Цели:
1. Образовательная.
- Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года, уточнить предметы осени, напомнить детям название осенних месяцев. Познакомить с народными названиями осенних месяцев.
- Учить пониманию иносказательного смысла загадок, применению в речи образных выражений.
- Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенными временами года.
- Учить слушать музыку об осени, определять ее характер и настроение в связи с изменением в природе.
2. Воспитательная.
- Воспитывать любовь к родной природе, желание передавать ее красоту в речи.
3. Развивающая.
- Развивать логическое мышление детей, слуховое внимание, быстроту мышления.
Материалы для занятия:
Картины с изображением осенних пейзажей, труда людей осенью, перелета птиц,
погодных явлений. Аудиозапись пьес из альбома П.И. Чайковского “Времена года”.
Картины И.С. Остроухова “Золотая осень”; И.И. Левитана “Золотая осень”.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью.)
Воспитатель выставляет картину с изображением осеннего пейзажа и предлагает внимательно рассмотреть ее и ответить:
– Какое время года, изображенного на этой картине.
– Какие времена года вы еще знаете? (Последовательность времен года.)
– Какие осенние месяцы вы знаете? (Последовательность месяцев.)
– А вы знаете, ребята, у всех осенних месяцев есть еще и народные названия:
Сентябрь – хмурень (небо хмурится, часто прячется за тучами).
Октябрь – грязник (под ногами грязь от частых осенних дождей).
Ноябрь – листогной (листья опали, гниют, в слове “листогной” спрятались два
слова: листья и гнить).
– Объясните, почему так в народе названы осенние месяцы? (Закрепление.)
– Ребята, а вам нравиться осень?
– А скажите, по каким признакам, приметам вы определили, что на этой картине
изображена именно осень, а не другое время года?
(Выставляю еще несколько картин об осени с изображением погодных явлений, перелета птиц, подготовке животных к зимам, труд людей.)
(Ответы детей.)
– Ребята, а что такое “листопад”?
(Это сложное слово, в нем спрятались два простых, маленьких слова: листья,
падают.)
– Какого цвета листья бывают осенью?
(Золотые, багряные, пурпурные.)
– Осенью идут очень частые дожди.
Какие дожди бывают осенью?
(Мелкие, холодные, моросящие, грибные.)
– Что вы можете сказать о птицах?
(Улетают в теплые края.)
– Что происходит с днем и ночью?
(Дни становятся короче, а ночи длиннее).
– Что делают животные осенью?
(Готовятся к зиме.)
– Чем занимаются осенью люди?
(Собирают урожай.)
– Очень хорошо, ребята! Вы посмотрели на картину, все сами вспомнили об осени. А как вы думаете, осень-это веселое или грустное время года? (грустное).
– А почему? Потому что природа как бы замирает. Прощается с яркими красками лета.
Послушайте отрывок русского поэта А.С. Пушкина об осени:
Унылая пора, очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Сейчас мы с вами послушаем музыку великого русского композитора П.И. Чайковского “Времена года”. Закройте глаза и представьте себе все то, о чем мы с вами сегодня говорили. А когда прослушаем музыку, вы мне расскажите, что вы услышали. (Ответы детей.)
Д/И “Что за чем следует?”
– Какое время года следует за летом?
(Осенью? Зимой? Весной?)
Физкультминутка.
Заяц мчится, что есть мочи, (бег на месте)
Заяц схорониться хочет, (закрывают лицо ладонями)
То бежит он, то кружит… (бег на месте, кружатся)
Бедный он! Всего боится!
Где укрыться ото зла (Руки лодочкой у груди.)
От лисицы, от куницы. (Повороты вправо, влево, изображают хвост лисицы, куницы.)
От орлицы и орла (показывают крылья орла)
Он боится даже белки (показывают ушки белки)
Певчей птицы, даже мелкой (показывают клювик птицы, сложив пальцы)
Уши-стрелы, хвост-сучок, (показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)
Прыгнул белкой и молчок (показывают беличий прыжок и указательный палец к губкам).
– Ребята составьте предложения по картинке на тему “Осень” с ключевыми
словами : багряный, золотой, пурпурный, мелкий, холодный, моросящий.
– Молодцы, ребята!
Игра “Какое время года”.
Загадываю загадку, а дети отгадывают “кто скажет, кто знает, когда это бывает?”
Загадки:
1) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает? (Весной.)2) Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)3) Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю.
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (Зима.)4) Я соткана из зноя
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” – приглашаю
И любите меня за это
Вы все меня. Я… (Лето.)
– Молодцы, ребята!
– А в конце занятия давайте покажем действия, которые можно наблюдать в осеннюю
пору: собираете грибы, ягоды, срываете с деревьев фрукты, сгребаете граблями
опавшую листву, укрываетесь под зонтик от дождя, убираете овощи на огороде.
Литература.
- Л.Е. Белоусова “Удивительные истории”, Санкт-Петербург – 2002 г.
- О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова “Стихи о временах года и игры”, Москва – 2004 г.