Для системы высшего образования приоритетным является достижение такого качества подготовки будущего педагога, которое даст им конкурировать на международном рынке труда. Речь идет о том, чтобы подготовить человека к непрерывному учению – к учению как процессу, который постоянно сопутствует процессу труда. С этой точки зрения цель обучения и образования – формирование креативности как интегрального качества личности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для него профессиональные сферы, позволит в короткий срок переориентировать направленность своего труда. Будущего творческого учителя может подготовить лишь еще более творческая личность преподавателя – это один из основных постулатов развития любой системы общего и профессионального образования.
Возникла необходимость подготовки педагогических кадров в целях обеспечения их новым инструментарием, соответствующим современным требованиям. Речь идет об мультимедиа технологии в системе деятельности преподавателя.
В настоящее время системы мультимедиа представляют собой самостоятельную инфраструктуру информационной индустрии, продукты которой находят все больше применение в социальных, экономических, образовательных и других сферах человеческой деятельности. Этот факт положил начало новому этапу развития современных информационных технологий. Главной особенностью таких технологий является то, что в них систематизируются и унифицируются аппаратно-программные средства компьютерной техники и методологические основы цифровых технологий, позволившие соединять информацию представленную в виде текста, графики, видео, звука в единый программный продукт, называемый мультимедиа.
Сегодня часто можно слышать о таких понятиях, как “глобализация”, “интеграция”, “инновация” и многих других.
Информатизация образования является продуктом и мощным ускорителем научно-технического прогресса, поэтому актуальность внедрения инноваций в образование, несомненно, повышает качество и эффективность учебного процесса высшей школы.
Качество обучения во многом зависит от квалификации преподавателя, его педагогического мастерства, используемой в процессе обучения современной учебно-методической литературы, наглядных материалов, оснащения необходимым оборудованием.
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному специалисту, призванному решать сложные задачи в профессиональной области. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям студента после освоения курса – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии.
По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения. Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и студентов. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога и студентов, как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма преподавателя и знаний студентов, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Все это усложняет формализованное описание процесса обучения и затрудняют определение количественных оценок эффективности.
Главная цель видится в грамотном использовании инновационных информационных технологий для представления различных видов информации (графики, звука, видео анимации и т.п.), которые имеют общепредметное значение и постепенно внедряются в практику с целью продуктивного усвоения всех учебных дисциплин.
Сначала мультимедиа технологии применялись только для решения отдельных задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения, обеспечивая поддержку учебного процесса наравне с прочими учебно-методическими средствами. Однако на сегодняшний день стало возможным:
- создание и использование электронных учебников со встроенной системой самоконтроля;
- внедрение виртуального обучения при наличии кейсов на базе дистанционного образования и т.д.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Это происходит за счет использования мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
В настоящее время аппаратное и программное обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Эти преимущества обусловлены использованием в электронном учебнике нового поколения мультимедиа, гипертекста, интерактивности.
Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме.
В обычном учебнике вся информация представлена лишь в виде текста и графики. В электронном учебнике можно эффективно использовать все многообразие мультимедийных технологий.
Во-первых, текст электронного учебника можно сделать ярким, красочным, с выделением шрифта по начертанию, цвету, размеру, виду представления (обычный полужирный курсив, с подчеркиванием). Имеются богатые возможности сформировать в едином стиле текст и математические формулы, с использованием множества различных алфавитов (кириллица, латиница, греческий и др.), специальных символов, пиктограмм.
Во- вторых, легко создать различные графические изображения (рисунков, фотографий, таблиц, графиков любой формы, гистограмм, трехмерных изображений). Все это возможно анимировать, т.е. привести в движение, изменить форму.
В-третьих, можно использовать фоновое звуковое сопровождение или звук-сигнал при обращении к определенному блоку информации, рисунку, кнопке управления и др. Можно вставлять звуковые клипы в автономном или интерактивном режиме, озвучивать динамические процессы.
В-четвертых, столь же многообразно можно использовать видеоклипы, в том числе видеоматериал, подготовленный для нужд образования и прошлые годы и сохраненный на магнитных носителях и фотопленках.
