Пояснительная записка.
Конечной целью обучения и воспитания наших детей является их подготовка к жизни путем социальной реабилитации, которая сводится к привитию полезных социальных привычек, позволяющих им трудиться и жить в обычной среде.
Важна практическая и социальная направленность учебно-воспитательного процесса. У детей должны формироваться навыки общения друг с другом, с окружающими. Они должны научиться ориентироваться в жизненных ситуациях, рационально использовать свое время, правильно организовывать свой быт.
В характеристике детей данной категории особо подчеркиваются те затруднения, которые они испытывают при необходимости ориентироваться в сложных (да и не сложных) жизненных ситуациях, накапливать и использовать опыт, проявлять чувство ответственности. Сложно осуществляется и предвидение результатов своих действий, установление дружеских отношений. Но тот факт , что их поведение в большей степени, чем у обычных детей основывается на внушении и подражании, что они хотят быть похожими на других, дорожат уважением окружающих, стремятся завоевать его – это создает условия для компенсации их недостатков.
Курс “Мой будущий дом” предусматривает обсуждение с детьми их самостоятельной жизни в отдельной квартире и привитие навыков ухода за жильем, а также – рассмотрение вопросов взаимодействия с соседями, хозяйственными службами домоуправления, правил общежития. Курс базируется на практической деятельности ребят, на их наблюдениях, на восприятии фактов, явлений, ситуаций. Все правила и навыки, привычки в поведении усваиваются в конкретных ситуациях. Активизация деятельности ребят реализуется путем постановки перед ними “проблем” как практического, так и коммуникативного характера в таких направлениях, как:
– одежда, ее использование и хранение;
– бытовая техника, использование и уход;
– вопросы бюджета;
– пища, использование и хранение;
– жилье, его гигиена;
– вопросы бытовой безопасности;
– установка дружественных и деловых отношений с людьми;
– установка контактов с жилищно-коммунальными службами и т.д.
Процесс накопления личного опыта осуществляется ребятами за счет неоднократного прокручивания ситуации, поиска как различных методов решения проблем, так и по сути своей похожих, что способствует решению непростой задачи их успешной адаптации к самостоятельной жизни.
Цели и задачи.
– развитие способности к принятию самостоятельных решений в процессе
жизнедеятельности детьми с особыми познавательными способностями;
– развитие коммуникативного умения, необходимого для решения различных бытовых
задач;
– формирование уважительного отношения к окружающим, к их жизнедеятельности, к
их правам;
– усвоение правил и приемов бытовой безопасности;
– формирование позитивного и оптимистического восприятия окружающего мира.
Условия реализации программы.
Для успешного усвоения знаний и умений по данной программе в практической ее части необходимы такие предметы и проборы, как:
– электроутюг;
– пылесос;
– телевизор;
– осветительные приборы;
– электрочайник;
– гладильная доска;
– образцы деревянной и мягкой мебели;
– оконные рамы и двери4
– образцы используемых средств бытовой химии;
– бытовые инструменты;
– бланки расчетов с ЖКХ;
– инструкции по использованию и уходу.
Методы работы:
– наблюдение;
– беседы;
– экскурсии;
– практическая деятельность.
Формы работы:
– работа по образцу;
– самостоятельная работа;
– работа по памяти;
– коллективная работа.
Принципы обучения:
– воспитательная и развивающая направленность;
– доступности;
– систематичность и последовательность;
– связь с жизнью;
– наглядность, возможность коррекции;
– сознательность и активность детей;
– индивидуальный и дифференцированный подход;
– прочность умений и навыков;
– ведущая роль воспитателя.
Оценка эффективности программы:
– возможность воспроизведения воспитанниками приобретенных умений и навыков;
– проявление способности принимать самостоятельные решения в бытовых ситуациях;
– проявление понимания интересов окружающих и внимательного к ним отношения.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны знать:
– общие принципы работы бытовой электротехники, безопасной работы с ней;
– назначение объектов бытовой электротехники;
– назначение и принципы безопасного и эффективного использования различных
средств бытовой химии;
– способы взаимодействия с различными службами быта (ЖКХ, “Водоканал”,
“Электросети”, МГТС, химчистка, “Горгаз”);
– гигиенические нормы в быту и причины их необходимости;
– нормы этического поведения.
