Ключевые идеи.
Данный урок является продолжающим изучение этой темы. Большой объем понятий: коэффициенты, формулы дискриминантов и, в зависимости от них, формулы корней уравнения, виды уравнений – все это требует в максимально короткий срок научиться применять знания для решения уравнений. Достичь этого позволят новые подходы в обучении: четкое обозначение целей урока, озвучивание его этапов, работа в группах и парах, выбор стратегий, постановка вопросов, специальный подбор заданий, четкие критерии для самооценивания – это позволит ученикам развить навыки критического мышления, умение ставить вопросы и в диалоге отстаивать и обосновывать решение заданий, поможет развить чувство ответственности за результат обучения на уроке.
Этапы урока: теоретический этап, аналитический, практический и рефлексия – представлены в нетрадиционном виде: «подарок», «устрани ошибку», «свободный выбор заданий», «голосование точками», «телеграмма». На каждом этапе своя цель, критерии оценивания результатов. Каждый ученик работает с индивидуальным листом работы, где самостоятельно выставляет себе баллы, имеет инструкции для работы на каждом этапе, четкое распределение времени – все это развивает навыки самостоятельного обучения. Этому же служит формирующее оценивание или оценивание для обучения. С помощью такого оценивания ученик учится самостоятельно определять работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности.
На каждом этапе урока, за счет групповой формы работы, ученики в диалоге учатся строить свою учебную деятельность сравнивая, анализируя свои решения, идеи, с идеями и решениями своих одноклассников. Это одна из форм оценивания для обучения (формирующее оценивание). Подбор заданий и их форма способствуют развитию уровня мышления учащихся от низкого (знание, понимание, применение) к высоким (анализ, синтез, оценка). Такая структура урока позволит поменять сознание ученика от концепции «меня научат» к концепции «я научусь» – это является основной целью современных педагогических преобразований.
Оценивание результатов собственной учебной деятельности на каждом этапе урока позволит ученикам самостоятельно планировать работу по устранению ошибок.
Цели:
- Научиться решать квадратные уравнения с помощью формул дискриминантов и формул корней квадратного уравнения.
- Учиться принятию самостоятельного решения в выборе сложности задания, учиться обосновывать правильность своего решения.
- Учиться ответственности за оценивание решения своего товарища.
- Учиться работать в группе, выдвигать собственные идеи и анализировать идеи членов группы.
- Учиться по результатам промежуточного оценивания планировать дальнейшую самостоятельную учебную деятельность.
Результаты обучения:
- Умение решать уравнения с помощью формул дискриминантов и корней квадратного уравнения.
- Умения устанавливать связи между понятиями, выполнять сравнения и анализ решений и информации.
- Умения работать в группе, в диалоге отстаивать свои убеждения.
- Умения оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности одноклассников.
Домашнее задание | А.Н.Шыныбеков, «Алгебра 8», № 268 – 271; повторение №288 – 290. | ||
Домашнее чтение | А.Н.Шыныбеков, «Алгебра 8», стр. 68 – 71. | ||
Оснащение и оборудование | Тетради, ручки, стикеры, интерактивная доска, маркеры, раздаточный материал для решения заданий, индивидуальные листы работы по теме. Визуальное сопровождение урока в виде презентации. | ||
Действия учителя | Действия ученика | Методическое обоснование | |
1.Учитель
предлагает ученикам разбиться в группы по 4
человека, так, чтобы в каждой группе были ученики
с разной мотивацией и разным уровнем
успеваемости. Для этого каждому ученику
вручаются виды фруктов. Учитель заранее
продумывает, кому он вручит какой «фрукт», с
тем, чтобы в каждой группе оказались ученики с
разным уровнем успеваемости. (3 мин) 2.Учитель предлагает вспомнить
правила работы в группе 3.Учитель после вопроса о теме, которую начали уже изучать на предыдущем уроке, демонстрирует на интерактивной доске основные цели и задачи урока, раздает индивидуальные листы работы по теме, в которых названы этапы урока, цели и краткие инструкции по каждому этапу. 4.«Подарок» – этап урока, позволяющий
повторить необходимую теорию для решения
квадратных уравнений. Учитель раздает листы
бумаги для каждой группы, озвучивает задание
«написать два вопроса из теории по данной
темы в качестве «подарка» для другой группы». 5. «Устрани ошибку» – этап
урока, позволяющий работать учащимся в диалоге,
применять знания. На интерактивной доске
демонстрируется задание из пяти примеров,
решенных с ошибкой. Учитель озвучивает проблему:
«Обсудить в парах, затем в группе ответ на вопрос
« как рассуждал ученик, допустивший в этих
примерах ошибки». Записать правильное решение» 6. «Решение заданий разного
уровня» – этап практического применения
знаний. Ученикам в группе предлагаются на выбор
задания трех уровней (А, В, С). После решения
заданий ученики с заданиями одинакового уровня
из разных групп объединяются, выясняют, в
каких примерах не совпадают ответы, решают их
повторно. После принятия общего
решения, проверяют ответы с ответами на
интерактивной доске. Для учеников,
справившихся с заданием раньше, дополнительное
задание. На отдельных карточках. 7.Подведение итогов в форме обсуждения и ответов на вопросы «Можете ли вы сказать, что некоторые вопросы из зоны важности решены? Есть ли новые вопросы по теме? Можете ли вы оценить, как достигнуты цели урока вами?» 8.Рефлексия в виде «Телеграммы» и «Голосования точками». Учитель отмечает учеников, выставляет оценки, дает комментарии и советы. Благодарит учеников за активную работу. (5 мин.) |
1. Делятся на группы
(по 4 человека) по видам и фруктов.
