвинуто много теорий: 1 теория божественного происхождения (в этой теории представлено, что первым был Бог, кто из неживого создал живое. У науки нет доказательств, полностью опровергающих эту теорию, а верующие познают ее через откровение, изложенное в Библии ); 2 теория самозарождения (в Древнем мире эта теория существовала в Египте, Вавилоне, Древнем Китае. Достоверно известно, что в Древней Греции знаменитый философ Аристотель высказал мнение, согласно которому земное вещество содержит «активное начало». Поэтому долгое время считали, что все организмы образовались из неживого вещества. Голландский естествоиспытатель Ян Баптист ванн Гельмонт описал эксперимент описал эксперимент, при котором в темном шкафу из грязного белья и горсти пшеницы якобы зародились мыши, но французский ученый Пастер установил, что в процессах гниения и размножения повинны бактерии, которые вездесущи); 3 теория космическая (в данной теории существует несколько гипотез: А) жизнь на Земле – результат редкого сочетания
космических сил; 4 теория эволюционная (неживое
вещество в результате изменений превратилось в
живое). |
Самостоятельное оформление схемы в тетради. | ||||||||||||||||||
2. Понятие о геохронологической таблице. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Приемы: работа с учебником, тестом, слайдами. Форма работы: фронтальная, работа в парах. |
На этом этапе урока проходит
демонстрация геохронологической таблицы. (Приложение 1) Геохронологическая таблица – это перечень временных подразделений или интервалов, в порядке их иерархии. Вопросы к учащимся:
|
Предполагаемые ответы учащихся.
|
||||||||||||||||||
3. Сравнение представителей древнейших
и современных организмов. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Приемы: работа в парах. |
Одними из древнейших организмов были:
трилобиты, плеченогие, брюхоногие моллюски,
мшанки и т.д. Хочу познакомить Вас с ними
познакомить (учащимся выдаются окаменелости
древнейших представителей: представители класса
«двустворчатые моллюски», класса Трилобиты,
класса «брюхоногие моллюски»). Предлагаю сравнить древнейших (в окаменелостях) и современных представителей животного мира. Вначале вспомним, что значит «сравнить»? Учащимся выдаются современные представители, обитающие в разных широтах – крабы, кораллы, а также их древние родственники трилобиты, кораллы (окаменелости). Что мы будем сравнивать? Задание №1. Найти черты сходства и различия представителей древнейшего и современного мира. Сделать вывод. Между древнейшими и современными обитателями фауны имеются черты сходства и различия как во внешнем, так и во внутреннем строении, что еще раз доказывает актуальность теории эволюции. В современном мире большинство ученых поддерживают теорию возникновения жизни Ч. Дарвина (1859г). В ее основе лежит мысль о том, что органический мир непрерывно изменялся, приспосабливаясь к изменениям среды обитания, путем выбраковки наименее приспособленных групп организмов. |
Ответ: «сравнить» значит найти сходства и различия каких-то объектов, предметов. Ответ: представителей древнейшего и современного животного мира. Оформление сравнения в виде таблицы
Вывод: в ходе сравнения обнаружено: имеются черты сходства и различия между древними и современными организмами. |
||||||||||||||||||
III. Заключение Подведение итогов по усвоению изученного материала. Методы: репродуктивный. Приемы: работа с учебником, геохронологической таблицей. |
Вернемся к плану урока. Заполните
таблицу и дайте ответы Вопросы: 1. Назовите теории возникновения жизни на Земле. |
Ответы учащихся по таблице, составленной в начале урока. | ||||||||||||||||||
IV. Домашнее задание Цель: закрепление ЗУН. Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый. Приемы: чтение параграфа, ответы на вопросы |
Чтение параграфа, ответы на вопросы. Цели достигнуты. |
Запись домашнего задания |