Цель: Составление рассказа по сюжетной картине с добавлением действующего лица.
Задачи:
- Продолжать учить детей составлять рассказ с элементами творчества по сюжетной картине.
- Учить детей выделять объекты картины и ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве.
- Формировать навык планирования собственного рассказа.
- Развивать воссоздающее и творческое воображение детей путём мысленного добавления действующего лица картины.
- Продолжать формировать фразовую, грамматически правильную речь детей.
- Развивать внимание, память, мышление, воображение детей.
Оборудование: сюжетная картина “Потерявшийся цыплёнок”, разрезанная на части (из серии “Картинки в картинке 1”, “Весна дизайн”, см. рис.1), магнитная доска, магниты, игрушка Петушок.
Рис. 1
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед:
- Сегодня к нам на занятие пришёл гость, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто это:
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (петух)
II. Основная часть
1. Логопед:
- Правильно, сегодня к нам в гости пришёл Петушок. Посмотрите на него и скажите, какой он (разноцветный, голосистый, важный, гордый...).
- Петушок хотел сегодня рассказать вам историю и даже показать её на картине, но пока он спал, над ним кто-то подшутил – разрезал картину. Как же он теперь будет рассказывать? Давайте поможем Петушку собрать её! (Петушок раздаёт детям части сюжетной картины, см. рис.2).
Рис. 2
2. Логопед:
- Петушок вместе со мною будет помогать собирать большую картину, но сначала каждый из вас должен сказать, что нарисовано на вашей маленькой картинке, и подобрать к этому предмету или герою красивое слово, например, бабочка легкая, изящная, разноцветная, красивая...
(Дети называют свои картинки, подбирают красивые слова, а логопед даёт инструкции, куда поставить картинки на магнитной доске: в правый верхний угол, в левый нижний, слева от Зайки, справа от яблони и т.д., см. рис.3).
Рис. 3
3. Беседа по картине
- Давайте рассмотрим картину: где происходят события?
- Когда происходят события? Почему вы так думаете?
- Составьте предложение: кто и что делает?
- А теперь послушайте историю, которую хотел рассказать Петушок:
“Однажды летним, солнечным днём петушиная семья вышла во двор на прогулку: важный и голосистый Петух, заботливая Курица и три маленьких жёлтых цыплёнка...”
- А где же третий цыплёнок?
- Может быть, кролик знает, куда спрятался цыплёнок?
- Может быть, собака видела?
- Может быть, птички? Бабочка? Божья коровка?
- Дети, почему цыплёнок убежал от своей семьи?
4. Физ. минутка “Оживление картины” (дети изображают героев и предметы картины).
5. Продолжение беседы
- Вот видите, дети, у нашего Петушка не получился рассказ о его семье - цыплёнок убежал.
- А кто поможет найти цыплёнка?
- Как собака может помочь? (найти по запаху)
- Как кролик может найти цыплёнка? (услышать)
- Как птички могут помочь? Бабочка? Улитка?
6. Планирование рассказа с элементами творчества
- Теперь мы сами можем составить рассказ о приключениях семьи Петушка, но сначала вспомним, с каких слов обычно начинается рассказ (однажды, как-то раз....).
- Затем нужно сказать, где и когда произошла эта история.
- Чья семья вышла на прогулку (не забываем слова – признаки)?
- Дальше нужно сказать, что произошло с третьим цыплёнком, куда он убежал, где спрятался?
- Придумать, кто помог отыскать цыплёнка?
- Последнее предложение о том, как закончится эта история.
- Придумать название рассказа.
7. Прослушивание рассказов 1–2 детей.
III. Итог
Логопед:
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Что понравилось?
- Петушку понравилось заниматься с вами, и он каждому дарит свой портрет, чтобы вы вечером раскрасили его (см. рис.4).
Рис. 4
Предварительная работа
- Расширение и накопление словаря по темам “Домашние животные”, “Домашние птицы” (прилагательные, глагольная лексика).
- Игра “Да – нет” (домашние животные, птицы).
- Игра “Кто как двигается”, “Кто как голос подаёт” (домашние животные, птицы).
Закрепление материала занятия
- Раскрасить портрет Петушка.