Урок окружающего мира по теме "Города и села"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема раздела “Человек и общество” (4 урок)

Тема урока “Города и сёла” (слайд 1)

Цели:

Личностные:

  • закреплять знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

Регулятивные:

  • учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • развивать умение оценивать результат своей работы и работы товарища;

Познавательные:

общеучебные:

  • знакомить, какие раньше были сёла и города, как они были устроены, кто в них жил, занятия жителей села и города;
  • закреплять умение работать с учебником (находить ответ на вопрос), самостоятельно работать со словарями и сетью Интернет;
  • развивать технику чтения, моделирование - запись с помощью знаков - символов римских цифр; расширять словарный запас: кремль, собор, торг, посад, купец, ремесленник, дружинник, римские цифры;

логические:

  • развивать устную речь, умение анализировать текст, сравнивать, делать выводы, доказывать, строить логическую цепочку рассуждения;

Коммуникативные:

  • учитывать позицию других, развивать умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • управлять поведением (оценивать действия партнёра и свои собственные);
  • развивать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебники И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин “Окружающий мир” 3 класс (часть 2), - М.: изд. “Астрель”, 2011 г., рабочие тетради №2 к учебнику “Окружающий мир” И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин, - М.: изд. “Астрель”, 2011 г.

Ход урока

I. Организация начала урока.

1. Приветствие гостей.

II. Проверка домашнего задания.

- Пока мы будем отвечать на вопросы, два человека будут работать у доски.

1) з.41, с.20 (тетрадь)

- Замени римские цифры, которыми обозначены века, на арабские.

XX-___ V-____ IX-____
X-_____ IV-___ XVII-___
VIII-___ III-___ XI-____

2) з.42, с.20 (тетрадь)

- Определи век по дате. Запиши в таблицу.

1526   938  
1945   2005  
1004   1812  

3) Фронтальный опрос.

- Какая наука называется историей?

История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества.

- Что даёт нам история? (слайд 2)

История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи с соседними народами, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое.

- Что такое лента времени?

Историческое время можно представить в виде реки или ленты, которая убегает далеко назад, в глубину времён.

- Для чего может служить лента времени? (слайд 3)

Промежутки времени на ней могут быть и совсем маленькими: несколько десятилетий, лет или даже дней. Такая лента может служить для описания жизни человека, семьи, класса.

С. 58, з.3

- Назови промежутки времени в порядке увеличения ( от самого короткого до самого длинного): день, век, месяц, неделя, сутки, час, год. ( слайд 4)

- Час, день, сутки, неделя, месяц, год, век.

- Сколько лет составляет век? Какими цифрами принято обозначать века?

С.59, з.3

- Почему римские цифры имеют такое название? А как называются цифры, которыми ты пользуешься на уроках математики?

С.59, з.4*

Нарисуй ленту времени. Поставь на ней метки, которые обозначают года с 2002-го по 2012-й. Отметь на этой ленте времени все важные события из твоей жизни.

- От какого времени принято считать года и века на Руси?

- Какой сейчас год? А какой век?

4) Проверка учащихся, которые работали у доски. Выставление оценок за ответы и индивидуальные домашние задания.

III. Постановка целей урока. Актуализация знаний и практических умственных умений.

- Прочитайте тему урока. Что вы уже знаете о городах и сёлах? (дети нашли лексическое значение слов в словаре Ожегова)

1 ученица (Юсупова Г.)

1)Село – большое крестьянское селение.

2) Село - сельская, деревенская местность.

2 ученица (Юренко К.)

Город – крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. (слайд 5)

- Посмотрите на с. 61- 64. Скажите, что вы узнаете сегодня на уроке?

- Правильно, вы сегодня узнаете как возникло село. Кто в них жил, чем занимались люди в селе. Как появились города, где они строились, что имели все города. Познакомитесь с новыми словами (кремль, собор, посад, торг).

IV. Изучение нового материала. (Работа в группах)

1) Самостоятельное чтение по вариантам.

1 вариант 2 вариант
С.61-62 “Города и сёла” с.63-64 “Стены и башни города”

2) Проверка самостоятельной работы в группах.

