Цели:
- раскрыть характерные признаки класса ракообразных на примере речного рака;
- показать роль ракообразных в природе и практической деятельности человека;
- продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать особенности строения, жизнедеятельности животных;
- развивать основные приемы мыследеятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация и др.
Здоровьесберегающие задачи: активизация умственной деятельности; увеличение двигательной активности; предупреждение близорукости и нарушения осанки; снятие эмоционального напряжения в течение всего урока.
Оборудование: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Учеб. для общеобразоват.шк. – М.: Дрофа, 2008.; мультимедийный проектор; интерактивная доска; светофоры зеленые и красные (по числу учащихся), жетоны-рачки, жетоны сиреневого цвета, рисунки речного рака, паука-крестовика, муравья, карточки с названиями частей тела рака, задания для свидетелей, криминалистов, следователей (Приложение 3), волны с названиями органов пищеварительной системы, рисунок ”Зоошутка”, изображения лиц человека – веселого и грустного, карточки с изображением лица человека (по числу учащихся), учебный видеофильм «Класс Ракообразные»
Тип урока: комбинированный (с элементами игры), частично-поисковый.
ХОД УРОКА
Содержание | Здоровьесберегающеее сопровождение |
||||
1. Организационый момент (3 мин.) Я
рада всех вас видеть. Мне приятно, что все вы
здоровы. Улыбнитесь мне, посмотрите в глаза друг
другу и улыбнитесь. Садитесь. |
Положительная мотивация урока. Мимическая гимнастика. Ситуация успеха. Активизация умственной деятельности. Контроль осанки (в течение всего урока). |
||||
2. Проверка знаний о классификации
членистоногих (3 мин.) Учитель:
Особенности животных какого типа мы изучаем в
течение нескольких уроков? ЗАГАДКА
Учитель: к какому классу типа членистоногих относится рак? ЗАГАДКА
Учитель: к какому классу членистоногих относится муравей? ЗАГАДКА
Учитель: к какому классу членистоногих относится рак? |
Развитие внимания, памяти. Вхождение в учебную деятельность. Цветовая гамма. Поиск объекта. Переключение внимания. Поиск объекта. Переключение внимания. Поиск объекта. Переключение внимания. |
||||
3. Актуализация знаний о
ракообразных (1 мин.) Учитель: в
настоящее время известно около 30 35тыс. видов
ракообразных. Посмотрите на таблицу “Класс
ракообразные. Речной рак” и на рисунок на
странице 149 учебника, назовите, какие
ракообразные изображены на таблице (таблица на
смартдоске). |
Смена динамической позы. Работа в ближнем и дальнем диапазонах. Развитие внимания, наблюдательности. Переключение внимания. |
||||
4. Изучение нового материала (30
мин.) 1) Определение цели урока Сегодня на уроке мы познакомимся с
особенностями строения и жизнедеятельности
речного рака как типичного представителя
ракообразных, расширим знания о значении
ракообразных в природе и жизни человека. Учитель: предки современных
ракообразных были первые членистоногие, близкие
к трилобитам, которые обитали в воде. «Физминутка». Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 секунд. 2) Работа по ролям Учитель: поступило заявление с просьбой найти преступника. Кличка – “Тихий ужас”. О преступлении известно следующее: (текст на смартдоске)
Задача: составить фоторобот преступника, опознать, установить отличительные признаки и возможные связи. Учитель: Чтобы выполнить эту задачу, класс делится на 3 группы . 1 группа – свидетели (составляют фоторобот
преступника). Каждая группа получает лист с заданиями +(слайды ЦОР на смартдоске) 3) Особенности внешнего строения рака Учитель: составляем фоторобот преступника. Для этого нужно выйти к доске, назвать и показать части тела рака на таблице. Свидетели, кто готов помочь? Учитель: второй свидетель составляет словесный портрет преступника, выполняет задание №1. Задание №1. Используя карточки, с названиями частей тела рака заполнить кластер на ватмане (смартдоске)“Строение тела рака”. Учитель: есть ли усики у раков? (есть, 2 пары) Есть ли конечности на брюшке?(имеются только у высших раков) Почему речной рак имеет такое название? Учащиеся записывают в тетради схему
