Приоритетным направлением детского сада «Золотой петушок» является социально-личностное и физическое развитие дошкольников. В соответствии с Уставом, образовательной программой, содержание дошкольного образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад «Золотой петушок» определяется комплексной программой «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой.
Логопедические группы МКДОУ «Детский сад «Золотой петушок» осуществляет системный подход в решении проблем, связанных с общим недоразвитием речи дошкольников, учитывая требования «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т. Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, адаптированной с учётом регионального компонента.
Основной формой организации учебно-коррекционной работы учителя-логопеда в логопедической группе являются фронтально-подгрупповые занятия. Каждый учитель-логопед четко определяет цель занятия, подбирает речевой материал, соответствующий теме занятий, возрасту детей и уровню их речевого развития, использует приемы, которые способствуют достижению коррекционных целей. При подготовке к занятию педагоги подбирают конкретную игровую тему, что позволяет быстро наладить контакт с детьми, установить обстановку доброжелательности и стимулировать речевую активность. Часто используется сюжетно-тематическая организация занятий, тщательно отбираются виды и формы творческой работы. В Приложении 1 представлен перспективный тематический план работы в подготовительной к школе группе.
На занятиях учителя-логопеды проводят
скрупулезную работу по постановке звуков, уделяя
внимание развитию мимики лица, подвижности
артикуляционного аппарата, используют на
занятиях карточки с заданиями, позволяющие
ребенку в доступной и интересной форме усвоить
теоретические и практические умения. Кроме того,
много внимания уделяется общему развитию
ребенка, прививается интерес к обучению.
На подгрупповых занятиях дети со сходными
речевыми нарушениями объединяются. С ними
проводится работа по автоматизации звуков,
расширению словаря, развитию связной речи. В
каждое занятие на развитие
лексико-грамматических форм языка включаются
задания на формирование психофизической сферы
детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на
развитие мелкой и общей моторики, голосовые и
дыхательные упражнения, игры на внимание. Все
задания объединяются одной лексической темой.
Преимущество такой формы организации занятий в
том, что подгрупповые занятия обеспечивают более
тесный контакт каждого ребёнка с педагогом, что
помогает осуществить индивидуальный подход к
каждому ребёнку, учитывать специфические
особенности, которые зависят от характера
диагноза. В Приложении 2
приведены примерные образцы планов
индивидуально-подгрупповой работы для детей
старшего возраста.
Список литературы:
- Система коррекционной работы. Нищева Н. В. – Санкт-Петербург, 2001.
- Фонематика. Дурова Н. В. – Москва, 2002.
- Волшебный мир звуков и слов. Пожиленко Е. А. – Москва, 2001.
- Артикуляционная гимнастика. Пожиленко Е. А. – Санкт- Петербург, 2004.
- Логопедия. Смирнова Л. Н. – Москва, 2002.
- Научите меня говорить правильно. Крупенчук О. И. – Санкт-Петербург, 2003.
- Учим говорить правильно. Ткаченко Т. А. – Москва, 2001.
- Формирование грамматического строя речи. Арушанова А. Г. – Москва, 2005.
- Развитие фонематического слуха у детей. Колесникова Е. В., Москва, 2001.
- Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. Нищева Н. В. – Санкт-Петербург, 2007.
- Фонематическое восприятие. Ткаченко Т. А. – Москва, 2008
- Коррекция фонетических нарушений у детей. Ткаченко Т. А. – Москва, 2008.
- Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. О.С. Гомзяк. — Москва, 2007.
- Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. Быкова И. А.– СПб, 2005.