А.В. Сухомлинский писал: “...твердо убежден, что есть качество души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка”. Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.
Мне много приходилось читать книг, статей на тему адаптации, но я хочу поделиться своим опытом работы по этой проблеме. Я работаю в группе раннего возраста, и уже на протяжении многих лет ко мне приходят самые маленькие дети от 1,5 до 3 лет. Этот возраст я считаю “хрустальным” и для меня важно, чтобы этот “хрусталик” не раскололся. Самая главная цель моей работы с этими маленькими детками - сделать адаптацию ребенка менее стрессовой, более интересной, увлекательной и комфортной. Немалое значение имеет тесное взаимодействие с семьей. В первую очередь, я считаю, что педагог должен приходить к детям всегда с хорошим и добрым настроением независимо от своих проблем. “Если ты хочешь, чтобы жизнь улыбалась тебе, подари ей сначала своё хорошее настроение”. Обыкновенная улыбка способна на целый день обеспечить хорошее настроение и себе, и ребёнку, и родителям. С приходом ребенка в детский сад, я стараюсь взаимодействовать с родителями, при этом увлекая ребенка интересными играми – забавами. Узнаю об интересах ребенка, его поведении дома и в общественных местах, характере взаимодействия с другими детьми и взрослыми в разных ситуациях общения. Я стараюсь не сразу разлучать ребенка с родителями, ведь это огромный стресс для малыша. Я привлекаю его внимание к новой для него обстановке, при этом все больше и больше уделяю внимание ребенку, увлекая его яркими игрушками, играми- забавами или куклами би-ба-бо. Стараюсь установить доверительные отношения с ребенком, ведь в этом возрасте в дошкольном учреждении происходит множество изменений в повседневной жизни ребенка: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, но такого интересного.
Первые дни дети остаются на 2-3 часа. За это время я знакомлю детей между собой, с разными помещениями группы: игровой, спальней, раздевалкой. Одной из главных задач в раннем возрасте является воспитание культурно-гигиенических навыков у малышей. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры становятся потребностью, привычкой. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены. Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком я стараюсь проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. Не все малыши владеют навыками гигиены. Я помогаю преодолеть страх ребенка, знакомлю, где стоит его горшочек, предлагаю ему самому взять его, поставить, посмотреть, как садятся другие детки. За правильное выполнение каких-либо действий и старание я хвалю детей, называю их “вы мои солнышки”, “зайки”, “умнички”.
Если дети капризничают, я устраиваю небольшие игры:
Игра “Ку-ку”
Взрослый закрывает себе лицо ладошками и спрашивает ребёнка: “Где я? Куда ушла?” Затем произносит “Ку-ку” и выглядывает из-за ладошек. “Вот она!”.
Игра “Музыкальные ручки”
Взрослый предлагает детям показать свои кулачки и постучать друг об друга: “бум- бум-бум-бум”, а теперь показать пальчики, постукивая их друг об друга: “ля-ля-ля”, а теперь ручками показать дудочку: “ду-ду-ду”, а теперь ладошки: “тук-тук-тук”.
“Надуем шарики”
Взрослый предлагает детям вдохнуть побольше воздуха и надуть щечки (“шарик надут”), а затем постепенно, плавно дотронуться до щечек пальчиками (“шарик сдулся”)
“Поехали - поехали”
Дети, покажите, где ваши ручки, а коленочки. Дети кладут ручки на коленочки. Воспитатель начинает тихо проговаривать фразу: “Поехали потихонечку, а теперь быстрей, быстрей” при этом постукивая по коленочкам.
Такие игры очень нравятся моим малышам! От слезинок не остаётся и следа!
Есть и такие моменты, когда дети плохо садятся за столы кушать. И на это у меня есть свой подход. В этот момент мне на помощь приходят игрушки. Я предлагаю взять игрушку, с которой ребенок пришел из дома и посадить ее рядом на стульчик. “Мишка посмотрит как Даня (Саша, Оля) умеет кушать”. Первые недели дети находятся в детском саду до обеда, им нужно еще привыкнуть ко многому, одним из таких является знакомство детей со спальней. Здесь каждому ребенку я показываю, где стоит его кроватка, предлагаю ему подойти и присесть, положить любимую пижамку, посмотреть как в спальне красиво. Но не всегда бывает так все гладко и хорошо, ведь дети разные и есть такие, которые тяжело адаптируются, и таким детям приходится уделять больше внимания, отдавать всю свою ласку и любовь, как настоящая мама. Вот такими мелкими шажочками, не спеша, мы проходим адаптационный период. Каждому из родителей интересно знать о своём ребёнке всё: что делал малыш, как покушал, во что играл, как и с кем, чем интересовался и многое другое, ведь каждая мелочь может быть очень важна для родителей. Также спрашиваю о поведении ребенка дома после посещения детского сада, о его настроении, как он кушал, спал, капризничал ли он. Оказываю родителям необходимую педагогическую помощь в процессе ежедневного общения с ними. Адаптация ребенка к детскому саду – это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада, адаптация ребенка пройдет быстрее и легче. Родители прислушиваются к моим советам, принимают к сведению мои консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Работая уже много лет с самыми маленькими детьми, я приобрела неоценимый опыт, который применяю для достижения своих целей. А моя самая главная цель – это создание оптимальных условий комфортной адаптации и “вхождение” малыша в жизнь детского сада. Ваши малыши в надёжных руках!