Ученые утверждают, что «сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п.». С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Венгер Л.А. считает, что: «Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства».
Совершенно очевидно, что для полноценного развития ребенка младенческого возраста недостаточно осуществлять только гигиенический уход и кормление. Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.
В моменты бодрствования ребенка взрослые разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть и не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений, оживленных движений рук и ног.
Научившись следить за предметами, малыш самостоятельно может подолгу рассматривать рисунок ковра, висящего на стене, посуду в серванте, рисунок на шторах и т. п., следить за входящей и выходящей из комнаты матерью. Нужно обратить внимание на то, как он прислушивается к голосам взрослых, звучащей мелодии, улыбается, услышав знакомый голос или увидев радостное лицо кого-либо из близких людей.
Общаясь с малышом, взрослый должен помнить, что его задача – научить ребенка с самого раннего возраста быть активным, относительно самостоятельно добывать интересующую его информацию. Поэтому необходимо соблюдать золотое правило – не делать за ребенка того, что он сможет сделать сам. Одним из условий успешности проводимой работы является грамотная организация пространства бодрствования ребенка. Нельзя заниматься с ребенком там, где он спит. Источник света не должен мешать малышу рассматривать окружающее, он должен находиться за головой младенца.
В раннем возрасте у ребенка при целенаправленном обучении выявляются следующие возможности:
Двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами.
– В 3 недели ребенок внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый, и т. д.
– В возрасте одного месяца дифференцированно реагирует на веселую и грустную мелодии: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии,
– В возрасте от 20 дней дети уже могут различать многие цветовые тона, предметы разной величины и формы,
– С полутора-двух месяцев дети впервые начинают практически действовать с предметами и постигать значение их свойств.
Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.
Около 2,5 месяцев малыш начинает активно захватывать предметы. С этого момента необходима целенаправленная работа по развитию движений, успешность которой во многом будет зависеть и от обстановки, в которой находится малыш. Его следует окружить разнообразными, соответствующими возрасту предметами, игрушками, постепенно переключая его внимание со взрослых на предметы. В противном случае, даже при изобилии внимания со стороны взрослых, должный развивающий эффект не будет достигнут. Венгер Л. А. утверждает, что своевременное развитие движений рук способствует и формированию общих движений. Научившись брать игрушки, ребенок стремится взять не только те, которые находятся непосредственно в поле досягаемости, но и неподалеку от него.
Накопление чувственного опыта при ознакомлении малыша с цветом, формой, величиной предметов обозначают накопление сенсорных впечатлений. Это важнейший раздел развивающей работы, так как именно эти впечатления способствуют последующему формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.
Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствуют, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.
Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего – после кормления, когда ребенка ничто не беспокоит.
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ
Игра «Красочные ленточки»
Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения у ребенка.
Оборудование: Несколько ленточек разных цветов.
Описание. Возьмите ручку ребенка в свою руку. Обмотайте пальчик ребенка ленточкой. Этот пальчик можно вложить в другую его руку. Малыш должен ощупывать незнакомый ему предмет.
Внимательно следите затем, чтобы пальчики ребенка не запутались в ленте. Эта игра подойдет детям в возрасте 6,5–7 месяцев.
Игра «Крепыш»
Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения у ребенка.
Оборудование: Специального оборудования не требуется.
Описание. Когда ребенок лежит в кроватке, потихоньку подойдите к нему и вложите свой пальчик в его ручку. Малыш должен крепко схватить ваш пальчик.
Постарайтесь малыша не испугать его.
Игра «Разные игрушки»
Цель: Развить координацию движений, улучшить восприятие цвета у ребенка, а также развить мелкую моторику рук.
Оборудование: Несколько игрушек разных форм (кубик, мяч и т.п.).
Описание. Положите ребенка в кроватку на бок. Перед ним разложите игрушки. Если ребенок не проявит интереса к игрушкам, продемонстрируйте ему их действия (возьмите в руки, покрутите ими перед малышом). Ребенок обязательно будет стараться взять в руки игрушки и рассмотреть их.
Эта игра понравится детям с 5-месячного возраста.
Игра «Квадратики, треугольники»
Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, а также научить ребенка различать предметы разных форм.
Оборудование: Кубик, треугольник и маленький мячик.
Описание. Разложите перед ребенком подготовленные предметы. Он должен по очереди брать в руки эти предметы и рассматривать их.
Лучшего всего использовать предметы разных контрастных цветов. В первые месяцы жизни можно вкладывать эти игрушки в руку ребенка.
Игра «Оторви ленту»
Цель: Развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, мышление у ребенка, а также научить ребенка контролировать действия своих рук.
Оборудование: Прищепки и яркие ленточки (также можно использовать небольшие игрушки).
Описание. Над кроваткой ребенка укрепите на прищепках ленты. Покажите, что эти ленты можно легко снять. Ребенок будет постепенно снимать ленточки и рассматривать их.
Аналогичным способом можно снимать игрушки.
Игра «Шерстяные нитки»
Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также цветовое восприятие у ребенка.
Оборудование: Небольшие клубки разноцветных шерстяных ниток.
Описание. Разложите перед ребенком разноцветные клубки ниток. Малыш будет по очереди брать в руки нитки и рассматривать их.
Следите, чтобы ребенок не запутался в этих нитках.
Игра «Интересная ниточка»
Цель: Развить мышление у ребенка, улучшить координацию его движений.
Оборудование: Несколько игрушек и длинная красочная лента.
Описание. Покажите ребенку одну или две игрушки. Прикрепите к ним ленты и спрячьте их на глазах у ребенка. Спрятать игрушки можно, например, под диван. Положите игрушку так, чтобы ребенок не мог ее достать рукой, а ленту положите на видное для ребенка место. Если ребенок сразу не сообразит, что игрушки надо доставать, потянув за ленту, то покажите ему, как это можно сделать. Если ребенок с легкостью справился с поставленной задачей, попробуйте класть различные предметы, с помощью которых можно доставать игрушку, например, небольшую палочку.
Игра «Подушечки»
Цель: Развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения.
Оборудование: Несколько разноцветных подушечек, наполненных разнообразными материалами.
Описание. Малыш играет с подушечками из различных тканей, наполненные различным предметами различной формы (горох, фасоль, пуговицы и др.). Подушечка, на которой нашиты всевозможные пуговички, кнопочки и др. способствует развитию тактильных ощущений и тонких движений пальцев рук.