Цель урока: “Сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами.”
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с понятием
“Склонение”;
способствовать формированию знаний об изменении имен существительных по падежам. - Развивающая: развивать мышление, внимание детей путем организации сравнения, анализа, обобщения.
- Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.
Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, компьютер, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Чистописание. Словарная работа.
1. На доске (показ учителя) и в тетрадях по образцу:
– На что это похоже? (На очки.)
– Верно, но очки эти волшебные. Они подсказывают нам, что на уроке нужно быть внимательными, сообразительными, зоркими.
2. – Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:
Б . реза, б . бл .. тека, б . лото, б . тинки, быстр .
– Проверьте себя!
Какое слово вам кажется “лишним”? Почему? (Слово “быстро”, т.к. это наречие, а все остальные слова – это имена существительные.)
– Верно! Сегодня наша задача – найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что уже знаем об этой части речи.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Актуализация и мотивация знаний учащихся.
– Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в дерево, в конфеты –
В общем, в разные предметы.
– О какой части речи идет разговор? (Об имени существительном.)
Продолжите мою фразу: “Я знаю об имени существительном, что …”
– Приведите примеры.
2. Работа с перфокартами.
– Определите род имен существительных (такие же карточки у учащихся):
I вариант | М. р. | Ж. р. | Ср. р. | II вариант | М.р. | Ж. р. | Ср. р. | |
3. Смелость | 4. Урожай | |||||||
5. Конь | 6. Огурец | |||||||
7. Пень | 8. Лошадь | |||||||
9. Мясо | 10. Ворона | |||||||
11. Площадь | 12. Решение | |||||||
13. Зелень | 14. Степь | |||||||
15. Дерево | 16. Окно | |||||||
17. Совпадение | 18. Тюлень | |||||||
19. Снегирь | 20. Яблоко |
(Первые 3 человека, справившиеся с заданием, отдают карточки на проверку учителю, остальные проверяют себя по слайду.)
– Молодцы, с заданием справились!
3. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.
– А кто такие исследователи? (Ответы детей.)
– Итак, вперед!
4. Работа с пословицами и поговорками.
– Прочитайте, объясните смысл пословиц и поговорок.
У него дело из рук валится.
Без дела жить – только небо коптить.
Делу время, потехе час.
За правое дело стой смело.
За делом и день пролетит незаметно.
Пора поговорить и о деле.
– На что обратили внимание? (В каждом предложении есть форма одного и того
же слова “дело”.)
– Почему вы решили, что это форма одного и того же слова, а не родственные
слова? (В словах изменяется только окончание.)
– Запишите слово “дело” с вопросами. Выделите окончания. (1 уч-ся работает у
доски, затем коллективная проверка.)
Что? дело
Без чего? без дела
Чему? делу
За что? за дело
За чем? за делом
О чем? о деле
– Сколько вопросов поставлено к формам слова “дело”? (Шесть.)
– Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменяли слово “дело” по вопросам.)
– Прочитайте правило в учебнике на стр. 31
– Иначе говоря, мы склоняли имя существительное “дело”, изменяли его по падежам.
5. Знакомство с названием падежей и падежными вопросами.
– В русском языке 6 падежей. Каждый из них имеет свое имя и свои вопросы.
Именительный (И. п.) кто? что? |
От слова “имя”, т.е. название предмета. Н-р: кто? лиса что? река |
Родительный (Р. п.) кого? чего? |
Буквально означает “полученный от
рождения”. Такое название обусловлено тем, что часто обозначает лицо,
являющееся родителем или владельцем. Н-р: сын (кого?) Ивана дом (кого?) сестры |
Дательный (Д. п.) кому? чему? |
От слова “дать”. Н-р: дать (кому?) сыну |
Винительный (В. п.) кого? что? |
Назван так потому, что предмет, о
котором идет речь, является причиной, объектом, “виновником” действия. Н-р: провожал (кого?) сестру читаю (что?) книгу |
Творительный (Т. п.) кем? чем? |
Связан с глаголом “творить”, т.к. одним
из значений является значение орудия действия. Н-р: резать (чем?) ножом рисовать (чем?) карандашом |
Предложный (П. п.) о ком? о чем? |
Такое название этому падежу
дал Михаил Васильевич Ломоносов, т.к. этот падеж употребляется только с
предлогами. Н-р: думал (о ком?) о маме |
– Как вы думаете, а зачем падежи нужны существительным? (Предложения
детей.)
– Падежи указывают на отношение существительного к другим словам в предложении:
отношение действия и места (сидеть (на чем?) на стуле), действия и орудия
(бить (чем?) молотком), действия и объекта (читать (что?) книгу) и
т.д.
Физкультминутка.
(Сначала упражнения на расслабление мышц, затем зарядка для глаз.)
6. Работа в тетрадях.
– Запишите в тетрадях падежи с вопросами:
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем?
– А теперь послушайте веселое стихотворение Тихона Хоботова “Свинья в полынье”. Кто-нибудь знает, что такое “полынья”? Вот и отлично!
Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье, мы помочь хотим свинье.
Сами чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньей:
Разве шутят с полыньей?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
– Какие существительные повторяются? Попробуйте заполнить таблицу:
И. п. | кто? что? | свинья, полынья |
Р. п. | кого? чего? | от свиньи, из полыньи |
Д. п. | кому? чему? | свинье, к полынье |
В. п. | кого? что? | свинью, в полынью |
Т. п. | кем? чем? | свиньей, с полыньей |
П. п. | о ком? о чем? | о свинье, в полынье |
IV. Закрепление изученного материала.
1. Упражнение в определении падеже имен существительных.
– Спишите, в скобках ставьте нужные вопросы к слову “весна”. Укажите над словом падеж, пользуясь таблицей на стр. 33 (Работаем с комментированием.)
Скоро наступит (что?) весна. Каждая былинка чувствует приход (чего?) весны. Всякая букашка рада (чему?) весне. Мальчик написал песню (о чем?) о весне.
– Вы отлично справились с заданием
2. Самостоятельная работа.
– Определите, в каком падеже стоят имена существительные:
На языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на санках, перед домом, с севера, по улице. (Если будет время, в противном случае можно поработать устно.)
V. Итог урока.
– Итак, какие же исследования мы с вами провели на уроке?
– Кому из вас работать было интересно?
Домашнее задание.
– Дома выучите правило и название падежей с вопросами на стр. 31–32,
выполните упр. 435 по заданию.
– Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Но прежде чем вы уйдете с урока, мне хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу:
Сегодня на уроке я…
– Молодцы! В языках других народов разное количество падежей. У немцев их 4, у финнов – 15. А наша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво, чего я вам от души желаю!
Спасибо за урок!