Сочинение-описание по личным наблюдениям "Ландыш"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Формировать умение строить речь в определенной композиционной форме.
2. Систематизировать собранный к высказыванию материал.
3. Продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания.
4. Обогащение словарного запаса
5. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, бережное отношение к природе.

Оборудование:

1. Альбомы “Ландыш с собранным материалом”.
2. Памятки для проверки сочинения.
3. ИКТ.

I.

– Здравствуйте. К нам пришли на урок гости. Давайте мы их поприветствуем. Поэтому у нас сегодня необычный урок.
– Но прежде, чем назвать тему урока, разгадайте кроссворд. (Презентация. Кроссворд.) Зачитывать загадки в порядке возрастания номеров.
– Слово – отгадка и есть тема урока. ЗАГАДКА

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.

– Мы будем сегодня писать сочинение об этом прекрасном подарке природы – ландыше.
– Я хочу вам рассказать одну интересную легенду.

Водяная царевна полюбила Садко. Случайно она узнала о верной его любви к простой девушке Любаве. Тогда царевна вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она ходила по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. И вдруг она увидела его среди стройных берез вместе с Любавой. Заплакала с горя царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Эти цветы люди стали называть ландышами.

Вот это растение. Цель нашей работы поделиться своими знаниями о ландыше с другими ребятами, мы им напишем письма – сочинения, а учителя передадут им их. Мы расскажем об этом цветке, попросим других ребят беречь его, объясним почему.

II. Подготовка к предстоящему сочинению.

– А ведь вы тщательно готовились к этой работе. Расскажите, где вы искали нужный материал? (Выставляются рисунки детей.)
– Вы читали какую литературу? (Художественную и научную.)
– Да, многие поэты и писатели часто обращались к этому цветку.
– Кто нашел материал о ландыше в художественной литературе? (Дети читают стихи о ландыше С.Маршака.)
– Давайте вспомним, кто еще какой материал нашел? Где? (В энциклопедиях.)
– Перед нами стоит задача описать красоту этого цветка.
– Что вы должны написать в своем сочинении? Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы, красоту, образные выражения о цветке.

1. Где растет растение?
2. Его внешний вид?
3. Его значение.

– Давайте вспомним, какие бывают виды текстов. (Повествование, описание, рассуждение.)
– Какой у нас будет текст? (Описание.)

III. Упражнения в распространении текста.

– Прочитайте текст на доске.
Ландыш растет. Он цветет. Трехгранный стебель. Листья овальной формы. Цветы как жемчужинки. Используют в медицине.
– Удачен ли этот текст?
– Почему нет?
– Сейчас мы распространим каждое предложение. (Добавим пояснительные слова к подлежащему (где растет ландыш?), уточним время, когда это происходит?) Какой цветок по форме?
Получились предложения:
– Ландыш растет в лесу, в тенистых местах. Он цветет в мае – июне. На тоненьком трехгранном стебле растут листья овальной формы. Цветы ландыша красивы. Они похожи на жемчужинки, колокольчики. Это растение используют в медицине. Ландыш занесен в Красную книгу. Берегите эти цветы.
Удачен ли этот текст?
- Вывод :
будем использовать второстепенные члены предложения

IV. Составление плана сочинения.

– Составим план.

1. Картинка, изображение леса.
2. Ландыш – изображение цветка.
3. Красная книга (изображение Красной книги).

– На обратной стороне пункты плана (ИКТ).

План:

1. Лес – колыбель ландыша.
2. Ландыш – цветок России.
3. Береги меня.

Словарная работа.

1. У меня на доске 2 столбика слов.

Листья – листочки
Лес – лесок
Корни – корешки
Ягоды – ягодки
Семена – семечки
Цветы – цветочки

– Слова какого столбика передают чувства? (2 столбик.)
– А какие встречаются в энциклопедиях? (1 столбик.)
– Давайте подберем другие слова к слову ландыш: цветок, растение, он.
– А какие глаголы мы будем употреблять в сочинении “Ландыш”?

Растет, обитает, появляется, цветет, распускается, произрастает.

Что можно сказать о листьях? Какие они по форме? (Овальные, продолговатые, остроконечные.)
– С чем можно сравнить цветы? (Жемчужины, бубенчики, колокольчики, лилии, горошинки.)
– Из-за своих красивых и душистых цветов ландыши люди стали рвать в больших количествах и ландыш внесен в Красную книгу, так как находится на грани исчезновения.
– Где используются ландыши? Значение этих цветов. (В медицине, в парфюмерии.)
– Вот это слова – помощники.
– Я тоже готовилась к этому уроку и нашла такой материал.
– Знаете ли вы, что у ландыша несколько названий. На севере его называют лесной лилией, на Волге – воронцом, на Смоленщине – лесным или собачим языком, на Дону – полевой черемухой. Берегите эту красу!
– В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, не спешите писать первые попавшиеся.

Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности предложений по смыслу, красочности в описании, грамотного написания.

– Сколько частей будет в сочинении? (3)
– Чтение памятки. (Как писать сочинение.)

V. Физкультминутка.

– А теперь напишем сочинение. (Под весеннюю мелодию Вивальди “Времена года“.)

VI. Итог (чтение готовых сочинений).

Как писать сочинение.

Памятка 1.

1. Соответствует ли содержание текста теме?
2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
3. Нет ли в тексте лишних слов, предложений, фактов?
4. Можно ли понять все изложенное слушателю, интересно ли оно?
5. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
6. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
7. Те ли слова отобраны для раскрытия тема? Хорошо ли построены предложения?

Памятка 2.

1. Проверь, не пропустил ли ты буквы?
2. Правильно ли написал безударные гласные?
3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
4. Не уверен – спроси учителя.