Цели урока:
- повторить и систематизировать знания, полученные в разделе “Предлог”;
- отрабатывать навык в употреблении изученных орфограмм;
- следить за соблюдением норм русского литературного языка;
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать интерес к изучению языка и научный подход к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор с экраном.
Ход урока
1. Орфоэпическая разминка. (Хоровое проговаривание вслед за учителем).
Каталог, ходатай, кашлянул, жалюзи, исчерпать, коклюш, корысть, закупорить, диспансер, позвонишь, торты.
2. Слово учителя.
Сегодня у нас завершающий урок по теме “Предлог”.Мы повторим и систематизируем знания, полученные в этом разделе, большое внимание уделим практической работе, проверим ваше умение употреблять предлоги в речи.
3. Индивидуальная работа у доски.(Из данного предложения выписать однородные дополнения вместе с предлогом, предлог разобрать морфологически.)
Родина – это ощущение счастья от её неба, её ветров, её людей, это ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего. (К.Г.Паустовский)
- Какой человек, на ваш взгляд, мог написать эти слова?
- Почему в предложении предлог один, а слов, к которым он относится, три?
4. Проверка домашней работы. Учащиеся должны были выписать из учебников истории, биологии, географии и др. предложения с производными предлогами.
Рассказать правила правописания производных предлогов. (За примерами можно обращаться к тетрадям с домашней работой).
5. Слово учителя.Говоря о предлоге, нельзя не сказать о том, какое место он занимает среди других частей речи.
Индивидуальное сообщение учащегося “Русский язык в цифрах”
В одном из словарей русского языка имеются таблицы, в которых отражено распределение 121304 (ста двадцати одной тысячи трехсот четырёх) слов по частям речи. При подсчёте обнаружено, что среди этих слов глаголов было 37319, существительных – 56332, прилагательных –24786, числительных – 117, местоимений – 93, наречий – 1916, предлогов –141, союзов – 110, междометий – 341, частиц –149.
Как видим, слов, являющихся самостоятельными, примерно в 300 раз больше, чем служебных.
Узнав эту цифру, можно сделать, например, такой вывод: “Если самостоятельных слов приблизительно в 300 раз больше, то и в речи они употребляются в 300 раз чаще, чем служебные”. Но такой вывод ошибочен.
Существует “Частотный словарь современного русского литературного языка”. В нем отобрано 2500 наиболее употребительных слов, т.е. слов, которые очень часто встречаются в речи. Данный словарь выделяет 50 наиболее часто употребляемых слов: и, в, на, не, он, я, что, с, этот, быть, а, весь ,они, она, как, мы, к, у, ты, за, тот, по, вы, но, из, о, свой, же, сказать, так, один, вот, который, наш, только, ещё, от, такой, мочь, говорить, для, уже, знать, да, какой, когда, другой, первый, ребята, чтобы.
Проанализировав этот материал, я пришла к выводу, что 48% в данной группе имеют служебные слова. Это означает, что в нашей речи почти половина используемых слов – служебные слова. Предлогу в ней отводится 22% .И это немало!
(Пока ученица читает сообщение, на экране проецируется некоторая трудно воспринимаемая на слух информация). (Слайды №2, 3)
6. Слово учителя. Итак. 22% нашей речи составляют предлоги. Как вы думаете, это много или мало? Конечно, много. А там, где много говорят, там часто и ошибаются. Возьмем синонимичные только на первый взгляд предлоги, служащие для выражения причинных отношений: из-за, вследствие, ввиду, благодаря. Ваша задача составить с ними и предложенными словами словосочетания.
На экране проецируются слова:
задержаться, авария;
отказаться, недостаток времени;
разлиться, прошедшие дожди;
победить мужество;
утеплить предстоящие заморозки;
научиться, настойчивость;
сделать, дружная работа;
остаться дождь. (Слайд №4)
Имейте в виду, что предлог из-за употребляют при указании на причину, препятствующую осуществлению чего-либо, предлог вследствие предполагает что-то уже случившееся, ввиду - что-то предстоящее, благодаря используется при указании на причину, благоприятствующую совершению чего-либо.
