Урок на тему "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить обучающихся с новой классификацией животных и их групповыми признаками;
  • ознакомить обучающихся с новым термином «зоология» и его значением;
  • повторить и закрепить знания о значении растений в жизни животных и человека;
  • обобщить знания о классификации растений и их групповых признаков
  • обобщить знания научной терминологии в области естественных наук.

Развивающие:

  • расширять кругозор обучающихся;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к животным;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе и любовь к Родине.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение целей урока

– Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Ц/у: сегодня у нас с вами очень важный урок, во-первых, к нам пришли гости, а, во-вторых, сегодня мы с вами узнаем много нового об окружающей нас природе.

2. Повторение и введение в тему

– Сейчас я бы хотела, чтобы вы внимательно посмотрели на экран и описали мне, что вы видите. (Приложение 1, слайд 1)

– Хорошо. Верно.

– Ребята, как вы думаете, на какие две большие группы можно разделить всю природу? (Живая, неживая.)

– Замечательно.

– Как мы с вами знаем, учёные-биологи выделят 4 царства в живой природе. А кто это такие? (слайд 2)

– Прочтите и скажите мне, какое из перечисленных царств мы уже с вами знаем и изучали? (Царство растений.)

– Хорошо. Посмотрите на экран (слайд 3).

– Давайте вспомним отличительные признаки каждой группы.

– Молодцы! Вы всё хорошо помните, но вы забыли сказать: как называется наука, которая изучает растения (биология, слайд 4).

Ц/у – Вы меня порадовали своими запасами знаний, но сегодня моя задача познакомить Вас более подробно ч ещё одним царством, которое называется ЖИВОТНЫЕ, с классификацией и наукой, изучающей это царство.

3. Работа по теме урока

– Ребята! В предыдущих классах мы с вами узнали, что животные делятся на домашних и диких. Почему их так называют? Приведите примеры.

– Но мы выросли, и пора узнать более расширенную классификацию, и для этого нам нужно узнать как называется наука, изучающая животных (зоология, слайд 5).

(Учитель рассказывает от чего произошло название – учёные-зоологи.)

– Так вот, учёные-зоологи выделяют в царстве животных следующие группы (слайд 6):

Одноклеточные (или по-другому простейшие), многоклеточные, которые делятся на беспозвоночных (черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые) и позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся или рептилии, птицы, млекопитающие или звери).

– Ребята, это более серьёзная классификация, остановимся чуть-чуть подробнее. Что значит одноклеточные: это животные, обитающие на дне и в толще морских и пресных водоёмов, влажной почве. К одноклеточным принадлежат свыше 30 тысяч видов. Размеры тела простейших, в основном, микроскопические, то есть вооружённым глазом не увидишь, а только под микроскопом.

– Но сегодня мы подробно изучим класс многоклеточных, которые, в свою очередь, делятся на беспозвоночных и позвоночных. Начнём с первых: как вы думаете, почему зоологи назвали так эту группу? (предположения детей, версия учителя: это название было введено как определение всех животных, не имеющих позвоночника. К беспозвоночным относятся более 95% всех известных животных)

– Ребята, начнём мы с червей. (слайд 7)

– Посмотрите на слайд. На нём изображён дождевой червь, самый известный представитель данной группы, которую вы, наверняка, все видели. Но, вообще, эта группа разделена на плоские (это черви-паразиты), круглые (аскарида), кольчатые. Все они имеют удлинённую форму тела. У них нет ног и внутреннего скелета. Мышцы вместе с кожей образуют кожно-мышечный мешок, где находятся все внутренние органы. (Далее доклад Александрова Максима)

– Моллюски. (слайд 8)

Это беспозвоночные животные, основная часть которых обитает в морях и океанах. Они имеют мягкое тело, которое защищено раковиной (далее доклад Душковой Ксении)

– Иглокожие. (слайд 9)

Один из самых красивых видов животных. Это группа исключительно обитающая на дне, большей частью свободоживущих, реже сидячих. (Далее доклад Болдовой Ирины)

– Ракообразные. (слайд 10)

Это единственные животные, которые населяют любые существующие на планете водоёмы. Живут на дне и в толще воды, проникают в подземные воды, опускаются на предельные глубины Мирового океана. Большинство ракообразных свободно передвигаются, но есть и сидячие, например, морские жёлуди и морские уточки (Далее доклад Зрумова Астемира). Ракообразные играют очень важную роль в экономике природы. Органическое вещество создаётся из жизнедеятельности раков, кроме того, они питаются погибшими животными, тем самым очищая воду.

– Паукообразные. (слайд 11)

Главная отличительная особенность этой группы – наличие четырёх пар ног. Это, в основном, сухопутные животные, за исключением некоторых групп. Представителями класса являются скорпионы, пауки, сенокосцы… Паукообразные – это хищные животные. Они охотятся с помощью ядовитой железы, убывая жертву, а затем в тело жертвы вводят ещё и специальные секреты пищеварительных желёз (Далее доклад Маргарян Вардана).

– Насекомые. (слайд 12)

Этот класс является самым многочисленным среди членистоногих. Известен почти миллион представителей этой группы. Класс Насекомые делится на два подкласса: крылатые и бескрылые. Отличительной особенностью является три пары ног (Далее доклад Бородина Марка).

4. Физкультминутка

– Позвоночные.

Это животные, которые имеют настоящий хрящевой или костный скелет. Своё название они получили от того, что основой их скелета является позвоночный столб. В позвоночном столбе помещается спинной мозг, который вместе с головным мозгом, расположенным в черепе, образует свойственную лишь позвоночным животным центральную нервную систему. Для них характерны две пары конечностей (плавники, крылья, ноги), которые иногда бывают недоразвиты. Выделяют пять классов (слайд 13).

– Рыбы.

– Ребята, давайте вспомним отличительную особенность этого класса (чешуя, дышат жабрами). В настоящее время известно двадцать тысяч видов. Часть рыб приспособлены к обитанию в прибрежных зонах, другие – в глубинах. Существуют такие, например, которые могут пребывать вне воды, например, летающие рыбы. Кроме жабр они оснащены плавниками, которые служат органами слуха. Большинство рыб – хищники. (Доклад Плюснин Данилла)

– (слайд 14) Земноводные – это лягушки, жабы, саламандры. Представляют самую простую форму позвоночных. Они происходят от существ, оставивших водную среду около трёхсот семидесяти миллионов лет назад. Эти животные рождаются в воде. (Далее доклад Архиопов Данила)

– (слайд 15) Пресмыкающиеся. Главная отличительная черта – хладнокровность. Это значит: температура тела зависит от температуры окружающей среды. Поэтому, чтобы нормально функционировать, они нуждаются в тепле, и это очень ограничивает их способность выживания в холодном климате (Доклад Рыбина Данилы).

– (слайд 16) Птицы – это теплокровные животные, дышащие воздухом. (Доклад Александрова Яна)

– (слайд 17) Млекопитающие (звери).

В настоящее время известно четыре тысячи видов. Они наиболее развиты, чем другие классы. Поэтому у них острое обоняние, зрение, слух. Они являются теплокровными. Все млекопитающие являются живородящими, их кожа покрыта шерстью, детёныши питаются молоком матери (Доклад Задирако Елизаветы).

6. Итог

– Итак, мы познакомились с огромной классификацией учёных-зоологов. Давайте подытожим.

– (слайд 18)

6. Домашнее задание

Стр. 13–15 знать, р/т стр. 40 №1

7. Оценивание