Цель урока: научить писать имена существительные с шипящим звуком на конце.
Задачи:
1. Актуализация знания об имени существительном: умение узнавать существительные в тексте, определять его род.
2. Создание нового знания о написании существительных с шипящим на конце.
3. Отработка алгоритма написания существительных с шипящим на конце.
4. Проверка первого уровня усвоения знания по новой теме.
5. Формировать у учащихся универсальные учебные действия.
6. Показать значимость и красоту русского языка, воспитывать любовь к нему.
Оборудование: проектор, 2 ноутбука, презентация, учебники, чистые листы (формат А-4, на полкласса), фломастеры, простые карандаши, карточки с заданием, листочки с текстом на весь класс, карточки с существительными с шипящим на конце, аудиозапись, учебник “Русский язык” 3 класс, авт. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
1. Организацинонный момент (самоопределение к деятельности).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приёмы: высказывания добрых пожеланий – эмоциональный настрой; мотивация к учебной деятельности.
Способы: фронтальная работа.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
С гостями поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём,
Урок русского языка начнём.
Учитель: Ребята, а какое у вас настроение?
(Дети отвечают)
Учитель: Нарисуйте ваше настроение на полях тетради.
(Слайд 1 - настроение).
(Дети рисуют смайликов)
Учитель: Я рада, что у всех хорошее настроение. Желаю сохранить такое настроение на весь урок.
А что ещё пригодится нам для успешной работы?
Дети: Трудолюбие, ум, сообразительность, внимательность, хорошее поведение, активность.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”.
Методы и приёмы: мотивация к учению; самооценка; мотивация на успех; повышение самооценки.
Способы: фронтальная и индивидуальная работа.
Учитель: На ваших партах лежат листочки с текстом. Предлагаю вам внимательно послушать его, обратить внимание на выразительное чтение.
(На слайде 2 – картина к тексту. Клик мышкой по значку на слайде - звучит текст. Можно тихо включить и пение птиц. (Музыка включается по 2-ому ноутбуку). Дети следят по тексту:
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да
шуршит мышь.
Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я
как сторож не сомкнул глаз. В помощь из-за тучи вышла полная луна
и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете
луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь.
Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.)
Учитель: Понравился текст?
(Дети отвечают)
Учитель: Были непонятные слова?
Дети: Сыч.
Учитель: Это птица, вид совы.
(Показ слайда 3 - птица сыч)
Учитель: Давайте прочитаем выразительно ещё раз по “цепочке” по одному предложению.
(Дети читают по “цепочке”).
Учитель: Что заметили в тексте?
Д. Выделенные слова.
Учитель: А что общего в этих словах?
Дети: Все – существительные, заканчиваются на шипящий звук.
Учитель: Докажите, что это существительные.
Дети: Обозначают предмет, отвечает на вопросы что? кто?
Учитель: Что вы ещё знаете о существительном?
(Дети отвечают. Для проверки показ слайда 4 - “Что знаем о существительном”)
Учитель: А как вы определяете род?
(Дети отвечают)
(Для проверки показ слайда 5 - род).
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (“Чего мы ещё не знаем? Почему возникли затруднения?”); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы: самоконтроль; побуждающий от проблемной ситуации диалог; самостоятельное формирование учебной задачи.
Учитель: А чем отличаются выделенные слова?
Дети: Какие-то слова с мягким знаком, а другие – нет.
Учитель: Можете определить тему текста?
Дети: Имена существительные с шипящим на конце.
Учитель: Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Дети: Когда пишется мягкий знак?
Учитель: Это и будет учебной задачей, которую мы должны решить.
(Слайд 6 – учебные задачи).
Учитель: Я предлагаю ответить ещё на 1 вопрос: “Важно ли знать род существительных с шипящим на конце? Согласны?
Д. Да.
4. Изучение нового учебного материала.
“Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение учебной задачи
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог.
Способы: фронтальная работа.
Учитель: А какие у вас есть предположения, когда пишется мягкий знак у существительных, заканчивающихся на шипящий?
