Перспективно-тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе

Разделы: Логопедия


Приоритетным направлением детского сада «Золотой петушок» является социально-личностное и физическое развитие дошкольников. В соответствии с Уставом, образовательной программой, содержание дошкольного образовательного процесса в МКДОУ «Детский сад «Золотой петушок» определяется комплексной программой «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой.

Логопедические группы МКДОУ «Детский сад «Золотой петушок» осуществляет системный подход в решении проблем, связанных с общим недоразвитием речи дошкольников, учитывая требования «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Т. Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, адаптированной с учётом регионального компонента.

Основной формой организации учебно-коррекционной работы учителя-логопеда в логопедической группе являются фронтально-подгрупповые занятия. Каждый учитель-логопед четко определяет цель занятия, подбирает речевой материал, соответствующий теме занятий, возрасту детей и уровню их речевого развития, использует приемы, которые способствуют достижению коррекционных целей. При подготовке к занятию педагоги подбирают конкрет­ную игровую тему, что позволяет быстро наладить контакт с детьми, уста­новить обстановку доброжелательности и стимулировать речевую активность. Часто используется сюжетно-тематическая организация за­нятий, тщательно отбираются виды и формы творческой работы. В Приложении 1 представлен перспективный тематический план работы в подготовительной к школе группе.

На занятиях учителя-логопеды проводят скрупулезную работу по постановке звуков, уделяя внимание развитию мимики лица, подвижности артикуляционного аппарата, используют на занятиях карточки с заданиями, позволяющие ребенку в доступной и интересной форме усвоить теоретические и практические умения. Кроме того, много внимания уделяется общему развитию ребенка, прививается интерес к обучению.
На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой. Преимущество такой формы организации занятий в том, что подгрупповые занятия обеспечивают более тесный контакт каждого ребёнка с педагогом, что помогает осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывать специфические особенности, которые зависят от характера диагноза. В Приложении 2 приведены примерные образцы планов индивидуально-подгрупповой работы для детей старшего возраста.

Список литературы:

  1. Система коррекционной работы. Нищева Н. В. – Санкт-Петербург, 2001.
  2. Фонематика. Дурова Н. В. – Москва, 2002.
  3. Волшебный мир звуков и слов. Пожиленко Е. А. – Москва, 2001.
  4. Артикуляционная гимнастика. Пожиленко Е. А. – Санкт- Петербург, 2004.
  5. Логопедия. Смирнова Л. Н. – Москва, 2002.
  6. Научите меня говорить правильно. Крупенчук О. И. – Санкт-Петербург, 2003.
  7. Учим говорить правильно. Ткаченко Т. А. – Москва, 2001.
  8. Формирование грамматического строя речи. Арушанова А. Г. – Москва, 2005.
  9. Развитие фонематического слуха у детей. Колесникова Е. В., Москва, 2001.
  10. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. Нищева Н. В. – Санкт-Петербург, 2007.
  11. Фонематическое восприятие. Ткаченко Т. А. – Москва, 2008
  12. Коррекция фонетических нарушений у детей. Ткаченко Т. А. – Москва, 2008.
  13. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. О.С. Гомзяк. — Москва, 2007.
  14. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. Быкова И. А.– СПб, 2005.