Воспитанники должны уметь:
– доводить начатое до конца;
– уметь преодолевать трудности;
– оценивать адекватно свои возможности.
Календарно-тематический план.
№ | Тема. | Дата проведения. |
1. | Как соблюдать чистоту в доме. | Сентябрь |
2. | Свежий воздух в моем доме. | Сентябрь |
3. | Проводим генеральную уборку. | Сентябрь |
4. | Комнатные растения – красота и здоровье. | Сентябрь |
5. | учимся мыть полы. | Октябрь |
6. | Эстетика и удобство жилья. | Октябрь |
7. | Ухаживаем за мягкой мебелью. | Октябрь |
8. | Окно и уход за ним. | Октябрь |
9. | Ремонтируем дверные петли. | Ноябрь |
10. | Как ухаживать ухаживать за мебелью из дерева. | Ноябрь |
11. | Электричество, электроприборы, электросчетчик. | Ноябрь |
12. | Бытовая техника в доме. | Ноябрь |
13. | Бытовая техника – осветительные приборы. | Декабрь |
14. | Пылесос – наш первый помошник. | Декабрь |
15. | Учимся ухаживать за обувью. | Декабрь |
16. | Учимся гладить одежду. | Декабрь |
17. | Учимся гладить постельное белье. | Январь |
18. | Гладим брюки. | Январь |
19. | Гладим одежду из различных тканей. | Январь |
20. | Учимся стирать постельное белье. | Февраль |
21. | Учимся стирать шерстяные вещи. | Февраль |
22. | Химчистка и прачечная – наше подспорье. | Февраль |
23. | Как правильно эксплуатировать сантехнику. | Февраль |
24. | Меня затопили соседи. Мои права. | Март |
25. | Пользуемся бытовой химией. | Март |
26. | Кухонная посуда, использование и уход. | Март |
27. | Что-то случилось с водопроводом и канализацией. | Март |
28. | А у нас в квартире газ! | Март |
29. | Если замолчал телефон. | Март |
30. | Наш надежный помошник – диспетчер ЖКХ. | Апрель |
31. | Утепляем жилище к зиме. | Апрель |
32. | Ухаживаем за подушками и одеялами. | Апрель |
33. | Уход за верхней одеждой. | Апрель |
34. | Вежливость – залог мирной жизни с соседями. | Май |
35. | Покой соседей и мой покой – правовые аспекты. | Май |
36. | Оплачиваем счета ЖКХ. | Май |
37. | Удобство и эстетика лоджии (балкона). | Май |
Занятие “Ухаживам за комнатными растениями”.
Цель: формирование эстетических представлений сферы своего существования, хорошего вкуса, чувства меры, приобретение навыков оптимизации жилища, знаний и навыков по уходу за домашними цветами и их влиянии на здоровье человека.
Используемые материалы: иллюстрационный материал в форме плакатов, энциклопедической и справочной литературы, несколько образцов комнатных растений в горшках, емкости для полива растений, газетная бумага, упаковка с землей, цветочный горшок, совочек, крупные камушки или керамзит, ростки комнатных растений, протирочный материал.
Ход занятия.
Данное занятие не имеет смысла разграничивать на теоретическую и практическую части, информация вполне сочетается с практическими действиями.
В игровой комнате, где и проходит наше мероприятие, воспитатель обращает внимание детей на то обстоятельство, что растения хорошо растут, полноценно развиваются и цветут только при благоприятных условиях. Их надо правильно разместить с учетом требований к теплу и свету, знания о которых мы можем извлечь из различной литературы. Вместе с ребятами в справочнике находим материал о наших цветах, размещаем их в комнате в удобных и безопасных местах с учетом их потребности к освещению. Обсуждаем, удачно ли вписывается цветок в интерьер комнаты.
Далее, мы говорим о необходимости содержать растения в чистоте, так как речь идет и об общей гигиене дома, и о затрудненности дыхания наших цветов. Говорим о том, что цветы периодически моют, протирают с них пыль. Ребята мягкими губками протирают пыль с широких листьев и с цветочных горшков, ножницами удаляем пожелтевшие листья.
Растения необходимо поливать; в справочнике находим информацию о частоте полива наших цветов. Пользуясь лейкой (кружкой, банкой), дети поливают их, наблюдают за количеством воды. С помощью распрыскивателя опрыскиваем зеленую крону.