Дети: Мягкий знак пишется после ж, ш, а после ч, щ не пишется; мягкий знак пишется после существительных женского рода.
Учитель: Как проверить ваши предположения? Правы вы или нет?
(Прогнозирование).
Дети: Посмотреть в учебнике.
Учитель: Хорошо, откройте учебник на стр. 73. Прочитайте внимательно про себя правило.
(Слайд 7 - правило из учебника с.73).
(Дети читают правило в учебнике, делают вывод - самостоятельный поиск информации).
5. Закрепление учебного материала.
1)Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорной схемы.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Учитель: Кто же оказался прав: как правильно писать имена существительные с шипящими на конце? Можете ответить словами из правила.
Дети: Мягкий знак пишется в конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ч, ш, щ.
Учитель: Это правило вам необходимо знать. Оно подходит для всех существительных?
Дети: Нет, только для существительных с шипящим на конце.
(Аналитическая деятельность, извлечение информации).
Учитель: Важно ли знать род таких существительных?
Дети: Да, потому что у существительных женского рода нужно писать мягкий знак.
Учитель: Какую опорную схему по этому правилу вы бы начертили? Поработайте в парах, рассуждайте и попробуйте выполнить фломастерами на листочках. Вспомните правила работы в парах.
Дети: Работают оба. Один говорит, другой слушает. Своё согласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.
Учитель: Молодцы. А теперь за работу!
(Дети составляют опорную схему - творческая работа, умение работать со схемами, преобразование правила в схему, работа в парах).
Учитель: Какая пара готова?
(Дети отвечают)
Учитель: Расскажите, обоснуйте ваш ответ.
Дети: Сущ. в н.ф. после ж, ш, щ, ч
ж.р. м.р. Ь --
Учитель: Все ли условия правила соблюдены? Какие были условия?
Дети: Имя существительное в начальной форме, с нулевым окончанием, после шипящих.
Учитель: Вот ещё такую схему можно было начертить.
(Слайд 8 - схема).
Учитель: Спасибо вам за работу. А теперь немного отдохнём.
Физминутка.
Учитель: Потрудились – отдохнуть нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём, выполним движения.
- Если я назову существительное женского рода, то хлопайте высоко над головой, а если мужского – приседайте.
(Малыш, печь, лещ, трубач, упряжь, дрожь, грач, мяч, сушь, плющ, дичь, душ).
(Дети выполняют упражнения).
Учитель: Были непонятные слова?
Дети: Сушь, упряжь, плющ.
Учитель: Сушь – жаркая сухая пора; ещё так говорят о чём-то пересохшем, очень сухом. Упряжь – принадлежность для соединения животного с повозкой, например, конская упряжь).
(Слайд 9 – сушь, упряжь. Слайд 10 - плющ ).
2). Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Методы: самоконтроль, самооценка, формирование внутренней мотивации; взаимоконтроль; повышение самооценки.
Способы: фронтальная работа.
Учитель: Теперь хотите проверить, чему научились?
Дети: Да.
(Внутренняя мотивация).
Учитель: Предлагаю написать кроссвордный диктант. По лексическому значению написать слово – существительное с шипящим на конце.
Помещение для автомашин; 2) неправда; 3) доктор; 4) мелкие деньги; 5) небольшое млекопитающее отряда насекомоядных с иглами на теле; 6) предмет, который легко режет
хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и масло; 7) маленький серый грызун; 8) одежда, укрывающая от дождя; 9) часть суток с вечера до утра; 10) приспособление, с помощью которого открывают замок.
(Игровой момент).
(Дети записывают отгадки: Гараж, ложь, врач, мелочь, ёж, нож, мышь, плащ, ночь, ключ.).
Учитель: Записали? Проверим правильность написания слов по образцу.
(Слайд 11 – ответы на загадки).
Учитель: Если слово написано правильно, поставьте над словом (+), а если неверно, поставьте
(-).
(Дети проверяют)
Учитель: У кого все (+), поднимите руку. Поставьте себе “5”.
(Самоконтроль и самооценивание).
(Дети оценивают).
Учитель: У кого только 1 или 2 (-)? Поставьте “4”.
(Дети оценивают).
Учитель: Остальные не расстраивайтесь, у вас в следующий раз всё получится.
(Мотивация на успех)
6. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: проверить умение применять новые знания в разных заданиях.
Методы и приёмы: игровой, воспитательный момент, самопроверка, самоконтроль.
Способы: фронтальная работа.
Учитель: Достаточно ли мы поупражнялись для усвоения нового материала?
Дети: Нет.
Учитель: Что ещё надо сделать?
Дети: Нужно ещё потренироваться.
Учитель: На партах у вас карточки с заданием. Прочитайте, выполните самостоятельно.
(Самостоятельная организация своей деятельности).
Учитель: Какое задание нужно было выполнить?
Дети: Вставить пропущенные буквы в словах.
(Слайд 12 с заданием:
У дедушки был замечательный каранда... Он мог нарисовать лунную но. и солнечный лу..., золотую ро... и нежный белый ланды...).
Учитель: А сейчас я предлагаю провести взаимопроверку. Поменяйтесь в парах карточками. Кто выразительно прочитает 1-е предложение и объяснит правописание слов по алгоритму.
(Слайд 13 – алгоритм).
Дети: У дедушки был замечательный карандаш.
В слове “карандаш” вставил букву ш. Это существительное, в начальной форме, мужского рода, поэтому ь (мягкий знак) ставить не нужно.
Учитель: У кого так, поставьте над словом (+).
(Взаимооценивание).
Учитель: Кто выразительно прочитает 2-ое предложение?
Дети: Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш.
Учитель: Разберите по алгоритму слово “ночь”.
(Аналогично разбираются остальные слова. Дети проверяют, оценивают).
Учитель: Кого хотите похвалить, у кого все (+)?
(Дети отвечают).
Учитель: Обратите внимание: всего 2 предложения, а в них 5 существительных с шипящим на конце. Учитесь у мастеров слова!
(Воспит. момент).
Учитель: Ребята, а теперь игра “Улей”. За 10 секунд по периметру класса найдите слова-существительные на сегодняшнюю орфограмму.
(Ребята ходят по классу и ищут слова на карточках: рубеж, чушь, мякиш, крепыш, приёмыш, течь, брошь, кирпич, царевич, плач, молодёжь, клич, экипаж, матч, мощь, стриж, массаж, речь, чертёж, борщ, камыш, роскошь, ключ, чиж).
Учитель: Объясните правописание слов по алгоритму.
(Дети отвечают. Для проверки слайд 13 - с алгоритмом).
7. Домашнее задание.
Цель: формировать умение добывать нужную информацию в словаре; закрепить умение правильно писать существительные с шипящими на конце.
Учитель: Выучите сегодняшнее правило на стр. 73 со своими примерами. Выполните по выбору упражнение 58, 59, 60 на странице 74 - 75. Эти задания на правописание существительных с шипящим на конце.
По желанию – найдите в словаре значение слов: “пейзаж”, “ смерч” и запишите в тетрадь.
(Домашнее задание заранее написать на обратной стороне доски).
(Слайд 14 – домашнее задание).
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: Какие задачи ставили?
(Слайд 15 - педагогическая задача).
Дети: Когда нужно писать Ь у существительных с шипящими на конце? Важно ли знать род существительных?
Учитель: Удалось решить поставленные задачи?
Дети: Да.
Учитель: Когда же нужно писать мягкий знак у существительных с шипящими на конце?
(Дети отвечают).
Учитель: Важно ли знать род существительных?
- Чему научились на уроке?
- Где можно применить новое знание?
- Кто доволен своей работой?
- Какое у вас настроение к концу урока? Нарисуйте смайлика на полях тетради.
(Дети рисуют смайлика).
Учитель: Мне приятно, что ваше хорошее настроение сохранилось. Вы – молодцы! Мне вы очень понравились. Спасибо за работу!
(Слайд 16 – благодарность).