Урок математики "Угол. Виды углов" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формирование общего понятия об угле, видах углов.

Задачи урока:

1. Образовательные:
– Познакомить учащихся с понятием “прямой угол”;
– Сформировать практические навыки определения прямого угла при помощи треугольника и без него;

2. Развивающие:
– Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
– Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
– Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3. Воспитательные:

– В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности;
– формированию навыков самостоятельной работы;
– В целях решения задач эстетического воспитания содействовать развитию у учащихся чувства прекрасного.

Оборудование: приложения, листы бумаги, прямоугольники.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

II. Устный счет.

– Ребята, сегодня мы опять отправимся в путешествие по королевству Геометрия, перед вами жители королевства “Геометрия”.

1) Игра “Четвертый лишний”. (Приложение 1)

– Посмотрите на фигуры в каждой рамке. Какая из них лишняя? Почему?

(Учащиеся называют лишние фигуры, обосновывают свой выбор.)

– Разделите все оставшиеся фигуры на две группы. Как это можно сделать?

(Оставшиеся фигуры можно разделить на две группы: линии и многоугольники.)

– Назовите виды линий и многоугольников, известные вам.

(Линии: прямая, ломаная, кривая. Многоугольники: квадрат, трапеция, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник.)

III. Актуализация знаний. Повторение изученного.

1) Игра “Самый внимательный”.

– Посмотрите внимательно на предметы, которые лежат у вас на парте , их части похожи на геометрические фигуры.
– Самый внимательный из вас найдет на рисунке нужные фигуры.

(Дети указкой показывают треугольники и квадраты.)

IV. Введение в тему урока

– Тему урока вам подскажет кроссворд.

1. Кроссворд “Геометрический”. (Приложение 2)

1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч.)

2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг.)

3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка.)

4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал.)

– Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите ее. (Угол.)
– А что такое угол? Почему мы будем его изучать? Пригодится ли нам это в жизни?
– Какова же тема нашего урока? Проблема!

V. Сообщение темы и цели урока.

Угол. Виды углов. – На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их обозначать буквами и чертить их.

VI. Работа над новым материалом.

1) Игра “Им угол имя подарил”.

– Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.
– Что общего в названиях фигур? Почему первая часть слов везде разная?
– Углы окружают нас и в повседневной жизни. – Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас. Люди, каких профессий чаще всего встречаются с углами? (инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, портной и т.д..)

Найдите словарное слово. Как оно пишется? Составьте с ним предложение.

2) Определение угла.

– На листе тетради отметьте точку и обозначьте ее буквой О. Проведите из точки О два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. Какую фигуру вы заштриховали? (Угол.) Так что же такое угол?

Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.

3) Обозначение углов.

– Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?

– В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идет речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около нее букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.

  • Динамическая пауза.

4) Практическая работа. Построение модели прямого угла.

– Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом.

Попробуйте сами из листа бумаги построить угол. (Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом еще раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом.)

– На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре.)
– Сколько углов получилось? (Четыре.)
– Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые.)
– На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.

5) Определение и построение прямого угла.

– Посмотрите на рисунок, я выделила на нем некоторые углы. Вы найдите и покажите только прямые углы.
– Как вы определили? (На глаз.)
– Не всегда удобно определять прямой угол на глаз.
– При помощи чего еще можно определить угол?

Для этого используют линейку-угольник. Как будем определять?

(Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.)

– Какой же угол из трех предложенных прямой?
– Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-угольнике.)

VII. Закрепление пройденного.

1.) Виды углов

– На рисунке видно, что бывают и другие углы не прямые.

Как называется угол больше прямого? (Тупой.)

– Меньше прямого? (Острый.)
– Каждый из углов имеет свое название. Почему они так называются?

Вывод:

*Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого. – Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника?

– Как же определить вид угла?

*Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике.

2.) Построение прямого угла.

– Используя модель прямого угла, определи виды углов и выпиши их номера. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу.)
– С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовет его одной или тремя буквами.

(Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол.) – Работа в парах.

3.) Работа в тетради.

– Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их. Острый угол заштрихуйте зеленым карандашом, а тупой угол синим.

– Чем похожи и чем различаются эти углы?

Вывод:

Похожи: есть вершина, две стороны. Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия.

– С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала “на глаз”, потом проверить с помощью угольника. Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике. Если вторая сторона окажется внутри прямого угла, то угол острый, а если вторая сторона окажется снаружи – то тупой.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1. Самостоятельная работа -тест. (Приложение 3)

– Самооценка, проверка

2. Работа в группах. (Приложение 4)

а) Положи три спички так, чтобы получились три угла – острый, прямой и тупой. Сделай чертеж.

б) Положи три спички так, чтобы получились три острые и два тупых угла. Сделай чертеж. 

3. Сегодня на уроке:

Я узнал …..
Я научился…
Мне понравилось ….
Я бы хотел ….
Знания мне пригодятся…..

IX. Домашняя работа.

Игра “Веселый конструктор”.

– Придумайте и нарисуйте различные предметы, используя круги, овалы, точки, лучи и углы.