Урок литературного чтения по теме "Е.Пермяк «Пичугин мост»". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с новым произведением;
  • Способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения;
  • Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения;
  • Способствовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников;
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
  • Способствовать воспитанию в детях чуткого и бережного отношения к окружающему миру (природе, людям);
  • Воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки;
  • Развивать представления учащихся о доброте и добрых поступках.

Учебный материал:

  • Рассказ Е.Пермяка “Пичугин мост”;
  • Мультимедийный проектор, презентация;
  • Толковый словарь;
  • Маршрутный лист, сердечки, клей.

Презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети!

2. Целеполагание.

Яркая звёздочка с неба упала

Мне на ладошку, но не пропала..

А превратилась в волшебное сердечко наших желаний на уроке (слайд 1).

Какие желания вам бы хотелось выполнить на уроке чтения? (слайд 2-3).

Это наши желания. А можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

(не знаем тему урока).

3. Актуализация знаний.

Для того, чтобы исполнить наши желания, мы выполним несколько заданий. У вас на партах лежат конверты в виде сердечка. Конверт на парте один. Что это означает? (верно, мы работаем в паре, советуемся друг с другом, помогаем друг другу в работе).

Посмотрите внимательно на ваши конверты. Как выдумаете, что на них написано? (наш маршрут).

Что написано на первом сердечке? (“играю и догадываюсь”).

Достаньте из конверта задание под №1. Как называется первое задание? (“Шифровальщик”). (слайд 4)

Как вы думаете, что нужно сделать в задании? Выполните задание. Какие получились слова? (слайд 5). На доске: (Пичугин мост) Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже. Достаньте из конверта карточку под №2. Как называется следующее задание? (“Будь внимателен”). Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Прочитав только русские буквы, получим предложения. (слайд 6). Проверим, что у вас получилось.

ДОWБРОЕ ДЕYЛО CАUМО СZЕБЯ ХВАDЛИТ. (слайд 7)

ДЕЛRАЙ ДРLУГИМ ДОIБРО – БУДЕQШЬ САМ БЕЗ БNЕДЫ. (слайд 8)

ДОБSРОЕ ДЕJЛО И В ВGОДЕ НЕ ТОНVЕТ. (слайд 9).

Что это за предложения? (это пословицы). (слайд 10).

О чём они?(о добрых делах). (слайд 11).

На доске: (Добрые дела)

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Достаём карточку под №3.

Как называется следующее задание? (“Расставь по местам”). Что нужно сделать? (слайд 12).

Буквы рассыпались. Составьте слово. Что получилось? (слайд 13).

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Достаём карточку под №4. Как называется задание? (“Отгадай”). Что нужно сделать?

Отгадав ребус, вы получите ещё слово. (слайд 14). Что получилось? (слайд 15)

На доске: (Мальчик). Почему эти слова появились на сегодняшнем уроке чтения? (слайд 16). Что они обозначают?

4. Первичное восприятие.

Открывайте текст. Какую важную информацию о произведении мы не назвали? (имя автора) (слайд 17)

На доске: (Евгений Пермяк)

К какому сердечку переходим? (“Слушаю, думаю и проверяю”). Сейчас вы послушаете текст, а кто будет особенно внимательным, тот сможет успешно выполнить следующее задание. Слова, которые вам не совсем понятны, запомните. (Читаю).

Какие ваши впечатления? Понравилось ли вам произведение?

Вернёмся к карточкам на доске. Оправдались ли ваши предположения?

Достаньте карточку под №5. (слайд 18)

Тем, кто внимательно слушал рассказ, тому будет легко справиться со следующим заданием. Я читаю вам фразы, а вы ставите “+” или “-”.

Знаковый диктант

- Три мальчика были родными братьями( –)

- Первый мальчик мечтал о полёте на Луну( –)

- Речка называлась Быстрянка (+)

- Сёма Пичугин тоже думал о подвигах( –)

- Перильца для мостика делали вместе с ребятами (–)

- Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу (+)

Наш умный компьютер тоже выполнял работу вместе с нами. Давайте сравним результаты. (слайд 19)

Поднимите руку, кто справился без ошибок. Молодцы!

Физминутка.

Ребята, какое доброе дело совершил Сёма? (построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Какой бы он у нас получился, если бы мы взялись за дело? Возьмите соседа за руку и постройте ваш мост.

5. Анализ произведения.

Как называется следующее сердечко на конверте? (“Расширяем кругозор”).

Когда вы слушали рассказ, какие слова вы подчеркнули?

Достаньте карточку под №6.

А вот те слова, значение которых мне бы хотелось пояснить (на доске). Информацию о слове я нашла в толковом словаре. (слайд 20, 21, 22)

Где ещё можно найти информацию? Ребята, к какому сердечку мы с вами переходим? (“Читаю и рассуждаю”). Дети, а кто бы хотел начать читать рассказ?

Евгений Пермяк
Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

- Хорошо бы, - говорил один, на пожаре ребёнка спасти!

- Даже самую большую щуку поймать – и то хорошо, - мечтает второй. – Сразу про тебя все узнают.

- Лучше всего на Луну полететь, - говорит третий мальчик. – Тогда уже во всех странах будут знать.

  • Какой из перечисленных поступков был бы для вас подвигом? Почему?

А Сёма Пичугин ни о чём таком и не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым. Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку.

  • Назовите черты характера Сёмы? Найдите в тексте слова, каким его описывает автор (тихий, молчаливый)

Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

  • Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путём? Найдите в тексте.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он им рубить ветлу.

  • Почему Сёма стал строить мост? Что нового о характере Сёмы вы узнали? (заботливый, чуткий, думал о людях)

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

  • Было ли легко Сёме в его работе? Докажите словами из текста.
  • Как проявил себя Сёма в этой работе? (трудолюбивый, старательный, настойчивый).

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.

Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

- Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост!

Так и стали его называть Сёминой фамилией – Пичугин мост.

  • Каким получился мост?

Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем... или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому.

Вот оно как в жизни случается.

  • Почему мосту не стали давать другое название? (люди помнят хорошие дела).

Переходим к последнему сердечку. Как называется? (“Главная мысль”). Достаньте карточку под №7. Это наши пословицы. (слайд 23)

  • Есть ли среди пословиц та, которая выражает главную мысль рассказа?
  • Какая из этих пословиц выражает тему рассказа “Пичугин мост”?
  • Какие добрые дела совершали вы?

6. Рефлексия.

Какой символ проходил через весь урок? (слайд 24). Как вы думаете, почему сердце?( Добрые дела совершают люди от доброго сердца).

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше. На доске у нас ещё одно сердце.

У вас на партах у каждого лежат сердечки трёх цветов. Если вам было легко справляться с заданиями – возьмите красное сердечко, если пришлось подумать – розовое, а если вызвало трудности – жёлтое.

Давайте наклеим наши сердечки на наше большое сердце. Посмотрим, какой цвет преобладает. Как замечательно мы с вами поработали на уроке.

А мне бы хотелось подарить вам на память о сегодняшнем уроке своё доброе сердце с замечательным стихотворением Е.Михайличенко. Откройте конверты.

Сумей преодолеть преграды
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту.
Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке,
Пусти её из клетки ввысь...
Е.Н.Михайличенко