Цели:
1. Формировать умение распознавать части речи.
2. Развивать умение употреблять прилагательные в речи.
3. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.
Оборудование: учебник “Русский язык” (автор Т. Г. Рамзаева) 2 класс, часть 2; карточки для индивидуальной работы учащихся; презентация “Имя прилагательное”.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Поприветствуем наших гостей. Подарим им наши улыбки и хорошее настроение.
– А теперь закройте глаза. Настройте себя на урок (аутогенная тренировка):
У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все. Я буду предельно внимателен на уроке.
– Я желаю вам успеха!
II. Чистописание. Словарная работа.
– Запишите число, название месяца, классная работа (комментируют дежурные).
1. – По образцу в тетради (и на доске) запишите:
2. Словарная работа.
– Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, –
Означено словами.
– Запишите слова-отгадки в столбик:
1) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой устлали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
(Роса.)2) Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Вся речка сделалась рябой.
(Ветер.)3) Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)4) Весной зеленела, летом загорала.
Осенью надела красные кораллы.
(Рябина.)5) Ползун ползет, иголки везет.
(Еж.)
– К какой части речи относятся записанные слова?
– Отыщите “лишнее” слово. Почему оно “лишнее”? (Слово “еж” – орфограмма “парные согласные на конце слова”, остальные – с безударной гласной.)
– Что мы знаем об имени существительном? Что обозначает существительное, на какие вопросы отвечает?
– Молодцы!
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы урока.
– А теперь попробуем описать эти предметы. Итак:
роса (какая?) ………….…………….. (прозрачная, чистая)
ветер (какой?) ………….…………….. (свежий, сильный)
сорока (какая?) ………….…………….. (болтливая, пестрая)
рябина (какая?) ………….…………….. (тонкая, красивая)
еж (какой?) ……………….……….. (серый, колючий)
– Скажите, слова какой части речи мы сейчас подобрали? (Имена
прилагательные.)
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают?
– Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
– Верно, а еще нам предстоит ответить на вопрос: для чего нужны в нашем языке
такие слова?
2. Наблюдение над ролью имен прилагательных.
– Прочитайте текст:
Под кустом притаился ………. зверек. У него ………. уши, ………. хвост. Тело покрыто ………. шерстью. Есть ………. и ………. зубы, но обороняться ими он не может.
– Кто догадался, о ком этот текст? Легко ли это сделать?
– Спишите текст, вставляя в предложения слова по смыслу.
Слова для справок: маленький, короткий, длинные, серой, крепкие, острые, мягкой.
– А теперь вы догадались, о ком идет речь в тексте? Да, о зайце.
– Какие слова помогли нам догадаться?
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
3. – Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. (Ненастный, пасмурный, хмурый, солнечный, прекрасный, светлый и т. д.)
– Да, на дворе чудесная погода!
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
– У меня для вас есть интересное задание. Давайте попробуем подобрать прилагательные, наиболее точно описывающие зимний и весенний снег. А поможет нам вот такая подсказка:
Зимний
|
Снег последний искристый мокрый колючий грязный пушистый серебристый мягкий рыхлый белый свежий серый |
Весенний
|
– Итак, I вариант выписывает прилагательные, характеризующие зимний снег, а II вариант – весенний. (Затем проверка с помощью компьютера.)
– Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно представить его себе, даже не глядя.
4. (Устно.)
– Я буду называть прилагательные, а вы попробуйте отгадать, о каком предмете идет речь:
Бурый, мохнатый, косолапый ……….
(Медведь.)
Красный, сладкий, сахарный ……….
(Арбуз.)
Зеленое, круглое, сочное ……….
(Яблоко.)
– Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.
5. Игра “Найди разницу”.
(Одновременно индивидуальная работа по карточкам.)
– Прочитайте. Запишите: I вариант – те признаки, которые можно отнести к лисе, а II вариант – к белке.
Образец (на доске): Лиса (какая?) ……….
Белка (какая?) ……….
– Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? (По цвету, вкусу,
запаху, размеру, форме, качеству, характеру и т.д.)
– Верно, молодцы!
Физкультминутка.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
6. Упражнение в подборе синонимов и антонимов.
– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл:
Доброе слово и кошке приятно.
– А наш котик что-то загрустил. Хозяйка назвала его:
ленивый,
трусливый.
бестолковый.
– Обидно ему стало. Давайте попробуем котика развеселить. Подберите антонимы к этим словам. А картинка – помогай-ка вам поможет:
– Посмотрите, наш котик улыбается. Это значит, мы справились с заданием. Выходит, что мы:
Умные, сообразительные, смышленые.
IV. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Вспомните, что мы называем прилагательными? Что еще знаем об этой части речи?
– А теперь попробуем ответить на вопрос: для чего нужны прилагательные в речи?
(Чтобы наша речь была яркой, образной, выразительной.)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот больной укольчик!
Оценки сегодня получили: …………………………
Домашнее задание: стр. 34 упр. 279.