- Расскажите, пожалуйста, что вы узнали про сёла в тексте.

- Хорошо, молодцы!

Среди крестьян были и мастеровые: кузнецы (слайд 6)

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов - мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, шилья, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливали талантливые умельцы.

  • гончары (слайд 7)
  • плотники и столяры (слайд 8)

История деревянного зодчества на Руси имеет многовековые традиции. До нашего времени сохранилось немного строений, но и они впечатляют своей красотой и мастерством исполнения. Самый крупный музей деревянного зодчества находится в Карелии на острове Кижи, люди жили там уже в третьем тысячелетии до нашей эры. В середине прошлого века на его территории были собраны лучшие произведения деревянного зодчества. Если у Вас будет возможность, то обязательно посетите музей “Кижи”,  ничего похожего нет во всём мире. И церкви, рубленные без единого гвоздя, и простые крестьянские дома площадью сотни метров, всё это оставит неизгладимые впечатления.

Особенно впечатляет мастерство древних плотников и столяров, а с какой любовью украшены дома!
Проходят века, но искусство и приемы древнего зодчества переходят из поколения в поколение, бережно сохраняется, и сегодня наши Мастера бережно хранят опыт своих отцов и дедов.

  • Ткачи (слайд 9)

- Как появились города?

- Что означало слово “город”? (слайд10)

Слово “город” и означает “огороженное, укреплённое место”.

- Что имели все города? (Соборная площадь – слайд 11)

Все города имели укрепления–стены с башнями, вал и ров.
Укреплённый центр города назывался кремль. Там находились главный городской собор и двор князя.

Индивидуальное задание подготовил Шурупин М. Он нашёл значение слова собор (в Интернете).

- Что такое посад? (слайд 12)

3) Работа со словарём в книге (с.126)

- Найдите и прочитайте значение слов – купцы, ремесленники, дружинники.

  • Купец – человек, занимавшийся торговлей. (Ворушилина К.)
  • Ремесленник – человек, который занимается ремеслом, то есть изготовлением изделий на продажу. Например, сапожник, кузнец, гончар, оружейник. (Мамедов А.)
  • Дружинник – приближённые князя и княжеское войско. Дружинники составляли княжескую дружину. (Чаннанов М.)

Самое оживлённое место в городе – это ...(торг – слайд 13)

Прочитайте про торг (с.62)

Самое оживлённое место в городе – рыночная площадь, или торг. Здесь находились торговые ряды:рыбный, мясной, огуречный, хлебный, а также, кузнечный, зеркальный, книжный и другие. Горожане шли на торг не только за покупками, но и для того, чтобы услышать все новости города.

- Чем отличается город от села?

С.63-64 Второй вариант.

- Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что вы узнали о стенах и башнях города?

- Как они были устроены?

- Почему деревянные стены города стали заменять каменными?

- Как река помогала защищать город?

Посмотрите современные фото. Древний Кремль в Нижнем Новгороде на реке Волге (13 век) (слайды с 14 по 21)

V. Физкультминутка для глаз.

VI. Закрепление изученного.

1) Работа в тетради (с.21 з. 44, 45)

проверка, взаимооценка.

VII. Итог урока. ( слайд 22)

Закончите предложения:

- В сёлах и деревнях жили... (крестьяне)

- Они занимались... (земледелием)

- Из муки пекли хлеб, его называли ... (жито) - от слова...(жить)

- Среди крестьян были и мастеровые:..., ..., ..., .... (кузнецы, гончары, плотники, ткачи)

- Слово “город” означает...(огороженное, укреплённое место)

- Укреплённый центр города назывался ...(кремль)

- Основные жители города: - ..., ..., ....(купцы, ремесленники, дружинники)

- Самое оживлённое место в городе - ... (торг)

VIII. Выставление оценок.

IX. Задание на дом.

с.61- 62, пересказ, с.22 - 23, з.46 - 48 (тетрадь)

В Интернете найти карту Ставропольского края, отксерокопировать и отметить наше село, районное село, и главный город нашего края.