Цели:
- расширять и систематизировать знания учащихся о баснях И.А.Крылова путем их осмысления;
- способствовать формированию нравственно-эстетических качеств личности; формировать личностные качества учащихся: любознательность, наблюдательность, познавательную и творческую активность;
- способствовать развитию творческого воображения, логического мышления, грамотной речи.
Ход урока
1. Организационный момент:
– Об этом замечательном баснописце говорят так: “Его басни переживут века”.
– Как вы думаете, о ком идет речь? (Об Иване Андреевиче Крылове)
Сегодня мы продолжим работу над баснями. Наш урок будет состоять из двух частей: сначала мы познакомимся с новой басней, а затем проведем конкурс – игру по басням И.А.Крылова.
2. Актуализация знаний:
Учитель. Расскажите, что вы знаете о Крылове?
1-й ученик. Семья будущего знаменитого писателя была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования. Грамоте он выучился в семье. А позже довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали их различным наукам, и Ване разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же Ваня познакомился с иностранцем, который играл на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро научился играть на этом инструменте.
2-й ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. В одиннадцать лет Ване пришлось поступить на работу в суд, где он разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которыми в то время писали. Да еще потихоньку читал книги, которые достались ему после отца. В жизни им написано 13 пьес и более двухсот басен.
Учитель: Удивительно, Крылов писал свои произведения в 18 веке. А его басни живут до сих пор, их учат, с удовольствием читают. Почему? (Они актуальны, так как высмеивают человеческие пороки. Их интересно читать.)
- Действительно, с тех пор прошло много времени, мир очень изменился, но постоянными остаются человеческие качества: ум и глупость, зло и доброта, ложь и правда, храбрость и трусость…Крылов учил узнавать в своих произведениях самих себя, помогал обнаружить недостатки и подсказывал как от них избавиться.
- Из какой басни эти строки?
Кристина Л.: К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он ее еще и гонит. (“Мартышка и очки”)
Какие человеческие качества характера высмеивает Крылов в этой басне? (Невежество.)
А эти слова из какой басни?
Милена К. Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать себя никто в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку не чист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и обезьяна”)
- Над какими человеческими качествами характера смеется автор в этой басне? (Прежде, чем осуждать других, надо посмотреть на себя.)
- Кто чаще всего становится героями басен? (животные). Животные и предметы в них разговаривают думают и чувствуют. Этот прием называется – олицетворение.
- Что осуждает И.А.Крылов? (зависть, глупость, жадность, хвастовство, трусость, лень, злобу).
3. Работа над новой темой.
- Отгадайте, о какой басне мы поговорим сегодня?
АНОРОВ И АЦИСИЛ (Ворона и Лисица)
4. Чтение басни “Ворона и лисица”. (Первичное знакомство с басней “Ворона и лисица”)
- Кто же главные герои басни?
- Какой вы представляете лису? (Рыжей, хитрой), а ворону? (Серой, глупой, доверчивой.)
Учитель: Как вы считаете, случайно ли именно этих животных выбрал автор в главные герои этой басни? (Не случайно, так как в сказках, рассказах, да и на самом деле, лисица очень хитрая, а ворона глупая, болтливая.)
5. Словарная работа.
6. Вторичное чтение басни.
- Во время вторичного чтения басни 1-ый ряд найдет слова и выражения, которые характерны лисе, а 2-й ряд – вороне, 3 ряд найдет мораль басни.
Учитель:
- Ребята 2-го ряда прочитайте слова, которые помогают нам понять, как выглядит ворона. (На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась.)
- Ребята 1-го ряда, прочитайте, как ведет себя лисица, увидев ворону с сыром? (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша).
- Прочитайте ласковые слова, с которыми лисица обращается к вороне. (Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Прочитайте, как автор передает радость вороны на льстивые слова лисицы.
(Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло…) - Итак, какой же получился портрет лисицы? (Дети подходят и из предложенных слов выбирают подходящие:
обманщица | находчивая | коварная | Глупая | сообразительная |
хитрая | ловкая | невнимательная | бестолковая | доверчивая |
Лисица: обманщица, хитрая, умная, ловкая, коварная, сообразительная.
Ворона: Невнимательная, глупая, бестолковая, доверчивая.
- Ребята, напомните мне, какие человеческие черты характера олицетворяет Ворона и какие Лисица?
- Скажите, кто из персонажей басни является положительным, а кто отрицательным. (Ворона и Лисица – отрицательные, автор – положительный).
Учитель:
- В каких же словах заключается главная мысль, мораль этой басни? (Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
- Почему лесть гнусна, т.е. внушает отвращение? (неприятно видеть человека корыстного, готового ради своей выгоды на лицемерие).
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна? Ведь каждому приятно слышать о
себе хорошие слова? (Она вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то
ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете, думать о себе лучше,
чем он есть в самом деле.
(Приятно, когда говорят о тебе правду.) - Почему Крылов говорит, что “ в сердце льстец всегда отыщет уголок”?
(Потому что это заманчиво слышать о себе комплименты, купаться в славе, которую не заслужил.) - Давайте объясним смысл пословиц, которые вам предложены для выбора морали к новой басне.
От малого опасенья – великое спасенье.
Осторожность – мать мудрости..)
7. Контроль и коррекция знаний: Составление синквейна по вариантам.
1-й вариант: Ворона |
2-й вариант: Лисица |
Льстец страшен, а тот кто принимает лесть за чистую монету – смешон. И тот и другой унижают себя, теряют чувство собственного достоинства.
8. Конкурс знатоков басен.
1. Конкурс-разминка
2. Назови басню по иллюстрации
3. Конкурс знатоков
4. К какой басне относятся пословицы?
5. Соединить имя, отчество с фамилией
- Что бы вы хотели узнать еще о баснях? (Ответы детей)
- Подведение итога конкурса, награждение победителей.
Эстетический уровень.
Учитель: В нашем мире постоянно то, что хорошими качествами в человеке остается: мудрость, ум, смелость, доброта, взаимовыручка, находчивость, а отрицательными являются: глупость, невежество, лесть, ложь. Но, в наших с вами силах изменить, искоренить отрицательные черты своего характера.
– Как вы считаете, от кого же зависит внутренняя, духовная красота человека? (От нас самих.)
О памяти баснописца
Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил в бронзе персонажи басен. В 1885году в Летнем саду Петербурга установлен памятник великому баснописцу. И.А. Крылов изображен сидящим. Он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
– Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце?
И.А.Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое, важное о себе и о людях.
Домашнее задание. Дома найдите в себе три качества вашего характера, которыми вы можете гордиться и три, над которыми вам нужно поработать, чтобы искоренить их.