Наш цветок при правильном уходе, конечно же, растет, и в горшке ему становится тесно. Переросшее растение следует пересадить, а истощенную землю заменить на новую: расстилаем на столе газету, из горшка извлекаем предварительно политый цветок, на дно нового просторного горшка насыпаем дренаж (камешки, керамзит), добавляем горку земли, помещаем сам цветок вместе с комом земли на корневой системе, присыпаем новую землю вокруг, уплотняем землю. После посадки растение опрыскиваем и поливаем.
Есть такие растения, у которых слишком гибкий ствол или оно выросло слишком высоким. В этом случае его надо подвязать к колышку, который втыкается в землю горшка. Здесь дети могут пофантазировать – декоративно его оформить или покрасить в зеленый цвет, маскируя под цвет растения.
Говорим с ребятами о возможной подкормке цветов, о борьбе с вредителями и болезнями, о том что все знания о них мы можем найти в справочной литературе, в книгах, которые можно получить в библиотеке, купить в книжном или специализированном магазине. Вспоминаем свое посещение зоомагазина и об отделе, где находилось все необходимое для ухода за комнатными цветами.
После уборки оставшегося мусора ребятам предлагается сделать рисунок комнатного растения как в реалистичной манере, так и в фантазийной. Рисунки помещаем на стенд.
Занятие “Учимся мыть окна”.
Цель: формирование представлений об эстетике жилья, гигиене жилья, приобретение практических навыков ухода за окнами в жилом помещении.
Используемые материалы: ведерки с водой, аэрозоли для мытья стекол, любое мягкое моющее средство (хозяйственное мыло, жидкое средство для мытья посуды),протирочная ветошь, газетная бумага, защитные перчатки.
Ход занятия.
В данном занятии совмещаем теорию и практическую работу, объяснения и обосновывающие доводы приводятся по ходу выполнения задания.
Говорим с детьми об общей гигиене дома, о необходимости чистоты для здоровья человека. Особое внимание уделяем вопросу чистоты окна, так как именно через прозрачные чистые стекла проходит солнечный свет, ультрафиолетовые лучи. А ультрафиолетовые лучи убивают болезнетворных микробов, солнечный свет хорошо освещает комнаты, он гораздо полезней для зрения человека, чем искусственное освещение, включенная лампа. И, конечно, взгляд за чистые стекла окна улучшает наше настроение.
Далее, приступаем к работе, начав мытье с внешней стороны окна. Обращаем внимание ребят на безопасность работы, обеспечиваем устойчивое положение на подоконнике, удобное расположение вспомогательных предметов.
Открываем створки окна во внутрь, с использованием моющего средства и ветоши начинаем мыть рамы и стекла одновременно, объясняя, что с внешней стороны окно обычно бывает особенно грязным из-за уличной пыли и машинной копоти. Аэрозоль для стекол используем после протирки окна до суха.
Закрыв плотно вымытые с внешней стороны рамы окна, приступаем к мытью окон с внутренней стороны. Сначала с помощью моющего средства промываем рамы, откосы и подоконник, протираем досуха. В объяснениях воспитателю важно использовать все означающие процесс термины и названия Далее с помощью аэрозоля моем стекла.
Способ мытья окон, который мы использовали, предусматривает наличие современных моющих средств. Но в жизни бывают ситуации, при которых их может не оказаться под рукой. Для этого случая воспитатель показывает способ чистки оконного стекла с помощью мятой газеты.
В завершение работы выливаем грязную воду, промываем ветошь и ведра, протираем полы.
Вместе с ребятами осматриваем результат своего труда, сравниваем с немытым окном, делаем выводы в пользу чистого окна.
Занятие “Учимся гладить брюки”.
Цель: привитие понимания эстетики одежды, внешнего вида, приобретение практических навыков ухода за своим гардеробом, умения правильно гладить брюки, знаний и навыков пользования бытовым электроприбором
Используемые материалы: образцы брючных тканей, влажная х/б ткань, образцы брюк, гладильная доска, электроутюг.
Ход занятия.
1. Теоретическая часть.
