Туристические походы как средство развития речи у дошкольников с ОНР

Разделы: Логопедия


“Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческие мысли. Наполняет слово индивидуальными переживаниями. Почему человек в годы детства овладевает столь большим количеством слов родной речи? Потому что перед ним в этот период впервые открывается красота окружающего мира. Потому что в каждом слове не только смысл. Но и чувствует тончайшие оттенки красоты”, - так писал В.А. Сухомлинский.

Возможность почувствовать тончайшие оттенки красоты родной природы, неповторимой в каждое время гола, дают туристические походы.

На территории нашего города Каменска-Уральского по берегам рек Исеть и Каменка расположены первозданные хвойные и смешанные леса. В лесах произрастают сосны, ели, берёзы, клёны, осины, липы. Для воспитанников логопедической группы в осенниe и весенние периоды под руководством воспитателя по физической культуре организуются туристические походы в лесопарковые зоны.

Свежий воздух, солнечные лучи, стройные деревья, величественные скалы, птичьи голоса, ароматы трав и цветов, дуновения ветра, шелест трав, треск веток, всплеск и журчание воды, зелёный цвет листвы способствуют расслаблению, душевному спокойствию, эмоциональной уравновешанности. На природе осуществляется наиболее полный выход чувственной энергии детей. Ребёнок освобождается от комплексов. Таким образом, создаются благоприятные условия для решения коррекционных задач.

Во время туристических походов “дары природы” помогают развивать ручную моторику и дыхательные функции.

Рисунок 1

Рисунок 2

Шишки, орешки, лесные ягодки, хвойные иголочки несут живую энергетику. Живая энергетика благотворно влияет на биологические процессы, протекающие в организме дошкольника. Сосновые, еловые шишки применяются для массажа. Из камней, частей прутиков, хвоинок выкладываются дорожки и фигурки: “Помоги зайчишке убежать от лисицы”, “Каменный ручеёк”, “У кого дорожка длиннее”, “Каменное солнышко”. Чем камешек и прутик мельче, а хвоинка тоньше, тем эффект их применения выше.

Ну а листья берёзы, клёна, осины - отличные дыхательные тренажёры.

Туристические походы способствуют обогащению сенсорного опыта за счёт освоения разных способов обследования предметов. Ребёнок может рассматривать предмет со всех сторон, наблюдать, как он двигается, услышать, какие звуки издаёт при движении, потрогать, понюхать, а иногда и попробовать. Решая проблемные ситуации, устанавливает взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе. Таким образом, создаётся целостная картина восприятия окружающего мира.

Рисунок 3

Одновременно происходит уточнение, активизация и обогащение словаря. Ребёнок называет предметы, явления, их действия. В словесной форме передаёт свои ощущения, сравнивает, рассуждает, доказывает. При этом широко использует синонимы и антонимы существительных, прилагательных, глаголов; приставочные глаголы, спрягает глаголы, изменяет их по временам; сравнительные степени прилагательных и наречий, предложно падежные конструкции, наречия, причастия, все разряды местоимений. Дети оттачивают навыки словообразования и словоизменения. Фраза состоит из простых распространённых, сложно-сочинённых, сложноподчинённых, безличных, неопределённо-личных, определенно-личных предложений.

Ходили-бродили, шагали, топали, гуляли. Наблюдали-изучали. Устали- утомились, притомились. Увидели - приметили, заприметили. Листья опадают, осыпаются, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят. Шершавый - гладкий. Твёрдый, упругий – мягкий. Редкий – густой, дремучий. Высоко – низко. Старое – молодое. Толстый – тонкий. Длинная – короткая. Трухлявый – крепкий. Тоньше, выше, крепче, выносливее, стройнее, тише. Стройнейшее, высочайшее, приятнейший. Игра “Назови ласково” (дерево стройное, а деревцо – стройненькое; кусты низкие, а кустики – низенькие). “Дополни предложение” (У сосны иголки длинные, зелёные…….. . У клёна листья красивые, резные….. .) “Исправь ошибку” (предлоги). Игра “Прятки” (предлоги). Красноватые, желтоватые, сероватые. Сначала спускаетесь по тропинке к реке. Затем идёте вдоль реки по течению. Наберу полный кузовок ягод. За лесными красавицами ухаживают. Их оберегают от пожаров. В лесу тихо. Светает. Темнеет. Легко дышится. Нам приятно. Хочется вернуться обратно.

Развиваются наблюдательность, усидчивость, любознательность.

“Поэтическое творчество становится обычным явлением в духовной жизни детей лишь тогда, когда воспитатель открывает красоту окружающего мира и красоту слова”, - отмечал Василий Александрович Сухомлинский.

