Тема раздела “Человек и общество” (4 урок)
Тема урока “Города и сёла” (слайд 1)
Цели:
Личностные:
- закреплять знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
Регулятивные:
- учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- развивать умение оценивать результат своей работы и работы товарища;
Познавательные:
общеучебные:
- знакомить, какие раньше были сёла и города, как они были устроены, кто в них жил, занятия жителей села и города;
- закреплять умение работать с учебником (находить ответ на вопрос), самостоятельно работать со словарями и сетью Интернет;
- развивать технику чтения, моделирование - запись с помощью знаков - символов римских цифр; расширять словарный запас: кремль, собор, торг, посад, купец, ремесленник, дружинник, римские цифры;
логические:
- развивать устную речь, умение анализировать текст, сравнивать, делать выводы, доказывать, строить логическую цепочку рассуждения;
Коммуникативные:
- учитывать позицию других, развивать умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- управлять поведением (оценивать действия партнёра и свои собственные);
- развивать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебники И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин “Окружающий мир” 3 класс (часть 2), - М.: изд. “Астрель”, 2011 г., рабочие тетради №2 к учебнику “Окружающий мир” И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин, - М.: изд. “Астрель”, 2011 г.
Ход урока
I. Организация начала урока.
1. Приветствие гостей.
II. Проверка домашнего задания.
- Пока мы будем отвечать на вопросы, два человека будут работать у доски.
1) з.41, с.20 (тетрадь)
- Замени римские цифры, которыми обозначены века, на арабские.
XX-___ V-____ IX-____ X-_____ IV-___ XVII-___ VIII-___ III-___ XI-____
2) з.42, с.20 (тетрадь)
- Определи век по дате. Запиши в таблицу.
1526 938 1945 2005 1004 1812
3) Фронтальный опрос.
- Какая наука называется историей?
История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества.
- Что даёт нам история? (слайд 2)
История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи с соседними народами, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое.
- Что такое лента времени?
Историческое время можно представить в виде реки или ленты, которая убегает далеко назад, в глубину времён.
- Для чего может служить лента времени? (слайд 3)
Промежутки времени на ней могут быть и совсем маленькими: несколько десятилетий, лет или даже дней. Такая лента может служить для описания жизни человека, семьи, класса.
С. 58, з.3
- Назови промежутки времени в порядке увеличения ( от самого короткого до самого длинного): день, век, месяц, неделя, сутки, час, год. ( слайд 4)
- Час, день, сутки, неделя, месяц, год, век.
- Сколько лет составляет век? Какими цифрами принято обозначать века?
С.59, з.3
- Почему римские цифры имеют такое название? А как называются цифры, которыми ты пользуешься на уроках математики?
С.59, з.4*
Нарисуй ленту времени. Поставь на ней метки, которые обозначают года с 2002-го по 2012-й. Отметь на этой ленте времени все важные события из твоей жизни.
- От какого времени принято считать года и века на Руси?
- Какой сейчас год? А какой век?
4) Проверка учащихся, которые работали у доски. Выставление оценок за ответы и индивидуальные домашние задания.
III. Постановка целей урока. Актуализация знаний и практических умственных умений.
- Прочитайте тему урока. Что вы уже знаете о городах и сёлах? (дети нашли лексическое значение слов в словаре Ожегова)
1 ученица (Юсупова Г.)
1)Село – большое крестьянское селение.
2) Село - сельская, деревенская местность.
2 ученица (Юренко К.)
Город – крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. (слайд 5)
- Посмотрите на с. 61- 64. Скажите, что вы узнаете сегодня на уроке?
- Правильно, вы сегодня узнаете как возникло село. Кто в них жил, чем занимались люди в селе. Как появились города, где они строились, что имели все города. Познакомитесь с новыми словами (кремль, собор, посад, торг).
IV. Изучение нового материала. (Работа в группах)
1) Самостоятельное чтение по вариантам.
1 вариант 2 вариант С.61-62 “Города и сёла” с.63-64 “Стены и башни города”
2) Проверка самостоятельной работы в группах.