В-пятых, мультимедийные технологии позволяют использовать анимацию, “оживить” картинки, тексты, и другие объекты учебника. Эта технология дает возможность демонстрировать экспериментальные работы по предметам в виртуальном виде, “проявить” невидимые или провести опасные для живой демонстрации опыта.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Таким образом, научные и технологические знания, способность самостоятельно совершенствовать свои профессиональные навыки, являясь результатом качественного образования, должны обеспечить успешное участие каждого человека в развитий нового, формирующегося общества. В самом процессе повышения качества образования, на наш взгляд, можно выделить необходимые и достаточные условия достижения этой конечной и важнейшей цели образования. К необходимым условиям относятся:
- хорошо оборудованные компьютерные классы и мультимедийные – интерактивные поточные аудитории;
- высококвалифицированные преподаватели и обслуживающий персонал;
- свободный доступ студентов и преподавателей к качественным учебникам и профессиональной литературе, к современным электронным материалам и дополнительной информации.
К достаточным условиям необходимо отнести способность человека преобразовывать полученные знания и навыки в образование, т.е. стройную систему этических, культурных и профессиональных ценностей, а также способность использовать эту систему в различных сферах интеллектуальной и практической деятельности.
Использование мультимедиа технологий в учебном процессе изменяет соотношение методов, форм, средств обучения, весь методический аппарат. Это приводит к изменению объема и содержания учебного материала; углублению предметной сферы, путем моделирования или имитации явлений и процессов с помощью диалогового взаимодействия, компрессии информации, логической и стилистической обработки; использованию инструментальных программных средств, с целью развития логического, наглядного-образного мышления, а также формированию вербально-коммуникативных и практических умений.
На основании изложенного выше можно сказать, что переход от парадигмы обучения к парадигме учения вызывает необходимость в разработке и использовании инновационных технологий.
Современные компьютерные мультимедийные учебники, включающие в себя гипертекст, иллюстрации, видео и звуковые фрагменты, выполняют не только функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, тем самым, способствуя созданию новых эффективных форм обучения.
Мультимедиа технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Тенденция развития современных образовательных технологий напрямую связана с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Мультимедиа-средства могут применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься людьми с различными психолого-возрастными особенностями восприятия и обучения: некоторые студенты предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видеофильмов.
Использование мультимедийных средств в открытом образовании позволяет студентам работать над учебными материалами по-разному. В этом случае студент имеет возможность решить, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности мультимедиа приложения и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, студенты становятся активными участниками образовательного процесса.
В процессе открытого обучения студенты могут влиять на процесс изучения нового материала, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они могут изучать тот материал, который их интересует, повторять изучение материала столько раз, сколько им нужно, что помогает устранить многие проблемы индивидуального восприятия.
Использование качественных мультимедийных средств позволяет сделать процесс открытого обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Индивидуальное обучение является реализацией принципа активного, самостоятельного обучения, при котором студенты сами выбирают, на какие вопросы отвечать, и какие темы изучать.
Интерактивность мультимедийных технологий делает их необычайно гибкими, что может оказаться весьма полезным для студентов с особыми академическими потребностями. В частности, у людей, страдающих дефектами слуха, при использовании мультимедиа в обучении наблюдается значительное улучшение фонологических навыков и навыков чтения, а визуальное представление информации значительно повышает академическую мотивацию глухих. Люди со значительными нарушениями речи и ограниченными физическими возможностями выигрывают от применения мультимедиа в учебном процессе, поскольку соответствующие средства обладают возможностью настройки под индивидуальные потребности студентов.
Мультимедийные средства обучения являются перспективным и высокоэффективным инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.
Обучение в нашем университете сегодня немыслимо без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Также средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение мультимедиа технологий способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков студентов.
Будущий педагог должен уметь адаптироваться к условиям рыночной экономики, быть гибким в своей профессиональной деятельности. Он должен быть знаком с новейшими технологиями, уметь пользоваться компьютером, базами и банками данных, обобщающими весь мировой опыт.
Таким образом, мультимедиа – одно из наиболее перспективных направлений использование компьютерных технологий в образований. Сфера применения мультимедиа очень широка и ее возможности в образовании еще полностью не исчерпаны.
Литература
1. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа. – Уч. Пособие, издательский дом “Бизнес-пресса”, Санкт-Петербург, 2002.
2. Аубакиров Г.Д. К вопросу об использовании интерактивных средств обучения в учебно-воспитательном процессе вуза. //Вестник Карагандинского университета. Сер. Педагогика. 2008.- №4(52) – С.170-175.
3. Основы применения мультимедиа в открытом образовании //www.ido.rudn.ru/open/multimedia/mult2.htm