Непосредственное общение с природой во время туристических походов развивает поэтическое творчество и фантазию через образность (Почему говорят: “сосенки – сестрёнки. Ель – лесная красавица. Осина дрожит. Золотая осень. Багряный лес. Рябина надела красные бусы. У берёзы белый сарафанчик. Распустила косы. Кудрявая берёза. Трава шепчет. Где ягода выросла, там она и красна. В одиночку не одолеешь и кочку”.

Ребятам легче отгадывать загадки, сочинять сказки, придумывать истории. Вот что говорил Сухомлинский В.А. по этому поводу: “Создание сказки – один из самых интересных видов поэтического творчества. Вместе с тем, это важное средство умственного развития”.

По возвращению в детский сад ребята сочиняют сказки “Лесная сказка”, “Приключение жёлтого листика”, “Как маленький жучок путешествовал”, “Лесная кладовая”, “В гостях у Берендея”.

Приключение жёлтого листика

Жил-был маленький листочек. Всё лето он прошелестел рядом со своими братьями. Но вот наступила осень. Листочек неожиданно пожелтел. А одним утром подул ветер, и листочек оторвался от веточки. Листочек успел крикнуть: “До свидания-я-я!”, и полетел вниз. Но он упал в ручей и поплыл. Вода холодная. Свернулся листочек в трубочку. Но не согрелся. Листочек попрощался с жёлтой травкой, с жучками. Потом коснулся берега ручья и уснул.

В гостях у Берендея

Однажды ребята пошли в лес. Вдруг они услышали: “Здравствуйте дети. Зачем вы пришли ко мне?”. “А кто это говорит?”,- спросили ребята. “Это я, Берендей – лесной царь”. “Тогда мы пришли к тебе в гости” - сказали дети.

Как хорошо в лесу! Деревья большие и стройные. Кусты пушистые. Травка мягкая. А на поляне много ягод. “Это всё твоё богатство, Берендей?”, - спросили ребята. А Берендей отвечает: “Вы можете любоваться моим лесом. Но ничего не ломать. Тогда я разрешу вам приходить ко мне в гости”.

Лесная сказка

Жил-был старичок Лесовичок. Отправился старичок на прогулку по лесу. Топает Лесовичок по дорожке, а ягодки ему кланяются и говорят “Скушай нас - мы такие полезные и вкусные”. Зайка мимо пробежал: “Привет, дружок. Куда идёшь?”. “Да так, отправился на прогулку”, - ответил старичок. “Возьми меня с собой?”, - просит зайка. Пошли они на прогулку дальше. Белка с ветки им кричит: “Угощайтесь орешками”. А медведь их угостил мёдом.

Свои впечатления дети отражают в рисунках, аппликации из листьев.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Красота природы не только обостряет восприятие и пробуждает творческие мысли, но и ускоряет процесс автоматизации звуков. На природе лучше запоминаются стихотворные тексты.

Берёзка (“р”- “л”, “с”-“з”)

У красы берёзки
Платье серебрится.
У красы берёзки
Зелены косицы.
Со двора к берёзке
Выскочили козы,
Стали грызть берёзку.
А берёзка в слёзы.
Защищать берёзку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса берёзке
Выросла большою.

В жаркий день (свистящие)

Пьёт из чашечки жучок,
Колокольчиковый бок.
Пьют весёлые букашки
Сок пахучий из ромашки.
А нарядный мотылёк
Земляничный любит сок.
Сока хватит всем в лесу!
Угощает шмель осу:
- Вот вам два стаканчика
Сок из одуванчика.

Осень (“р” - “л”)

Вот уж с веток листья облетели.
Дождь с утра, и в тучах неба просинь.
В огороде овощи поспели ….
По приметам видно – это осень.

Одуванчик (“ч” - “ц”)

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.

Репей (“р” - “рь”)

Сказал репей:
- Я верный друг.
Об этом знают
все вокруг!
И помнят,
Между прочим,
Что я 
Привязчив очень!

Одуванчик (шипящие – свистящие)

Стоит он у стёжки
На тоненькой ножке,
Гордится обновой -
Шапкой пуховой.
Померить ту шапку
Жуку захотелось,
Едва прикоснулся,
Она разлетелась.

В лесу (C)

Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: - Спа-си-бо!
И лес отвечал нам:
"Спасибо! Спасибо!"
Потом вдруг качнулся,
вздохнул … и молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.

Листопад (“C” - “Ш”)

Листопад?
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
- Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!

Во время туристических походов в лесопарковую зону становятся понятнее и легче отрабатываются скороговорки.

Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.

Дятел дуб долбил
Да не додолбил.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу любит.
Волчата ворчат,
Медвежата визжат,
Ежата лежат,
Бельчата молчат.

Шелест шелестит листвой.
Шёпот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
“Тише, тише…..” -
Слышно мне.

Таким образом, туристические походы имеют не только оздоровительный эффект, развивают бережное отношение к природе, любовь к родному краю, личностных качеств, но и представляют возможности для развития речи дошкольника.