Цели:
- Дать понятие о переменной, как букве, обозначающей меняющиеся (переменные) значения элементов каких-либо множеств.
- Показать прием составления выражения с переменной, предложения с переменной.
- Отрабатывать навыки устных вычислений, повторить и закрепить решение уравнений.
- Развивать творческие способности учащихся, умение слушать товарищей, высказывать свое мнение.
Оборудование:
- карточки со словами “открытие новых знаний”;
- карточки с выражениями;
- карточки для работы по рядам;
- карточки (опорные слова).
Ход урока
1. Организационный момент: – Ребята, сегодня на уроке я надеюсь на вашу помощь, активность, наше
взаимопонимание. |
|||
2. Математическая разминка. а) Прочитайте числа на доске. 0 25 50 75 …. – Найдите закономерность и продолжите ряд на три числа. |
(Читают) – Числа увеличиваются на 25. 100, 125, 150 |
||
б) Составьте множество трехзначных чисел, в записи которых используются лишь цифры 2, 5, 8 (цифры не повторяются). | 258,285, 528, 582, 825, 852 5 + 3 = 8, т. к. это равенство |
||
в) Внимательно посмотрите на доску. Какая запись лишняя?
Почему?
|
|||
– Что же нас ждет на уроке? (Переворачиваю карточки) |
Открытие новых знаний | ||
3. Актуализация знаний – Продолжаем работать с выражениями. – На какие группы можно разбить? |
– Частные и разности – Числовые и буквенные выражения |
||
– Молодцы! (переставляю карточки)
|
|||
– Ребята, найдите значение выражения х : 5, если х = 0, 35, 50 |
0 : 5 = 0, 35 : 5 = 7, 50 : 5 = 10 |
||
– Подумайте, какие еще значения может принимать х? – Как сказать общими словами о значении х? |
10, 25, 40… х – любое число, кратное 5 х – любое число, которое делится на 5 |
||
– Как бы вы назвали букву, которая может принимать разные значения? | – изменчивая – переменчивая – меняющаяся не постоянная |
||
– Вы думаете верно, ребята. На математическом языке ее называют
п е р е м е н н а я, от слова менять. – Сколько у нас буквенных выражений? – Как же иначе мы можем про них сказать? |
– два – два выражения с переменной |
||
– Хорошо. Обратите внимание на числовые выражения. Что в них интересного? | – делимое одинаковое – делитель увеличивается |
||
– Молодцы! Запишите частные (дети выходят к доске, записывают). – Что замечаете? |
12, 4, 3, 2, 1 – значение частного уменьшается |
||
– Скажите, а могли вы, не вычисляя сказать, что значения частного
будут уменьшаться? А как это можно определить? |
– да или молчат – делимое в выражениях не изменяется |
||
– Значит, в наших выражениях что есть? – Верно, закономерность или свойство. – А как быстрее найти ответ на вопрос “Как изменяется частное?” решать все примеры или применить свойство? – Чем же полезно знание общих свойств, закономерностей? |
– делитель увеличивается, значит, частное будет уменьшаться; – закономерность; – применить свойство |
||
4. Создание проблемной ситуации – Ну тогда попробуйте все числовые
выражения заменить одним общим выражением (возникновение проблемной ситуации). (Выход к учебной проблеме через побуждающий диалог) |
– помогают быстрее решить примеры (молчат) – мы не знаем как несколько выражений записать одним |
||
– Внимательно посмотрите на выражения. – В них есть что-то общее? – Тогда почему вы не можете записать выражение? – То есть он (делитель) какой? – Как в математике называют такие величины? (меняются, не постоянные,…) – Молодцы! Так какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы) – Верно, ребята, это и есть учебная задача нашего урока. |
– да, делимое 12 – делитель меняется – изменчивый – переменные – как с помощью переменной записать несколько выражений одним? (Учебная проблема как вопрос) |
||
5. Поиск решения – Итак, наша помощница сегодня – переменная. (Побуждение к гипотезам) – Кто пойдет к доске? К доске пойдет……. (Дети выходят к доске, предлагают свои варианты записи выражения, я записываю их имена). Идет обсуждение предложенных выражений. – Сформулируйте общий признак всех выражений. (Подсказка к решающей гипотезе) |
– делимое 12, делитель меняется. Значит все выражения записываем в виде частного числа 12 и переменной величины, которую можно обозначить любой буквой (решающая гипотеза) | ||
– А может ли вместо буквы быть число 2? – А число 5? – Почему? – Но ведь у нас и делителя 2 нет в выражениях – Так что же нам нужно обязательно указать? (Подсказка к решающей гипотезе) |
– да – нет 12 не делится на 5 – надо указать, какие значения может принимать эта буква (реш. гипот.) |
||
– А как нам записать какие значения может принимать наша переменная? – Как перечислить? Вспомните математическую разминку. Как вы записывали трехзначные числа? (Подсказка к решающей гипотезе) – Можно нам значения делителей записать множеством? – Запишите в тетрадь выражение с переменной 12:а, а ϵ (1,3,4,6,12) – Найдите значения выражений для первых двух значений переменной – Молодцы! А теперь вернемся к записи на доске. Как все предложения записать с помощью одного предложения? (Побуждение к гипотезам) – Какие значения принимает переменная в? |
– перечислить – множеством – да, можно а =3, 12 : 3 = 4 – к доске пойдет ... (Оля, Диана…) – к доске пойдет в, в ϵ (Оля, ) (решающая гипотеза) |
||
– Попробуйте сказать общими словами как составить выражение
или предложение с переменной? 12 : а |
1. Найти и записать неменяющуюся часть 2. Переменную обозначить буквой 3. Записать множество значений переменной (открытие новых знаний) |
||
Составление опорного сигнала – Ребята, попробуйте записать опорными словами порядок составления выражений или предложений с переменной (Постоянная часть |
|||
6. Первичное закрепление № 1, с. 65 – Что известно? |
– постоянная часть, переменная – множество значений – нет |
||
– Почему? | – могут быть только те, которые обозначают названия предметов, которые можно положить в портфель – нет |
||
– Например? А телевизор? Почему? – Запишите множество значений переменной № 7, с. 66. С комментированием, с записью |
|||
7. Самостоятельная работа в парах – Ребята, возьмите карточки. Замените данные выражения одним выражением с переменной, используя опорные слова. Обратитесь, кто встретил затруднение. Проверка. С каждого ряда выходит ученик, прикрепляет карточку к доске, объясняет, ребята сверяются, исправляют ошибки. |
|||
8. Включение нового в систему знаний и повторение – № 14, с. 67 – Как назовем неизвестное? – Может ли быть несколько значений переменной? Почему? – Решаем 2 столбик. 1 ряд – 1 ур-е, – по 1 ученику у доски. Проверка. Оценивание. |
– это равенство с неизвестным – переменная – найти значение переменной, при которой равенство будет верным, т.к. будет только одно значение, при котором равенство будет верным |
||
9. Рефлексия деятельности/b> – Что узнали нового на уроке? |
– познакомились с переменной, научились заменять несколько выражений одним, учились записывать множество значений к выражениям и предложениям | ||
– Правильно, как вы думаете справились мы с учебной задачей? – На следующих уроках мы продолжим работу с переменной. Д/з с. 65, №3, № 5, №6. В № 6 проявите свое творчество, кому будет трудно, посоветуйтесь с родителями. Спасибо за работу, урок закончен. |