Гимнастика для глаз (при появлении утомления глаз) 1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз,
посмотрите направо и налево. 4) Регенерация конечностей Учитель: слово предоставляется следователям. В их руках оказалось важное вещественное доказательство – конечность рака (учитель показывает конечность рака). Задание №2. Рассказать о регенерации
конечностей, каким образом раки «теряют» свои
конечности (работа с текстом, раздаточный
материал), что такое «спасительное
самокалечение»? (Приложение 1)
5) Особенности внутреннего строения раков а) пищеварительная система (работа с ЦОР и текстом учебника) Учитель: мы составили внешний портрет
преступника, а теперь рассмотрим его внутреннее
строение. Послушаем криминалистов. Задание №3. Составить волну понятий “Строение пищеварительной системы”. Пока учащийся выполняет задание, учитель задает вопрос: ”Как питаются раки?”. Ученики записывают в тетради строение пищеварительной системы. рот ––> пищевод ––> желудок (жевательный и железистый) ––> кишечник ––> анальное отверстие Учитель: кишка у рака часто образует боковые выпячивания. Как вы думаете, для чего они нужны? б) дыхательная система. Учитель: при помощи каких органов происходит дыхание у пауков? у ракообразных? Ученики рассказывают, а учитель показывает органы дыхания по таблице в) кровеносная система. Учитель: откроем учебник на странице 147, рисунок “Строение ракообразных”. Рассмотрим кровеносную систему. Сейчас криминалисты нам расскажут, что собой представляет кровеносная система раков. Есть ли отличия в кровеносных системах рака и паука?
Учитель: какие функции выполняет кровеносная система у членистоногих? г) выделительная система. Учитель: что является органами выделения паука? речного рака? д) нервная система. Учитель: нервная система членистоногих сходна с нервной системой кольчатых червей. Но она имеет и свои отличия. Какие? “Эмоциональная разрядка» Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать “сы-ы-ы-р.”, а потом надавить на “хохотальную” точку — она на кончике носа и произнести “хохотальные” звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее.... 7) Значение ракообразных Учитель: мы составили фоторобот речного рака, осмотрели место преступления. Осталось осудить рака. Возникает вопрос: ”Так ли уж виновен речной рак? Может быть он приносит пользу человеку? ”. Вопрос: какое значение имеют ракообразные в природе? в жизни человека? Учитель: для того, что бы узнать какой
еще вред или пользу приносят ракообразные
откроем учебник на с.147 пункт “Значение
ракообразных» (комментированное чтение статьи).
|
Смена динамической позы. Переключение внимания. Постановка проблемы перед учащимися.
Помогает снять усталость
Снятие эмоционального напряжения (музыка).
Игровая ситуация. Переключение внимания.
Переключение внимания. Переключение внимания. Активизация умственной деятельности.
Работа в дальнем и ближнем диапазонах.
Переключение внимания, гимнастика для глаз.
Переключение внимания. Работа в ближнем диапазоне.
Активизация умственной деятельности. Переключение внимания.
Переключение внимания. Смена динамической позы.
Переключение внимания. Активизация умственной деятельности. Переключение внимания. Переключение внимания.
Активизация умственной деятельности.
Работа в ближнем и дальнем диапазонах. Переключение внимания. Активизация умственной деятельности.
Снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления. Переключение внимания. Переключение внимания. Смена динамической позы. Работа в ближнем диапазоне |
||||
5) Первичное закрепление Стр. 150 – выбери правильные утверждения. 6) Рефлексия Учитель: в начале урока я задала вам
вопрос. “Каковы отличительные особенности
ракообразных в связи с жизнью в водной среде?” |
Активизация умственной деятельности. Снятие эмоционального напряжения. Развитие внимания и памяти. Переключение внимания. |
||||
6) Задание на дом (2 мин.) изучить п.4. (Домашнее задание написано на доске.) Желающие могут выполнить дополнительно одно из следующих заданий: – создать свою зоошутку; Выставление оценок. – Урок окончен. Будьте здоровы. |
Работа в ближнем и дальнем диапазонах. Переключение внимания. Ситуация успеха. |