Вид урока: интегрированный урок.
Тип урока: повторения и закрепления полученных знаний.
Применяемая технология обучения: информационная технология.
Цель урока:
Образовательные:
- Закрепить и повторить действия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
- Показать взаимосвязь математики с другими предметами
Развивающие:
- Развитие математической речи
- Развитие у учащихся самостоятельности
Воспитательные:
- Познакомить детей с праздником Святого Николая Чудотворца
- Развитие сотрудничества при работе в парах
- Развивать у учащихся интерес к истории своей Родины
- Воспитывать детей на примере исторических событий из жизни русского народа
- Привить интерес к математике посредством включения в урок информационных технологий
Оборудование и материалы урока:
- Интерактивная доска
- Урок-презентация на электронном носителе (и на бумаге)
- Карточки для работы в группах
- Комплект карточек на выполнение сложения и вычитания дробей
- Карточки для самостоятельной работы
- Карточки красного, зеленого и желтого цветов
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная, работа в парах, индивидуальная
План урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление темы урока, цели.
III. Повторение изученного материала (отгадывание кроссворда).
IV. Знакомство с праздником Святого Николая Чудотворца:
- Индивидуальная работа по карточкам
- Исторические сведения о Николае Чудотворце
- Физкультминутка
- Классификация задач на дроби (работа в парах)
- Решение уравнений
- Работа с комплектом карточек
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
VII. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, цели. Слайд 1.
Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы “Сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями”. А урок необычный, мы поговорим о месяце декабре и о праздниках, которые отмечаются в этом месяце.
3. Повторение изученного материала. Слайд 2.
- В народе по-разному называют месяц декабрь. Чтобы узнать одно из названий месяца, нужно отгадать кроссворд:
- Число, стоящее над дробной чертой.
- Число, стоящее под дробной чертой.
- Геометрическая фигура, каждая точка которой равноудалена от одной точки.
- Часть плоскости, ограниченная окружностью.
- Дробь, числитель которой меньше знаменателя.
- Каким арифметическим действием можно заменить дробную черту.
- Преобразование, при котором числитель и знаменатель умножают или делят на одно и то же число, отличное от нуля.
Слайд 3. Еще одно название декабря вы узнаете, выполнив следующее задание:
Дополните дроби до единицы
Слайд 4. Хмурень - полученное название месяца декабрь.
IV. Знакомство с праздником Святого Николая Чудотворца.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Слайд 5,6,7.В декабре отмечается много праздников. 19 декабря, День Святого Николая..., а чтобы узнать полностью название праздника, надо выполнить следующее задание и сопоставить полученному результату букву (задание у каждого на парте) Приложение1.
Проверка индивидуальной работы. Слайд 8.
2. Исторические сведения о Николае Чудотворце. Слайд 9,10.
День Святого Николая Чудотворца является одним из главных праздников декабря по церковному календарю. Николай родился очень давно, около 280года. По совету своего дяди, он стал священником.
Благодаря многочисленным легендам известно, что он отличался любовью и состраданием к людям, помогал нищим и обездоленным, раздавал все получаемые деньги. Он делал добро не напоказ, а для того чтобы порадовать приятной неожиданностью. Поэтому его называют чудотворцем.
Существует легенда, которая рассказывает о том, как однажды ночью, укутавшись темным плащом, Николай трижды подбрасывал мешки с золотом бедному человеку, который не мог без приданного выдать замуж трех своих дочерей.
Отсюда появился обычай тайно делать детям подарки. История эта видоизменилась и стало считаться, что Святой Николай подбрасывал золото не через окно, а через печную трубу. Поэтому дети стали на ночь ставить свои башмачки или вешать чулки у каминов, чтобы в них попадали подарки.
Но в 16 веке было запрещено делать подарки в День Святого Николая. Но к этому времени праздник стал настолько популярным, что люди стали праздновать его тайно, а имя святого стали произносить по-другому.
Выполните задание и узнаете, как стали произносить имя Святого Николая.
3. Физкультминутка. Слайд 11.
4. Классификация задач на дроби. Слайд 12
Прочитать задачи и разделить их на 2 группы.
1. Геологи прошли маршрут длиной 75 км. В 1-й день они прошли всего маршрута, а во 2-й день всего маршрута. Какой путь прошли геологи за эти 2 дня?
2. В классе 30 человек, которых девочки. Сколько девочек в классе?
3. Во время ремонта квартиры за укладку паркета было уплачено 41516 рублей, что составляет всей стоимости ремонта. Сколько денег было потрачено на ремонт квартиры?
4. Две окружности имеют общий центр. Радиус одной окружности - 5 см, и это составляет диаметра второй окружности. Начертите эти окружности.
Слайд 13. Решение задачи 1. (Ответ: 21)
5. Решение уравнений. (На экране показывается решение и в результате появляется как стали произносить имя Святого Николая - Санта-Клаус) Слайд 14
y-=
-x=
Слайд 15. Изображение Санта-Клауса
6. Работа с комплектом карточек.
Ученикам раздается комплект, состоящий из карточки с примерами(3-на сложение, 3-на вычитание) и 6 карточек с дробями. Приложение 2
Школьники выполняют действия, находят карточку и размещают ее на соответствующем примере. Если все задания выполнены верно, получится картинка - Дед Мороз. Слайд 16.
Подведение итогов.
VI. Домашнее задание. Слайд 17.
Какие они “заморские Деды Морозы” и где они обитают?
VII. Рефлексия. Слайд 18
(У каждого на столе три кружочка разного цвета: зеленый - урок понравился, красный - урок не понравился, желтый - урок обычный. Ученик, выбрав один кружок, кладет его в конверт соответствующего цвета, приколотый на доске).