Консультация для родителей "Подготовка к школе детй с нарушением речи"

Разделы: Логопедия


Отмечается рост числа детей в начальной школе, страдающих дислексией и дисграфией.

Причинами являются :

1. Относительно короткий букварный период. Дети, которые пришли в школу неподготовленными, с задержкой речевого развития, должны наравне со всеми осваивать букварь в предложенном школьной программой темпе.
2. Как следствие, дети не усваивают звуко-буквенный анализ, в устной речи они пропускают звуки, переставляют звуки и слоги, недоговаривают окончания слов. И все эти ошибки затем отражаются на письме.
3. Преобладающий принцип усвоения материала на слух, тогда как известно, что дети, страдающие речевыми или иными нарушениями, не могут овладеть материалом лишь на вербальном уровне. Они воспринимают любой речевой материал с опорой на зрительный, тактильный, речедвигательный анализаторы.
4. Эти причины – результат недостаточной пропедевтической работы с дошкольниками.

Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы поступающие из мозга. Различают речь сенсорную – понимание того, что говорят другие, и моторную – произнесение звуков речи самим человеком.

Сенсорная и моторная речь осуществляется разными отделами мозга.

Итак, понимание смысла слов осуществляется мозгом.

Но и моторная речь – это прежде всего результат деятельности мозга, который является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, т.е.составляется программа, по которой должны действовать мышцы организма. Произнесение звуков речи требует координации движения губ, гортани, языка, участия полостей рта, носоглотки, дыхательных движений. Вся работа по формированию двигательных речевых программ происходит в зоне Брока.

Что касается анатомии, то около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет не меньшее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. Происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Первой формой общения были жесты. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Итак, тренировка пальцев рук – это мощный физиологический стимул развития речи детей. Ребенок инстинктивно стремится использовать этот фактор – он тянется ко всем предметам, пытаясь манипулировать ими.

В логопедических группах с детьми проводят гимнастику для пальчиков перед занятием ,в процессе игры, стоя, сидя... Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС.

Положительную роль в развитии мелкой моторики и речи играет театрализованная деятельность. Игры с куклами развивают ловкость и гибкость пальцева значит и речь. Существуют самые разные виды Кукольного театра «Би-ба-бо», «Театр овощей», «Театр ложек», «Театр мягкой игрушки», «Математический театр», «Театр конуса и коробок» и др.

В детском саду, особенно в логопедических группах, это – неисчерпаемый источник для творческого развития детей, где в увлекательной деятельности ненавязчиво и естественно развивается мелкая моторика и речь ребенка. Наши народные игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. до сих пор недостаточно оценены.

Они оказывают не только развлекательное , но и оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. И начинать эту тренировку следует с самого раннего детства. Тогда начальный школьный период будет легким, интересным и уверенным.