"Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщение  и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»;
    • применение знаний в  несколько изменённой ситуации;
  • Развивающие:
    • формирование умения осуществлять самоконтроль,  рационально планировать работу;
    • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • Воспитательные:
    • воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  • Карточка «Путевка» (Приложение 1).
  • Дидактический материал – Математическое лото (Приложение 2).
  • Дидактический материал – Портрет С.Стевина
  • Дидактический материал – Карточки с дополнительными заданиями
  • Дидактический материал – Тест

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Обобщение пройденного материала.
  3. Практическая работа.
  4. Историческая справка.
  5. Физ.минутка.
  6. Тест.
  7. Домашнее задание.
  8. Итог урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Задача этапа: организовать условия для благоприятного протекания учебного процесса. Включает в себя приветствие, определение отсутствующих, организацию внимания.
Сообщение темы урока, целей и задач урока.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну десятичных дробей. Всякое путешествие требует от участников выносливости, закалки и тренировки.
Каждый ученик получает путевку (Приложение 1), где должен оценивать каждый этап своего движения.

II. Обобщение пройденного материала

Задача этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

Разминка. Работа с сигнальными карточками.

Учитель задает вопрос, один ученик отвечает, а остальные учащиеся, если согласны с ответом, то поднимают зеленую карточку, если нет – красную.

1. Какие числа называются натуральными? Нуль натуральное число?
2. Какие числа называются десятичными дробями?
3. Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
4. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
5. Что показывает в десятичной дроби первая цифра после запятой?
6. Назовите  разряды десятичной дроби  1234,56789.
7. Как сложить десятичные дроби?
8. Как выполнить вычитание  десятичных  дробей?
9. Как сравнивают  десятичные дроби по разрядам?
10. Зачем нам понадобились десятичные дроби?
11. Как вы понимаете высказывание Цицерона:  «Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею»?  (Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять).

III. Практическая работа

Задача этапа: применить знания  в несколько изменённой ситуации.

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать»  и «Казнить нельзя, помиловать».
В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Незнайка попал под дождь и  в  его тетради  капли смыли все запятые в десятичных дробях. Давайте  поможем:

Задание № 1: поставить  запятые так, чтобы получить верные равенства

1)  32  + 28 = 6               3)  42 + 17 = 212                      5)  93 – 027 = 903
2)  736 – 436 = 3             4)  53 – 4 = 13                           6)  3 + 208 = 508

Задание № 2: расположить числа  в порядке возрастания

0,3       2,08      5,7     1,47      0,09     0,29    5,69     2,1      1,5

Учитель вывешивает правильные ответы,  и  ученики выполняют самопроверку.

Ответы:

Задания №1:

1)  3,2 + 2,8 = 6 3)   4,2 + 17 = 21,2 5)   9,3 – 0,27 = 9,03
2)  7,36  – 4,36 = 3 4)   5,3 – 4 = 1,3 6)   3 + 2,08 = 5,08.

Задания №2:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
0,09 0,29 0,3 1,47 1,5 2,08 2,1 5,69 5,7

IV. Историческая справка

Задача этапа: добиться повышения уровня осмысления изученного материала, отработать навыки  сложения и вычитания десятичных дробей.

Задание № 3.  Кто же придумал десятичные дроби?
В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и учёный. Выполняя математическое лото (Приложении 2), вы узнаете  его фамилию.
Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек помогут узнать зашифрованное слово.
Решение  в тетрадях с  последующей самопроверкой.
Сильные – самостоятельно, остальные ученики с помощью учителя.

Учащиеся получают фамилию Стевин, а  учитель показывает его портрет

Симон Стевин (1548-1620 гг.)

Задание № 4 (дополнительное):

1. Укажи рациональный способ решения.

Даны две суммы: 6,82 + 4,64 + 2,47 + 8,23  и  3,18 + 5,36 + 7,53 +1,77
Найдите сумму этих сумм.

Ответ: 40.

2. Найдите значение выражения:  (0,5 – 1/2) (16 – 2,54 – 3,46).

Ответ: 0.

V. Физминутка

Задача этапа: организовать физическую разминку.

Все ученики, стоя, вычисляют устно значения данных выражений и выполняют те
гимнастические упражнения, которые соответствуют полученным результатам.
Задания зачитываются учителем:

  • На сколько число 0,99 меньше 1?
  • Число 3,5 увеличьте на 0,4
  • К числу 5,45 прибавьте 0,1
  • Число 8,4 уменьшите на 0,2
  • От числа 6,33 отнимите 0,3
  • Сложить 0,5 и 0,05.

Результаты и соответствующие упражнения  (написаны на доске)

  • 3,9 – поднять правую ногу;
  • 0,55 – сесть за парту;
  • 5,55 – повернуться спиной;
  • 8,2 – присесть на корточки;
  • 6,03 – поднять руки вверх;
  • 0,01 – вытянуть руки вперед.

VI. Тест

Задача этапа: проверить  усвоение материала.

Задание №5

Вариант 1.

1. Вычислить:    2,83 + (7,35 + 8,77)

Варианты ответов:

а) 11,6             б) 18,95          в) 17,95          г) 16,195

2. Решить уравнение: 17 – х = 0,87

Варианты ответов:

а) 17,87           б) 1613           в) 16,27          г) 16,13

3. Решить уравнение:  х + 4,837 = 6,5

Варианты ответов:

а) 1,663           б) 1,737          в) 11,337        г) 4,772

4. Представить  число  25,6  в виде суммы двух чисел.

Варианты ответов:

а) 13,6 и 13    б) 12,1 и 12,5             в) 11,27 и 14,13         г) 13,135 и 12,465

5. Какое число не является результатом ни одного из действий:

1)  20,01 – 11,1          2)  49 + 17,8               3) 73 – 6,3

Варианты ответов:

а) 67,7             б) 66,8            в) 8,91            г) 66,7

Вариант 2.

1. Вычислить:    2,83 + (7,35 + 8,77)

Варианты ответов:

а) 11,6             б) 18,95          в) 17,95          г) 16,195

2. Решить уравнение:  45,6 – х = 13

Варианты ответов:

а) 32,6             б) 44,3            в) 58,6            г) 46,9

3. Решить уравнение:  8,7  +  х =   12,1

Варианты ответов:  

а) 20,8             б) 34                в) 3,4               г) 4,3

4. Представить  число  42,8   в виде суммы двух чисел.

Варианты ответов:

а) 31,8 и 12                б) 30,706 и 12,094     в) 32,3 и 10,4             г) 30,25 и 12,45

5. Какое число не является результатом ни одного из действий:

1)  30,02 – 16,2          2)  65 – 17,4               3) 21 + 26,3

Варианты ответов:

а) 13,82           б) 48,6             в) 47,3            г) 47,6

Ответы варианта1

1 2 3 4 5
б  г  а г а

Ответы варианта2

1 2 3 4 5
б а  в б б

Самопроверка и самооценивание.

VII. Домашнее задание

Задача этапа: сообщить о домашнем задании, мотивировать необходимость его выполнения.

№1263 (любые два примера)
дополнительно: Придумать задачу на  сложение и вычитание десятичных дробей, чтобы данные в условии соответствовали реальности.

VШ. Итог урока

Задача этапа: подвести итог урока, прокомментировать оценки.

Ученики заполняют путевку и подсчитывают свои результаты.

Учитель вместе с учащимися еще раз повторяют цель, которую ставили на уроке и проводят рефлексию.

1. Что нового вы узнали, чему научились, что вспомнили, повторили?
2. Чьи ответы вам понравились больше всего?