Программа Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”.
1. Организационный момент.
– Итак, проверим готовность к уроку: лист альбомной бумаги, фломастеры или цветные карандаши и ,конечно, хорошее настроение.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Тему урока сегодня вы определите сами, посмотрев на эти чашки.
(На доске дано изображение двух чашек, одна из которых не украшена.)
– Какая чашка, слева или справа, вам нравится больше и почему?
– А что нужно сделать, чтобы вторая чашка нам тоже понравилась?
– Чем можно украсить нашу чашку? (Выслушиваем мнение детей.)
– Правильно, чтобы украсить чашку, необходимо нанести какой-либо узор,
который будет наиболее подходящим для данного предмета и отражать настроение
художника.
– Вы уже выполняли работу с узорами.
– А что такое узор? (Это рисунок, состоит из линий и фигур.)
– Узоры можно выполнять в различной технике: вышивке, аппликации, росписи ,
лепке и т.д., необходимо только всегда помнить: уместен ли данный узор и
сочетается ли он с данным предметом и материалом, из которого он сделан .
– И я украшу нашу чашку.
– Закройте глаза (на следующем рисунке появляется изображение чашки с
росписью).
– Теперь вам понравилась чашка?
– А для чего люди украшают вещи? (Выслушиваем мнение детей.)
– Правильно, человек всегда стремился к красоте, украшая свое жилище и
предметы быта, которые его окружали, чтобы чувствовать себя комфортно.
Нередко материал для украшения он черпал из своих наблюдений за природой, и
тогда появлялись замечательные узоры.
– Вот мы и подошли к нашей теме урока. Итак, мы будем украшать…
– Помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки лист бумаги (на столах у детей
листы круглой формы).
– Какую форму имеет данный лист бумаги?
– Какие предметы быта напоминают круг? (тарелка, коврик, салфетка.)
– Правильно, и мы представим, что это тарелочка.
3. Вступительная беседа.
– Но чтобы ваша тарелочка была украшена достойно, мы должны вспомнить
некоторые понятия.
– Я возьму фломастер и нарисую вот такой узор.
– Красиво?
– А теперь я повторю этот же самый узор несколько раз. (Показ на
доске.)
– Может быть, вы знаете, как называется такой узор, который повторяется
несколько раз?
– Какое красивое слово – орнамент. Давайте хором его произнесем. Это слово в
переводе с латинского языка означает “украшение”
– Так что же такое орнамент?
– Правильно, орнамент – украшение, узор, построенный на ритмичном
чередовании различных элементов.
– В основе орнамента лежат два начала– это ритм и симметрия.
– С симметричностью мы уже встречались на уроках технологии.
– Что такое симметричность?
– Правильно, это зеркальное отражение от средней линии вправо и влево, или
сверху и снизу.
– Давайте определим линию симметрии у некоторых предметов. (На доске рисунки
бабочки, листа клена, торта.)
– С понятием “симметрия” мы разобрались, а что же такое “ритм” и где мы с
этим понятием встречались?
– Ритм – это повторение одних и тех же элементов и их чередование.
– Как в музыке повторяются темы, так и в орнаменте прослеживается повтор.
– Орнамент как музыка, он может быть плавным и резким, прерывистым и
непрерывным.
Физкультминутка.
– Послушаем музыкальный отрывок, и когда услышите, что музыка
повторяется, хлопните в ладоши (звучит ритмичная музыка, дети с
помощью учителя отбивают ритм музыкального отрывка).
– Давайте попробуем определить ритм некоторых орнаментов. Отгадайте
следующий элемент. (На рисунках даны орнаменты, которые состоят из двух и
трех элементов, дети называют следующий элемент, например: два листика–
цветок– два листика; тучка– солнышко– тучка.)
– Вы замечательно справились с трудным заданием.
– Видите, как при построении орнамента важно соблюдать четкость.
– К сегодняшнему уроку я подготовила много различных орнаментов.
(На рисунках даны образцы некоторых орнаментов.)
– Что вам напоминает первый орнамент? А как одним словом назвать цветы,
траву, деревья? Такой орнамент называется растительным.
– А чем интересен следующий орнамент? Да, на этом орнаменте мы видим
различных животных, этот вид орнамента так и называется – животный.
– А растительный и животный орнаменты можно объединить в одну группу и
назвать “природным” .
– Чем интересен третий орнамент?
– Правильно, в нем чередуются различные геометрические фигуры. Кто даст имя
этому орнаменту?
– Итак, по мотивам, используемым в орнаменте, выделяют такие группы:
растительный, животный, т.е. природный, и геометрический орнаменты.
– Бывают и смешанные орнаменты, когда мастер использует различные элементы,
например, чередует растения с животными, или геометрическими фигурами. Все
зависит от настроения художника и его фантазии.
– А для чего нужен орнамент в быту? (Делает вещи нарядными, красивыми.)
– Орнаментом украшали одежду, платки, пояса, посуду и другие предметы быта
(показ рисунков). Русские мастерицы создавали удивительные орнаменты, в
которых выражали любовь к природе, родной земле, свое настроение.
– Очень часто они соревновались в своем искусстве, делая вещи все более
изящными и неповторимыми.
– Кроме того, люди верили, что орнамент служил оберегом – защитой от злых
сил, поэтому в каждом доме на видном месте были украшенные вещи.
– Для того, чтобы орнамент получился красивым и действительно украшал вещь,
надо быть не только наблюдательным, но и уметь фантазировать.
4. Самостоятельная работа учащихся.
– Итак, юные художники, слушайте задание. Нам предстоит нарисовать узор в
центре листа, а края украсить орнаментом.
– Что можно изобразить в центре листа?
– Правильно, растение, животное, геометрическую фигуру.
– У каждого сегодня получится тарелочка, не похожая на тарелочку другого
ребенка, ведь вы придумаете свое оформление работы.
5. Выставка работ.
Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.
Выставляются детские работы.
(Обсуждение детских рисунков, что получилось, что не удалось и как можно исправить ошибки.)
6. Подведение итогов работы.
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что такое орнамент?
– Что вам больше всего понравилось на уроке?