Воспитатель говорит с ребятами о различных видах одежды, о различном ее назначении – повседневная для работы, для отдыха, для прогулок и игр, для школы, нарядная для праздников и торжеств. Говорим о разном назначении брюк: джинсы, спортивные брюки, костюмные брюки со стрелкой, брюки без стрелок.
Далее, воспитатель обращает внимание детей, что одежда, а именно брюки, сшиты из различных видов ткани – шерсть, хлопок, лен, синтетика. Поэтому и гладить одежду из этих тканей надо с учетом их различий – выбор температурного режима утюга, глажка с лицевой стороны и с изнаночной, глажка через влажную ткань и без нее.
В теоретической части занятий говорим с детьми о технике электробезопасности в работе с утюгом: при вставлении и извлечении вилки придерживать розетку, включенный утюг вне работы не должен касаться тканевых поверхностей, электрошнур не должен перекручиваться, в работе с ним избегать резких движений.
В беседе с детьми воспитатель обязательно использует правильные специальные термины, связанные с темой занятия.
2. Практическая часть.
Прежде чем приступить к глажке брюк, проводим с ребятами экспериментальную работу с образцами тканей. Выясняем, что каждой из них, в зависимости от состава, нужен свой температурный режим, хлопок и лен можно гладить с лицевой стороны, шерсть и синтетическую ткань надо гладить с изнанки.
Для работы берем сначала брюки без стрелок, джинсы, как менее сложный вариант. На регуляторе утюга выставляем соответствующий максимальный температурный режим. Объясняем, что возможна работа и с паровым режимом, если он предусмотрен конструкцией утюга. Если нет, то можно сбрызнуть брюки из пульверизатора. Ребята пробуют гладить сами под руководством воспитателя.
Далее в работу берутся брюки из синтетической ткани. В данном случае переставляем температурный регулятор на другой режим, брюки выворачиваем на изнанку.
Приступая к глажке костюмных брюк со стрелками, говорим с ребятами о том, что какой бы не была брючная ткань – шерстяной, синтетической – гладить их надо с лицевой стороны. Поэтому, чтобы избежать блеска на ткани, гладим брюки через влажную ткань. Дети стараются тщательно проглаживать стрелки брюк. Можно показать прием, с помощью которого, стрелки будут более четкими, дольше будут держаться – с изнанки натереть ткань сухим мылом. Тщательно проглаживаем швы брюк, они должны совпадать внутренней и внешней стороной каждой штанины, тогда и стрелки будут лежать правильно.
По окончании работы примеряем на ребят отглаженные брюки, находим достоинства и недостатки нашей работы, обсуждаем способы их устранения. Отмечаем тот факт, что человек в хорошо отглаженной одежде выглядит аккуратным, подтянутым, элегантным.
Анализ воспитательной работы по коррекционно-воспитательному курсу “Мой будущий дом”.
В данном коррекционно-развивающем курсе мною предусматривались обсуждение с детьми их самостоятельной жизни в отдельной квартире, привитие навыков ухода за жильем, а также – рассмотрение вопросов взаимодействия с соседями по дому, хозяйственными службами домоуправления, правил общежития.
Многие практические навыки по уборке, стирке, уходу за одеждой, мебелью, пользованием бытовой техникой ранее были освоены детьми, но многие нюансы оказались для них неизвестными. Это было ребятам интересно и важно. Для полноценной работы в направлении привития навыков в использовании бытовой техники и бытовой химии важно не только их наличие, но и более современные их образцы. Поэтому необходимо приобретение таких предметов для использования в группе, как новый утюг, пылесос, современные моющие средства.
В ходе работы с детьми по темам курса с их стороны проявлялась большая заинтересованность, все живо воспринималось и обсуждалось. Ребята предлагали свои варианты решения проблем и возникающих житейских вопросов, которые часто не отвечали требованиям общепринятых норм. И это понятно, так как у детей, чье развитие происходит в условиях достаточно изолированного сиротского учреждения, может сформироваться искаженное понимание окружающего мира. В процессе взаимообщения в замкнутой среде, малом количестве контактов со сверстниками и взрослыми вне интерната внутри учреждения создается своеобразная субкультура, отличная от той, что существует в реальном мире. Исходя из этих наблюдений, я делаю выводы о правильности выбранного направления, о необходимости продолжения и расширения курса по теме “Мой будущий дом”.