Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение...), которая дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированными называют уроки, на которых взаимосвязанно изучаются темы истории и обществознания, биологии, географии, литературы и т.д. С точки зрения целесообразности, интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок учащихся, расширению учащимися сферы получаемой информации, подкреплению мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления.
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Интегрированным уроком можно назвать любой урок со своей структурой, если для его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук или же других учебных предметов с использованием новых учебных программ. Следовательно, методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ современной науки. Для проведения интегрированного урока необходимо четко формулировать тему, цели, задачи, понятия, объединяющие системные науки.
Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование учителями разных предметов информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).
Интегрированные уроки по обществознанию и биологии, где изучаются темы: “Человек познает мир”, “Природа, общество, человек”, “Природа под охраной закона”, “Генетические признаки наций и народностей”, “Связь поколений”, “Место человека в системе органического мира” (приложение № 1) и т.д. представляются не менее результативными и интересными. Опыт проведения таких уроков показывает насколько эффективней могут быть результаты поставленных задач:
- познавательных: научить связи между событиями, фактами, явлениями во времени и пространстве эволюции; делать всевозможные выводы;
- развивающих: научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, в целом, анализировать, делать логические умозаключения;
- воспитательных: формировать нравственное, морально-осознанное отношение ко всему, что окружает учащихся из осмысления событий и явлений историками и литераторами, биологами, географами и т.д.
Для обеспечения наилучших результатов поставленных целей и задач предлагается использование и различных методов и средств обучения. Это могут быть: исследовательская работа, проблемная лекция, учебная дискуссия, поисковая работа, эвристическая беседа, анализ и решение ситуативных задач, ролевая игра, выполнение индивидуальных заданий в процессе урока, работа с опорными схемами, конспектами, практический и лабораторный анализ и т.д.
Использование различных методов, приемов и средств обучения способствует обострению внимания к теоретическому материалу, познавательному мышлению, приобщению учащихся к актуальным проблемам жизни общества, восприятию по-новому содержания изучаемого. Реализация принципов интегративного личностно развивающего образования: личностного подхода, рефлексии, проблемности, системности, диалогичности также имеет важное значение при проведении интегрированных уроков по истории и обществознанию с другими предметами.
Эффективность современного занятия с использованием бинарного метода интегрирования различных предметов зависит от искусства учителей, проявляющего в том, как они взаимодействуют с учениками и между собой принимают учебные цели и задачи, подбирают задания и упражнения, пользуются мультимедийными средствами обучения, ежеминутно владеют ситуацией урока. На наш взгляд, при проведении интегрированных уроков на первый план выдвигается не формальная организация образовательного процесса по передаче суммы знаний, не твердое соблюдение всех традиционных компонентов обучения, а целенаправленное, последовательное, информационное взаимодействие учителей и учеников,
знание
(связи: ученик + учитель) получающих взаимное удовлетворение от встречи друг с другом в рамках личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и саморазвития. Никакие самые совершенные обучающие образовательные программы, в том числе и интегрированные уроки, сами по себе не обеспечат эффективности, если им не будет соответствовать уровень информационно-технологической культуры педагогов.
Известно, что усвоение знаний о мире, о людях, о природе происходит через восприятие, осознание запрограммированного эволюцией мышления и запоминание.
Реальные возможности интеграции знаний о многообразии форм человека и формирования позитивных отношений у школьников к кому бы то или к чему бы то ни было дают интегрированные уроки по биологии и обществознанию.
К примеру, интеграция тем: “Человеческие расы, их родство и происхождение” (биология) и “Расизм. Несостоятельность расизма”, (обществознание) поможет учащимся удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание многообразия особенностей человеческих популяций и признание равноправия и неотъемлемых прав и свобод всех людей на земле (приложение № 2).
Таким образом, правильный отбор и структурирование содержания интегрированных уроков приводит к новой организованной, на наш взгляд, структуре учебного процесса, повышению интереса к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.
Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества.
Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.
В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был мозаикой отдельных картин.
Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.
Актуальность исследования. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено, что одним из важнейших педагогических условий модернизации является развитие познавательных способностей школьников. Решение этой задачи неразрывно связано с созданием в общеобразовательной школе среды, благоприятной для развития интеллекта, способствующей самореализации личностного потенциала учащихся.
Вопросам изучения и развития интеллекта посвящены исследования П.П. Блонского, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, I JI.B. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, А.С. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В разработку теории активизации интеллектуальной деятельности внесли вклад такие отечественные педагоги, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.П. Аристова, А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, Е.М. Вергасов, B.C. Данюшенков, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, B.C. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, В.И. Лозовая, А.К. Маркова, A.M. Матюшкин, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.
В части педагогических исследований в качестве решения проблемы активизации интеллектуального развития учащихся предлагалась организация учебной деятельности, учитывающая их склонности, интересы, способности. В то же время предметные знания оставались разобщенными, логические аспекты преобладали в ущерб историко-культурным и социокультурным. В настоящее время ведутся поиски новых форм, приемов и средств активизации обучения. Эффективным средством активизации интеллектуального развития учащихся, на наш взгляд, может стать интеграция областей научного знания “двойного подчинения”, т.е. возникающего на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания.