Имена существительные с шипящим звуком на конце. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: научить писать имена существительные с шипящим звуком на конце.

Задачи:

1. Актуализация знания об имени существительном: умение узнавать существительные в тексте, определять его род.

2. Создание нового знания о написании существительных с шипящим на конце.

3. Отработка алгоритма написания существительных с шипящим на конце.

4. Проверка первого уровня усвоения знания по новой теме.

5. Формировать у учащихся универсальные учебные действия.

6. Показать значимость и красоту русского языка, воспитывать любовь к нему.

Оборудование: проектор, 2 ноутбука, презентация, учебники, чистые листы (формат А-4, на полкласса), фломастеры, простые карандаши, карточки с заданием, листочки с текстом на весь класс, карточки с существительными с шипящим на конце, аудиозапись, учебник “Русский язык” 3 класс, авт. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.

1. Организацинонный момент (самоопределение к деятельности).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приёмы: высказывания добрых пожеланий – эмоциональный настрой; мотивация к учебной деятельности.

Способы: фронтальная работа.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
С гостями поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём,
Урок русского языка начнём.

Учитель: Ребята, а какое у вас настроение?

(Дети отвечают)

Учитель: Нарисуйте ваше настроение на полях тетради.

Презентация.

(Слайд 1 - настроение).

(Дети рисуют смайликов)

Учитель: Я рада, что у всех хорошее настроение. Желаю сохранить такое настроение на весь урок.

А что ещё пригодится нам для успешной работы?

Дети: Трудолюбие, ум, сообразительность, внимательность, хорошее поведение, активность.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”.

Методы и приёмы: мотивация к учению; самооценка; мотивация на успех; повышение самооценки.

Способы: фронтальная и индивидуальная работа.

Учитель: На ваших партах лежат листочки с текстом. Предлагаю вам внимательно послушать его, обратить внимание на выразительное чтение.

(На слайде 2 – картина к тексту. Клик мышкой по значку на слайде - звучит текст. Можно тихо включить и пение птиц. (Музыка включается по 2-ому ноутбуку). Дети следят по тексту:

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да

шуршит мышь.

Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я

как сторож не сомкнул глаз. В помощь из-за тучи вышла полная луна

и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете

луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь.

Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.)

Учитель: Понравился текст?

(Дети отвечают)

Учитель: Были непонятные слова?

Дети: Сыч.

Учитель: Это птица, вид совы.

(Показ слайда 3 - птица сыч)

Учитель: Давайте прочитаем выразительно ещё раз по “цепочке” по одному предложению.

(Дети читают по “цепочке”).

Учитель: Что заметили в тексте?

Д. Выделенные слова.

Учитель: А что общего в этих словах?

Дети: Все – существительные, заканчиваются на шипящий звук.

Учитель: Докажите, что это существительные.

Дети: Обозначают предмет, отвечает на вопросы что? кто?

Учитель: Что вы ещё знаете о существительном?

(Дети отвечают. Для проверки показ слайда 4 - “Что знаем о существительном”)

Учитель: А как вы определяете род?

(Дети отвечают)

(Для проверки показ слайда 5 - род).

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений (“Чего мы ещё не знаем? Почему возникли затруднения?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы: самоконтроль; побуждающий от проблемной ситуации диалог; самостоятельное формирование учебной задачи.

Учитель: А чем отличаются выделенные слова?

Дети: Какие-то слова с мягким знаком, а другие – нет.

Учитель: Можете определить тему текста?

Дети: Имена существительные с шипящим на конце.

Учитель: Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Дети: Когда пишется мягкий знак?

Учитель: Это и будет учебной задачей, которую мы должны решить.

(Слайд 6 – учебные задачи).

Учитель: Я предлагаю ответить ещё на 1 вопрос: “Важно ли знать род существительных с шипящим на конце? Согласны?

Д. Да.

4. Изучение нового учебного материала.

“Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение учебной задачи

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог.

Способы: фронтальная работа.

Учитель: А какие у вас есть предположения, когда пишется мягкий знак у существительных, заканчивающихся на шипящий?

Дети: Мягкий знак пишется после ж, ш, а после ч, щ не пишется; мягкий знак пишется после существительных женского рода.

Учитель: Как проверить ваши предположения? Правы вы или нет?

(Прогнозирование).

Дети: Посмотреть в учебнике.

Учитель: Хорошо, откройте учебник на стр. 73. Прочитайте внимательно про себя правило.

(Слайд 7 - правило из учебника с.73).

(Дети читают правило в учебнике, делают вывод - самостоятельный поиск информации).

5. Закрепление учебного материала.

1)Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорной схемы.

Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Учитель: Кто же оказался прав: как правильно писать имена существительные с шипящими на конце? Можете ответить словами из правила.

Дети: Мягкий знак пишется в конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ч, ш, щ.

Учитель: Это правило вам необходимо знать. Оно подходит для всех существительных?

Дети: Нет, только для существительных с шипящим на конце.

(Аналитическая деятельность, извлечение информации).

Учитель: Важно ли знать род таких существительных?

Дети: Да, потому что у существительных женского рода нужно писать мягкий знак.

Учитель: Какую опорную схему по этому правилу вы бы начертили? Поработайте в парах, рассуждайте и попробуйте выполнить фломастерами на листочках. Вспомните правила работы в парах.

Дети: Работают оба. Один говорит, другой слушает. Своё согласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.

Учитель: Молодцы. А теперь за работу!

(Дети составляют опорную схему - творческая работа, умение работать со схемами, преобразование правила в схему, работа в парах).

Учитель: Какая пара готова?

(Дети отвечают)

Учитель: Расскажите, обоснуйте ваш ответ.

Дети: Сущ. в н.ф. после ж, ш, щ, ч

ж.р. м.р.
Ь --

Учитель: Все ли условия правила соблюдены? Какие были условия?

Дети: Имя существительное в начальной форме, с нулевым окончанием, после шипящих.

Учитель: Вот ещё такую схему можно было начертить.

(Слайд 8 - схема).

Учитель: Спасибо вам за работу. А теперь немного отдохнём.

Физминутка.

Учитель: Потрудились – отдохнуть нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём, выполним движения.

- Если я назову существительное женского рода, то хлопайте высоко над головой, а если мужского – приседайте.

(Малыш, печь, лещ, трубач, упряжь, дрожь, грач, мяч, сушь, плющ, дичь, душ).

(Дети выполняют упражнения).

Учитель: Были непонятные слова?

Дети: Сушь, упряжь, плющ.

Учитель: Сушь – жаркая сухая пора; ещё так говорят о чём-то пересохшем, очень сухом. Упряжь – принадлежность для соединения животного с повозкой, например, конская упряжь).

(Слайд 9 – сушь, упряжь. Слайд 10 - плющ ).

2). Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Методы: самоконтроль, самооценка, формирование внутренней мотивации; взаимоконтроль; повышение самооценки.

Способы: фронтальная работа.

Учитель: Теперь хотите проверить, чему научились?

Дети: Да.

(Внутренняя мотивация).

Учитель: Предлагаю написать кроссвордный диктант. По лексическому значению написать слово – существительное с шипящим на конце.

Помещение для автомашин; 2) неправда; 3) доктор; 4) мелкие деньги; 5) небольшое млекопитающее отряда насекомоядных с иглами на теле; 6) предмет, который легко режет

хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и масло; 7) маленький серый грызун; 8) одежда, укрывающая от дождя; 9) часть суток с вечера до утра; 10) приспособление, с помощью которого открывают замок.

(Игровой момент).

(Дети записывают отгадки: Гараж, ложь, врач, мелочь, ёж, нож, мышь, плащ, ночь, ключ.).

Учитель: Записали? Проверим правильность написания слов по образцу.

(Слайд 11 – ответы на загадки).

Учитель: Если слово написано правильно, поставьте над словом (+), а если неверно, поставьте

(-).

(Дети проверяют)

Учитель: У кого все (+), поднимите руку. Поставьте себе “5”.