- Расскажите, пожалуйста, что вы узнали про сёла в тексте.
- Хорошо, молодцы!
Среди крестьян были и мастеровые: кузнецы (слайд 6)
Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов - мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, шилья, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливали талантливые умельцы.
- гончары (слайд 7)
- плотники и столяры (слайд 8)
История деревянного зодчества на Руси имеет многовековые традиции. До нашего времени сохранилось немного строений, но и они впечатляют своей красотой и мастерством исполнения. Самый крупный музей деревянного зодчества находится в Карелии на острове Кижи, люди жили там уже в третьем тысячелетии до нашей эры. В середине прошлого века на его территории были собраны лучшие произведения деревянного зодчества. Если у Вас будет возможность, то обязательно посетите музей “Кижи”, ничего похожего нет во всём мире. И церкви, рубленные без единого гвоздя, и простые крестьянские дома площадью сотни метров, всё это оставит неизгладимые впечатления.
Особенно впечатляет мастерство древних
плотников и столяров, а с какой любовью украшены
дома!
Проходят века, но искусство и приемы древнего
зодчества переходят из поколения в поколение,
бережно сохраняется, и сегодня наши Мастера
бережно хранят опыт своих отцов и дедов.
- Ткачи (слайд 9)
- Как появились города?
- Что означало слово “город”? (слайд10)
Слово “город” и означает “огороженное, укреплённое место”.
- Что имели все города? (Соборная площадь – слайд 11)
Все города имели укрепления–стены с башнями,
вал и ров.
Укреплённый центр города назывался кремль.
Там находились главный городской собор и
двор князя.
Индивидуальное задание подготовил Шурупин М. Он нашёл значение слова собор (в Интернете).
- Что такое посад? (слайд 12)
3) Работа со словарём в книге (с.126)
- Найдите и прочитайте значение слов – купцы, ремесленники, дружинники.
- Купец – человек, занимавшийся торговлей. (Ворушилина К.)
- Ремесленник – человек, который занимается ремеслом, то есть изготовлением изделий на продажу. Например, сапожник, кузнец, гончар, оружейник. (Мамедов А.)
- Дружинник – приближённые князя и княжеское войско. Дружинники составляли княжескую дружину. (Чаннанов М.)
Самое оживлённое место в городе – это ...(торг – слайд 13)
Прочитайте про торг (с.62)
Самое оживлённое место в городе – рыночная площадь, или торг. Здесь находились торговые ряды:рыбный, мясной, огуречный, хлебный, а также, кузнечный, зеркальный, книжный и другие. Горожане шли на торг не только за покупками, но и для того, чтобы услышать все новости города.
- Чем отличается город от села?
С.63-64 Второй вариант.
- Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что вы узнали о стенах и башнях города?
- Как они были устроены?
- Почему деревянные стены города стали заменять каменными?
- Как река помогала защищать город?
Посмотрите современные фото. Древний Кремль в Нижнем Новгороде на реке Волге (13 век) (слайды с 14 по 21)
V. Физкультминутка для глаз.
VI. Закрепление изученного.
1) Работа в тетради (с.21 з. 44, 45)
проверка, взаимооценка.
VII. Итог урока. ( слайд 22)
Закончите предложения:
- В сёлах и деревнях жили... (крестьяне)
- Они занимались... (земледелием)
- Из муки пекли хлеб, его называли ... (жито) - от слова...(жить)
- Среди крестьян были и мастеровые:..., ..., ..., .... (кузнецы, гончары, плотники, ткачи)
- Слово “город” означает...(огороженное, укреплённое место)
- Укреплённый центр города назывался ...(кремль)
- Основные жители города: - ..., ..., ....(купцы, ремесленники, дружинники)
- Самое оживлённое место в городе - ... (торг)
VIII. Выставление оценок.
IX. Задание на дом.
с.61- 62, пересказ, с.22 - 23, з.46 - 48 (тетрадь)
В Интернете найти карту Ставропольского края, отксерокопировать и отметить наше село, районное село, и главный город нашего края.