Занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III-го уровня (2-й год обучения)

Разделы: Логопедия


Цель: Составление рассказа по сюжетной картине с добавлением действующего лица.

Задачи:

  • Продолжать учить детей составлять рассказ с элементами творчества по сюжетной картине.
  • Учить детей выделять объекты картины и ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве.
  • Формировать навык планирования собственного рассказа.
  • Развивать воссоздающее и творческое воображение детей путём мысленного добавления действующего лица картины.
  • Продолжать формировать фразовую, грамматически правильную речь детей.
  • Развивать внимание, память, мышление, воображение детей.

Оборудование: сюжетная картина “Потерявшийся цыплёнок”, разрезанная на части (из серии “Картинки в картинке 1”, “Весна дизайн”, см. рис.1), магнитная доска, магниты, игрушка Петушок.

Рис. 1

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед:

- Сегодня к нам на занятие пришёл гость, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто это:

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (петух)

II. Основная часть

1. Логопед:

- Правильно, сегодня к нам в гости пришёл Петушок. Посмотрите на него и скажите, какой он (разноцветный, голосистый, важный, гордый...).

- Петушок хотел сегодня рассказать вам историю и даже показать её на картине, но пока он спал, над ним кто-то подшутил – разрезал картину. Как же он теперь будет рассказывать? Давайте поможем Петушку собрать её! (Петушок раздаёт детям части сюжетной картины, см. рис.2).

Рис. 2

2. Логопед:

- Петушок вместе со мною будет помогать собирать большую картину, но сначала каждый из вас должен сказать, что нарисовано на вашей маленькой картинке, и подобрать к этому предмету или герою красивое слово, например, бабочка легкая, изящная, разноцветная, красивая...

(Дети называют свои картинки, подбирают красивые слова, а логопед даёт инструкции, куда поставить картинки на магнитной доске: в правый верхний угол, в левый нижний, слева от Зайки, справа от яблони и т.д., см. рис.3).

Рис. 3

3. Беседа по картине

- Давайте рассмотрим картину: где происходят события?

- Когда происходят события? Почему вы так думаете?

- Составьте предложение: кто и что делает?

- А теперь послушайте историю, которую хотел рассказать Петушок:

“Однажды летним, солнечным днём петушиная семья вышла во двор на прогулку: важный и голосистый Петух, заботливая Курица и три маленьких жёлтых цыплёнка...”

- А где же третий цыплёнок?

- Может быть, кролик знает, куда спрятался цыплёнок?

- Может быть, собака видела?

- Может быть, птички? Бабочка? Божья коровка?

- Дети, почему цыплёнок убежал от своей семьи?

4. Физ. минутка “Оживление картины” (дети изображают героев и предметы картины).

5. Продолжение беседы

- Вот видите, дети, у нашего Петушка не получился рассказ о его семье - цыплёнок убежал.

- А кто поможет найти цыплёнка?

- Как собака может помочь? (найти по запаху)

- Как кролик может найти цыплёнка? (услышать)

- Как птички могут помочь? Бабочка? Улитка?

6. Планирование рассказа с элементами творчества

- Теперь мы сами можем составить рассказ о приключениях семьи Петушка, но сначала вспомним, с каких слов обычно начинается рассказ (однажды, как-то раз....).

- Затем нужно сказать, где и когда произошла эта история.

- Чья семья вышла на прогулку (не забываем слова – признаки)?

- Дальше нужно сказать, что произошло с третьим цыплёнком, куда он убежал, где спрятался?

- Придумать, кто помог отыскать цыплёнка?

- Последнее предложение о том, как закончится эта история.

- Придумать название рассказа.

7. Прослушивание рассказов 1–2 детей.

III. Итог

Логопед:

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Что понравилось?

- Петушку понравилось заниматься с вами, и он каждому дарит свой портрет, чтобы вы вечером раскрасили его (см. рис.4).

Рис. 4

Предварительная работа

- Расширение и накопление словаря по темам “Домашние животные”, “Домашние птицы” (прилагательные, глагольная лексика).

- Игра “Да – нет” (домашние животные, птицы).

- Игра “Кто как двигается”, “Кто как голос подаёт” (домашние животные, птицы).

Закрепление материала занятия

- Раскрасить портрет Петушка.