(Высветить через проектор подсказку:
Из-за – препятствие,
благодаря – помощь,
вследствие – случившееся,
ввиду – предстоящее. (Слайд №5)
7. Слово учителя.Мы начали разговор о значении предлогов. Эту тему продолжит______ с докладом “Помощники имён”.
Индивидуальное сообщение учащегося.
Конечно, имена существительные, числительные и местоимения - вполне самостоятельные части речи и могут сами вступать в отношения с другими словами (сказать ему, прибавить три, забивать молотком и т.д.) “Однако без нас не уедешь далеко, - заметили Предлоги, - как вы сможете обозначить отношение к месту (уехать в город, идти смоста), совместности (делать с другом), приблизительной меры (пройти скилометр), цели (израсходовать на починку), причины (пропустить из-заболезни) и другие сложные отношения?”
Именам, конечно же, хотелось чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразнее, и они согласились использовать предлоги в качестве своих помощников.
Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели знаний, что им уже тяжело с такой ношей. Например, предлогу на приходится нести 33 значения и 33 оттенка значений, предлогу с – 33 значения и 16 оттенков, а молодой производный предлог вдоль имеет всего одно значение. Вот почему предлог с сгибается под тяжестью знаний, а предлог вдоль идёт налегке. Не обременены значениями и такие предлоги, как вследствие, в отношение, в целях, по линии и др.
(Пока ученица читает сообщение, на экране проецируется некоторая трудно воспринимаемая на слух информация). (Слайд №6)
8. Слово учителя. Как вы уже слышали, большинство непроизводных предлогов многозначно и, соответственно, употребляется с несколькими падежами. Производные же обычно хранят верность одному падежу. Вспомните, с каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор (с дательным)
Исправьте ошибки, запишите в исправленном виде.
(Высветить через проектор словосочетания). (Слайд №7)
Задержан согласно приказа командира;
добиться успеха благодаря дружной работы;
сделано согласно распоряжения;
поступить наперекор здравого смысла;
вопреки решения. (Слайд №8 поможет проверить работу)
9. Слово учителя.
- Непроизводный предлог по употребляется с тремя падежами - дательным, винительным и предложным. Остановимся на наиболее интересном случае: предлог по с предложным падежом.
(Выполнение упражнение 225 учебника)
Поступить по окончании школы. Встретиться по прибытии. Обсудить по возвращении. Вход по предъявлении пригласительного билета. Сообщить по окончании передачи. Поговорить по приезде домой.
10. Вопросы к классу.
- Из каких частей речи приходят в предлоги слова?
- Как вы их отличаете?
(Высветить через проектор данную информацию). (Слайд №9)
Отличительные признаки предлогов:
- предлоги служат для связи слов в предложении;
- если их убрать, предложение теряет смысл;
- к самостоятельным частям речи можно поставить вопрос, а к предлогу нельзя.
11. Объяснительный диктант.
- Используйте эти знания при выполнении объяснительного диктанта.
Выполнять в течение года, попасть в течение реки; увидеть в продолжении фильма, следить в продолжение эксперимента; задержаться вследствие наводнения, прочитать в следствии по уголовному делу; иметь в виду, не состоялись ввиду похолодания; договориться насчёт поездки, положить на счёт в банке.
12. Устное редактирование текста.
- Как вы считаете, в каком стиле наиболее часто используются производные предлоги? Бывает смешно, когда школьники в своих сочинениях употребляют эти “холодные”, свойственные большей частью официально-деловой речи предлоги. Исправьте стилистические неточности.
(Текстпроецируется на экране). (Слайд №9)
В связи с наступившими каникулами мы выехали в лагерь. В течение всего дня мы заняты работой. Зато в продолжение вечера мы можем почитать книги. По мере устройства дел у нас всё больше остаётся свободного времени. Отдых в виде экскурсии и прогулок очень полезен.
13. Творческая работа.
- Вам удалось исправить ошибки в чужом сочинении, а теперь покажите, как вы сами пишете сочинения.
Чтение учащимися лучших домашних сочинений с использованием производных предлогов на тему: “В зимнем парке”.( Работы заранее проверены учителем.)
14. Подведение итогов урока.
15. Домашнее задание. Индивидуальные тесты.