Общее понятие о склонении имен существительных. Изменение имен существительных по падежам. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: “Сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами.”

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием “Склонение”;
    способствовать формированию знаний об изменении имен существительных по падежам.
  2. Развивающая: развивать мышление, внимание детей путем организации сравнения, анализа, обобщения.
  3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.

Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, компьютер, экран для демонстрации презентации.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Чистописание. Словарная работа.

1. На доске (показ учителя) и в тетрадях по образцу:

– На что это похоже? (На очки.)

– Верно, но очки эти волшебные. Они подсказывают нам, что на уроке нужно быть внимательными, сообразительными, зоркими.

2. – Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:

Б . реза, б . бл .. тека, б . лото, б . тинки, быстр .

– Проверьте себя!

Какое слово вам кажется “лишним”? Почему? (Слово “быстро”, т.к. это наречие, а все остальные слова – это имена существительные.)

– Верно! Сегодня наша задача – найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что уже знаем об этой части речи.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Актуализация и мотивация знаний учащихся.

– Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в дерево, в конфеты –
В общем, в разные предметы.

– О какой части речи идет разговор? (Об имени существительном.)

Продолжите мою фразу: “Я знаю об имени существительном, что …

– Приведите примеры.

2. Работа с перфокартами.

– Определите род имен существительных (такие же карточки у учащихся):

I вариант М. р. Ж. р. Ср. р.   II вариант М.р. Ж. р. Ср. р.
3. Смелость       4. Урожай      
5. Конь       6. Огурец      
7. Пень       8. Лошадь      
9. Мясо       10. Ворона      
11. Площадь       12. Решение      
13. Зелень       14. Степь      
15. Дерево       16. Окно      
17. Совпадение       18. Тюлень      
19. Снегирь       20. Яблоко      

(Первые 3 человека, справившиеся с заданием, отдают карточки на проверку учителю, остальные проверяют себя по слайду.)

– Молодцы, с заданием справились!

3. Вступительное слово учителя.

– Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.
– А кто такие исследователи? (Ответы детей.)
– Итак, вперед!

4. Работа с пословицами и поговорками.

– Прочитайте, объясните смысл пословиц и поговорок.

У него дело из рук валится.
Без дела жить – только небо коптить.
Делу время, потехе час.
За правое дело стой смело.
За делом и день пролетит незаметно.
Пора поговорить и о деле.

– На что обратили внимание? (В каждом предложении есть форма одного и того же слова “дело”.)
– Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные слова? (В словах изменяется только окончание.)
– Запишите слово “дело” с вопросами. Выделите окончания. (1 уч-ся работает у доски, затем коллективная проверка.)

Что? дело
Без чего? без дела
Чему? делу
За что? за дело
За чем? за делом
О чем? о деле

– Сколько вопросов поставлено к формам слова “дело”? (Шесть.)
– Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли слово “дело” по вопросам.)
– Прочитайте правило в учебнике на стр. 31
– Иначе говоря, мы склоняли имя существительное “дело”, изменяли его по падежам.

5. Знакомство с названием падежей и падежными вопросами.

– В русском языке 6 падежей. Каждый из них имеет свое имя и свои вопросы.

Именительный (И. п.)
кто?
что?
От слова “имя”, т.е. название предмета.
Н-р:
кто? лиса
что? река
Родительный (Р. п.)
кого?
чего?
Буквально означает “полученный от рождения”. Такое название обусловлено тем, что часто обозначает лицо, являющееся родителем или владельцем.
Н-р:
сын (кого?) Ивана
дом (кого?) сестры
Дательный (Д. п.)
кому?
чему?
От слова “дать”.
Н-р:
дать (кому?) сыну
Винительный (В. п.)
кого?
что?
Назван так потому, что предмет, о котором идет речь, является причиной, объектом, “виновником” действия.
Н-р:
провожал (кого?) сестру
читаю (что?) книгу
Творительный (Т. п.)
кем?
чем?
Связан с глаголом “творить”, т.к. одним из значений является значение орудия действия.
Н-р:
резать (чем?) ножом
рисовать (чем?) карандашом
Предложный (П. п.)
о ком?
о чем?
Такое название этому падежу дал Михаил Васильевич Ломоносов, т.к. этот падеж употребляется только с предлогами.
Н-р:
думал (о ком?) о маме

– Как вы думаете, а зачем падежи нужны существительным? (Предложения детей.)
– Падежи указывают на отношение существительного к другим словам в предложении: отношение действия и места (сидеть (на чем?) на стуле), действия и орудия (бить (чем?) молотком), действия и объекта (читать (что?) книгу) и т.д.

Физкультминутка.

(Сначала упражнения на расслабление мышц, затем зарядка для глаз.)

6. Работа в тетрадях.

– Запишите в тетрадях падежи с вопросами:

И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем?

– А теперь послушайте веселое стихотворение Тихона Хоботова “Свинья в полынье”. Кто-нибудь знает, что такое “полынья”? Вот и отлично!

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье, мы помочь хотим свинье.
Сами чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньей:
Разве шутят с полыньей?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!

– Какие существительные повторяются? Попробуйте заполнить таблицу:

И. п. кто? что? свинья, полынья
Р. п. кого? чего? от свиньи, из полыньи
Д. п. кому? чему? свинье, к полынье
В. п. кого? что? свинью, в полынью
Т. п. кем? чем? свиньей, с полыньей
П. п. о ком? о чем? о свинье, в полынье

IV. Закрепление изученного материала.

1. Упражнение в определении падеже имен существительных.

– Спишите, в скобках ставьте нужные вопросы к слову “весна”. Укажите над словом падеж, пользуясь таблицей на стр. 33 (Работаем с комментированием.)

Скоро наступит (что?) весна. Каждая былинка чувствует приход (чего?) весны. Всякая букашка рада (чему?) весне. Мальчик написал песню (о чем?) о весне.

– Вы отлично справились с заданием

2. Самостоятельная работа.

– Определите, в каком падеже стоят имена существительные:

На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на санках, перед домом, с севера, по улице. (Если будет время, в противном случае можно поработать устно.)

V. Итог урока.

– Итак, какие же исследования мы с вами провели на уроке?
– Кому из вас работать было интересно?

Домашнее задание.

– Дома выучите правило и название падежей с вопросами на стр. 31–32, выполните упр. 435 по заданию.
– Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Но прежде чем вы уйдете с урока, мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу:

Сегодня на уроке я…

– Молодцы! В языках других народов разное количество падежей. У немцев их 4, у финнов – 15. А наша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво, чего я вам от души желаю!

Спасибо за урок!

Презентация.