Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование общего понятия об угле, видах углов.
Задачи урока:
1. Образовательные:
– Познакомить учащихся с понятием “прямой угол”;
– Сформировать практические навыки определения прямого угла при помощи
треугольника и без него;
2. Развивающие:
– Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного
воображения;
– Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
– Развитие культуры речи и эмоций учащихся.
3. Воспитательные:
– В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию,
наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности;
– формированию навыков самостоятельной работы;
– В целях решения задач эстетического воспитания содействовать развитию у
учащихся чувства прекрасного.
Оборудование: приложения, листы бумаги, прямоугольники.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
II. Устный счет.
– Ребята, сегодня мы опять отправимся в путешествие по королевству Геометрия, перед вами жители королевства “Геометрия”.
1) Игра “Четвертый лишний”. (Приложение 1)
– Посмотрите на фигуры в каждой рамке. Какая из них лишняя? Почему?
(Учащиеся называют лишние фигуры, обосновывают свой выбор.)
– Разделите все оставшиеся фигуры на две группы. Как это можно сделать?
(Оставшиеся фигуры можно разделить на две группы: линии и многоугольники.)
– Назовите виды линий и многоугольников, известные вам.
(Линии: прямая, ломаная, кривая. Многоугольники: квадрат, трапеция, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник.)
III. Актуализация знаний. Повторение изученного.
1) Игра “Самый внимательный”.
– Посмотрите внимательно на предметы, которые лежат у вас на парте , их части
похожи на геометрические фигуры.
– Самый внимательный из вас найдет на рисунке нужные фигуры.
(Дети указкой показывают треугольники и квадраты.)
IV. Введение в тему урока
– Тему урока вам подскажет кроссворд.
1. Кроссворд “Геометрический”. (Приложение 2)
1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч.)
2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг.)
3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка.)
4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал.)
– Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите ее. (Угол.)
– А что такое угол? Почему мы будем его изучать? Пригодится ли нам это в жизни?
– Какова же тема нашего урока? Проблема!
V. Сообщение темы и цели урока.
Угол. Виды углов. – На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их обозначать буквами и чертить их.
VI. Работа над новым материалом.
1) Игра “Им угол имя подарил”.
– Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.
– Что общего в названиях фигур? Почему первая часть слов везде разная?
– Углы окружают нас и в повседневной жизни. – Обернитесь, рассмотрите наш класс.
Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас. Люди, каких профессий
чаще всего встречаются с углами? (инженер, дизайнер, строитель, архитектор,
моряк, астроном, портной и т.д..)
Найдите словарное слово. Как оно пишется? Составьте с ним предложение.
2) Определение угла.
– На листе тетради отметьте точку и обозначьте ее буквой О. Проведите из точки О два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. Какую фигуру вы заштриховали? (Угол.) Так что же такое угол?
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.
3) Обозначение углов.
– Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?
– В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идет речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около нее букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.
- Динамическая пауза.
4) Практическая работа. Построение модели прямого угла.
– Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом.
Попробуйте сами из листа бумаги построить угол. (Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом еще раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом.)
– На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре.)
– Сколько углов получилось? (Четыре.)
– Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы
прямые.)
– На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол
буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.
5) Определение и построение прямого угла.
– Посмотрите на рисунок, я выделила на нем некоторые углы. Вы найдите и
покажите только прямые углы.
– Как вы определили? (На глаз.)
– Не всегда удобно определять прямой угол на глаз.
– При помощи чего еще можно определить угол?
Для этого используют линейку-угольник. Как будем определять?
(Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.)
– Какой же угол из трех предложенных прямой?
– Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на
линейке-угольнике.)
VII. Закрепление пройденного.
1.) Виды углов
– На рисунке видно, что бывают и другие углы не прямые.
Как называется угол больше прямого? (Тупой.)
– Меньше прямого? (Острый.)
– Каждый из углов имеет свое название. Почему они так называются?
Вывод:
*Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого. – Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника?
– Как же определить вид угла?
*Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике.
2.) Построение прямого угла.
– Используя модель прямого угла, определи виды углов и выпиши их номера.
(Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант
ответа, все проверяют работу.)
– С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное –
строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовет его одной или тремя
буквами.
(Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол.) – Работа в парах.
3.) Работа в тетради.
– Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их. Острый угол заштрихуйте зеленым карандашом, а тупой угол синим.
– Чем похожи и чем различаются эти углы?
Вывод:
Похожи: есть вершина, две стороны. Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия.
– С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала “на глаз”, потом проверить с помощью угольника. Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике. Если вторая сторона окажется внутри прямого угла, то угол острый, а если вторая сторона окажется снаружи – то тупой.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
1. Самостоятельная работа -тест. (Приложение 3)
– Самооценка, проверка
2. Работа в группах. (Приложение 4)
а) Положи три спички так, чтобы получились три угла – острый, прямой и тупой. Сделай чертеж.
б) Положи три спички так, чтобы получились три острые и два тупых угла. Сделай чертеж.
3. Сегодня на уроке:
Я узнал …..
Я научился…
Мне понравилось ….
Я бы хотел ….
Знания мне пригодятся…..
IX. Домашняя работа.
Игра “Веселый конструктор”.
– Придумайте и нарисуйте различные предметы, используя круги, овалы, точки, лучи и углы.