(Самоконтроль и самооценивание).

(Дети оценивают).

Учитель: У кого только 1 или 2 (-)? Поставьте “4”.

(Дети оценивают).

Учитель: Остальные не расстраивайтесь, у вас в следующий раз всё получится.

(Мотивация на успех)

6. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: проверить умение применять новые знания в разных заданиях.

Методы и приёмы: игровой, воспитательный момент, самопроверка, самоконтроль.

Способы: фронтальная работа.

Учитель: Достаточно ли мы поупражнялись для усвоения нового материала?

Дети: Нет.

Учитель: Что ещё надо сделать?

Дети: Нужно ещё потренироваться.

Учитель: На партах у вас карточки с заданием. Прочитайте, выполните самостоятельно.

(Самостоятельная организация своей деятельности).

Учитель: Какое задание нужно было выполнить?

Дети: Вставить пропущенные буквы в словах.

(Слайд 12 с заданием:

У дедушки был замечательный каранда... Он мог нарисовать лунную но. и солнечный лу..., золотую ро... и нежный белый ланды...).

Учитель: А сейчас я предлагаю провести взаимопроверку. Поменяйтесь в парах карточками. Кто выразительно прочитает 1-е предложение и объяснит правописание слов по алгоритму.

(Слайд 13 – алгоритм).

Дети: У дедушки был замечательный карандаш.

В слове “карандаш” вставил букву ш. Это существительное, в начальной форме, мужского рода, поэтому ь (мягкий знак) ставить не нужно.

Учитель: У кого так, поставьте над словом (+).

(Взаимооценивание).

Учитель: Кто выразительно прочитает 2-ое предложение?

Дети: Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш.

Учитель: Разберите по алгоритму слово “ночь”.

(Аналогично разбираются остальные слова. Дети проверяют, оценивают).

Учитель: Кого хотите похвалить, у кого все (+)?

(Дети отвечают).

Учитель: Обратите внимание: всего 2 предложения, а в них 5 существительных с шипящим на конце. Учитесь у мастеров слова!

(Воспит. момент).

Учитель: Ребята, а теперь игра “Улей”. За 10 секунд по периметру класса найдите слова-существительные на сегодняшнюю орфограмму.

(Ребята ходят по классу и ищут слова на карточках: рубеж, чушь, мякиш, крепыш, приёмыш, течь, брошь, кирпич, царевич, плач, молодёжь, клич, экипаж, матч, мощь, стриж, массаж, речь, чертёж, борщ, камыш, роскошь, ключ, чиж).

Учитель: Объясните правописание слов по алгоритму.

(Дети отвечают. Для проверки слайд 13 - с алгоритмом).

7. Домашнее задание.

Цель: формировать умение добывать нужную информацию в словаре; закрепить умение правильно писать существительные с шипящими на конце.

Учитель: Выучите сегодняшнее правило на стр. 73 со своими примерами. Выполните по выбору упражнение 58, 59, 60 на странице 74 - 75. Эти задания на правописание существительных с шипящим на конце.

По желанию – найдите в словаре значение слов: “пейзаж”, “ смерч” и запишите в тетрадь.

(Домашнее задание заранее написать на обратной стороне доски).

(Слайд 14 – домашнее задание).

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель: Какие задачи ставили?

(Слайд 15 - педагогическая задача).

Дети: Когда нужно писать Ь у существительных с шипящими на конце? Важно ли знать род существительных?

Учитель: Удалось решить поставленные задачи?

Дети: Да.

Учитель: Когда же нужно писать мягкий знак у существительных с шипящими на конце?

(Дети отвечают).

Учитель: Важно ли знать род существительных?

- Чему научились на уроке?

- Где можно применить новое знание?

- Кто доволен своей работой?

- Какое у вас настроение к концу урока? Нарисуйте смайлика на полях тетради.

(Дети рисуют смайлика).

Учитель: Мне приятно, что ваше хорошее настроение сохранилось. Вы – молодцы! Мне вы очень понравились. Спасибо за работу!

(Слайд 16 – благодарность).