3.Ученики осмысливают информацию, настраиваются на решение поставленных задач. Записывают информацию по дополнительному чтению и решению. По итогам домашней работы озвучивают вопросы для «Зоны важности».
5.Ученики в парах, а затем в группах обсуждают ответ на вопрос учителя, записывают правильное решение. Обсуждение идет от каждой группы по очереди с добавлениями от другой группы. Критерии оценивания: правильно названы причины ошибки, четыре балла
6. Ученики выбирают задание, которое им покажется более интересным или более приемлемым. Решают самостоятельно, у каждого ученика задания разные, разрешается обращаться за помощью в группе. По окончании ученики одного варианта из разных групп объединяются для проверки своих ответов; те задания, ответы которых не совпали, решают, проверяют вместе, каждый ищет ошибку и в своем решении и у товарища. Приняв общее решение, сверяют с ключом ответов учителя на интерактивной доске и выставляют себе баллы в листы оценивания.
7. Ученики обдумывают результаты работы на уроке, считают общие баллы (из 12). Анализируют успешные и неудачные шаги, планируют задачи для самостоятельной отработки.
8. На стикерах ученики выражают
собственную оценку в виде одного предложения,
наклеивают стикеры в одну из областей
концентрических кругов – чем ближе к центру –
тем больше достигнута цель. Слайд 10. |
1. Работа по теме требует
групповой организации, потому что в процессе
обмена мнениями ученики учатся высказывать свои
идей, слушать других, сравнивать, дополнять
ответы – тем самым выполняется повторение
теоретического материала.
2. Правила, выработанные самими учениками, являются критериями, которыми они будут сами руководствоваться для более успешной работы на уроке. 3. Четкие, конкретные, достижимые цели урока, сформулированные понятным ученику языком, являются предварительным планированием результатов обучения. Формулировка вопросов «зоны важности» – устная форма обратной связи как критическая оценка результатов деятельности на предыдущем уроке. 4. Ученики повторяют важные понятия, определения, формулы, тем самым проверяются низкие навыки мышления: «знание и понимание». Учитель перед оцениванием спрашивает «Какая цель была на этом этапе?», после ответа предлагает оценить свою работу из трех баллов с точки зрения достижения цели на этом этапе.
5. Задание такого типа учит учеников сравнивать, искать причины и следствия, развивая тем самым навыки исследовательской работы и аналитический уровень мышления. Обсуждение в группе является двусторонним процессом, оно позволяет ученикам выражать собственное понимание темы, аргументировать собственные идеи; учит принятию идей другого ученика, уважению к мыслям другого человека.
6. Кроме решения основной обучающей задачи – решение уравнений, ученики развивают навыки самооценивания и работы в сотрудничестве. Выставление баллов самостоятельно является на этом этапе оцениванием для обучения, когда ученик четко выделяет зоны успешности и проблем.
7. На этом этапе важно отметить все хорошие моменты урока и похвалить учеников за активную работу на уроке – это один из важных моментов внешней мотивации. Так же возможны рекомендации учителя, советы, комментарии – это помощь ученикам в планировании дальнейшей самостоятельной работы.
8. Письменная форма обратной связи важна не только учителю, ученики, прочитав телеграммы одноклассников, мысленно сравнивают, сопоставляют свои высказывания с высказываниями одноклассников, делают выводы. Это тоже является одной из форм формирующего оценивания. |